Блог
711 0

Значение тодт, фриц в энциклопедии третьего рейха.

Тодт, Фриц (Todt), (1891-1942), рейхсминистр вооружения и боеприпасов. Родился 4 сентября 1891 в Пфорхейме (Баден) в семье владельца ювелирной фабрики. Закончив гимназию, учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1911-14) и в Карлсруэ (1918-20). Участник 1-й мировой войны: в 1914-16 служил на Западном фронте, в 1916-18 - в разведывательной авиации, был ранен в воздушном бою. После войны работал инженером-строителем. В 1923 вступил в нацистскую партию. В 1931 стал штандартенфюрером СС (полковником) в ведомстве Гиммлера. Возглавил созданную в 1933 организацию, занимавшуюся строительством наиболее важных военных объектов, в том числе оборонительных сооружений и скоростных автомагистралей. Одновременно был назначен руководителем Четырехлетнего плана. В 1938 ему поручили строительство оборонительных сооружений "Западного вала". В 1940-42 Тодт возглавлял министерство вооружения и боеприпасов. Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942. Официальное заключение гласило, что самолет "Хейнкель-111", на котором летел Тодт, был снабжен механизмом автоматического саморазрушения, и пилот по ошибке включил его. Пост Тодта занял придворный архитектор фюрера Альберт Шпеер, ставший рейхсминистром вооружения и военной промышленности.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха - www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm

Тодт (Todt) Фриц (4.9.1891, Пфорцгейм, Баден -8.2.1942, близ Растенбурга, Восточная Пруссия), государственный и военный деятель, руководитель военной экономики, генерал-майор, обергруппенфюрер СЛ. Сын владельца ювелирной фабрики. В 1910 прошел службу в армии добровольцем. Образование получил в Высшем техническом училище в Мюнхене (1911-14) и Карлсруэ (1918-20). В 1914 с началом 1-й мировой войны вступил добровольцем в армию. Участник боев на Западном фронте; с 1916 служил в авиации разведчиком. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса. В 1918 демобилизован. С 1920 работал инженером-строителем. 5.1.1922 вступил в НСДАП 31.10.1931 вступил в СА, получил чин оберфюрера, состоял в Высшем руководстве СА. С 1931 член СС В 1933 Т было поручено создать и возглавить полувоенную правительственную организацию, которая бы занималась разработкой и строительством сети автомобильных и железных дорог в Германии. Созданное Т. ведомство получило название «Организация Тодта». Одновременно с 1933 руководитель Главного управления техники в Имперском руководстве НСДАП. Депутат Рейхстага. С 1938 в ведении Т. и его организации находились также все вопросы строительства оборонительного Западного вала - на случай вступления Франции и Великобритании в войну. В подчиненной Т. организации в это время работало более 800 тыс. чел. С началом войны в руках Т. были сконцентрированы все вопросы снабжений армии вооружением, а 17.3.1940 он был назначен имперским министром вооружений и боеприпасов. С 1941 генерал-инспектор по энергоресурсам; к этому времени вступил в конфликт с Г. Герингом, возглавлявшим Управление по 4-летнему плану. Погиб в авиакатастрофе. По официальной версии его самолет Не. 111 был снабжен механизмом автоматического самоуничтожения и пилот по ошибке включил его.

Использованы материалы кн.: Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Здесь читайте:

Вторая мировая война(хронологическая таблица).

Фриц Тодт(нем. Fritz Todt; 4 сентября 1891, Пфорцхайм - 8 февраля 1942, около Растенбурга, Восточная Пруссия) - государственный и политический деятель Германии, рейхсминистр вооружения и боеприпасов (1940-1942), обергруппенфюрер СА, генерал-майор Люфтваффе.

Биография

Учился в Высшей технической школе в Мюнхене и в Карлсруэ. Участвовал в Первой мировой войне. Член НСДАП с 1923 года. В 1938 году возглавил организацию Тодта, занимавшуюся строительством важных военных объектов, железных дорог и скоростных автомагистралей. Одновременно, в 1940 г. назначен рейхсминистром вооружения и боеприпасов. В этом качестве принимал участие в проведении операций прикрытия подготовки нападения на СССР, например, в Ауфбау Ост.

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России.

Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер.

Могила

В настоящее время могила Фрица Тодта остается без опознавательного знака из-за распоряжения властей Германии. На изображениях ниже ясно видно месторасположение захоронения на Инвалиденфридхоф в Берлине, Германия, в зоне захоронений С (нем. Berlin Invalidenfriedhof, Grabfeld C).

Рейхсминистр вооружения и боеприпасов
17 марта - 8 февраля
Предшественник должность учреждена Преемник должность упраздненаАльберт Шпеер Рождение 4 сентября (1891-09-04 ) Пфорцхайм,Великое герцогство Баден,Германская империя Смерть 8 февраля (1942-02-08 ) (50 лет) около Растенбурга, Восточная Пруссия, Третий рейх Место погребения
  • Инвалиденфридхоф
Партия НСДАП (1923) Образование
  • Мюнхенский технический университет
Награды Военная служба Звание обергруппенфюрер САгенерал-майор Люфтваффе (1935) Сражения
  • Первая мировая война
  • Вторая мировая война
Фриц Тодт на Викискладе

Биография

В ноябре 1941 года рекомендовал Гитлеру войну против Советского Союза прекратить. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла».

Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942 года.

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России. Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Из воспоминаний личного пилота Гитлера Ганса Баура:

«Рейхсминистр доктор Тодт был везде желанным гостем, его любили все. Им восхищались, поскольку, несмотря на свои великие таланты, он вел себя достаточно скромно. За день до своей смерти он долго о чем-то докладывал Гитлеру. Я провел с ним вечерние часы. Он сказал мне, что хочет вернуться в Берлин на следующий день рано утром и что может захватить с собой Шпеера, который был вместе с ним у Гитлера.

На следующее утро, как обычно, в 8.30 я поехал на аэродром. Еще издалека я увидел клубы черного дыма, а спустя некоторое время, метрах в 50 от взлетной полосы, – горящий «Хейнкель». Я сразу понял, что это самолет доктора Тодта.

«Хейнкель» только что заправили 3400 литрами бензина, так что пламя все продолжало бушевать. Я послал за длинными шестами, чтобы вытащить тела из огня, пока они не сгорели до угольков. На пламя направили струи пяти огнетушителей, тем самым немного сбив его. Шестами нам удалось вытащить тела. Доктор Тодт лежал лицом вниз, одним боком на земле, его тело все еще было вполне узнаваемо. Я выяснил, что Шпеер не полетел вместе с ним. Помимо доктора Тодта и трех членов экипажа, на борту самолета находились также несколько отпускников. Они все сгорели заживо.

Естественно, я сразу же стал собирать свидетельства очевидцев катастрофы, чтобы попытаться определить ее возможную причину. Погодные условия в тот день были крайне неблагоприятными: сильный ветер, облачность на высоте от 200 до 300 метров, то и дело шел снег. Дежурный на аэродроме сделал отметку о точном времени вылета самолета. Через три минуты после этого он увидел, что «Хейнкель» Тодта возвращается. Это само по себе было странно, но еще больше удивительно то, что самолет шел на посадку с невыпущенным шасси. В голове у дежурного пронеслась мысль, что при таком сильном попутном ветре шансы на успешную посадку невелики – слишком мало места для торможения. Внезапно, когда «Хейнкель» находился всего в 100 метрах от края летного поля, из его хвостовой части вырвался столб голубого пламени. Это видели обитатели соседнего поместья. На «Хейнкелях» топливо закачивалось в крылья, поэтому бензин не мог стать причиной взрыва. Все свидетели единогласно утверждали, что пламя било из задней части самолета.

Мы пришли к выводу, что вряд ли это была диверсия. Летчики погибли сами, и, кроме того, доктора Тодта все очень любили. Вряд ли взрыв мог быть устроен кем-нибудь из посторонних – аэропорт охранялся очень плотно и надежно. Истинная причина гибели самолета представляла собой загадку. Комиссия из министерства авиации исследовала все сохранившиеся фрагменты, но так и не смогла прийти к однозначным выводам.

Были изучены все документы, касающиеся этого «Хейнкеля». У каждого самолета имеется сопровождающая его документация, в которой отмечается все, что с ним происходило: замена двигателей, поломки и ремонтные работы. Вырисовывалась следующая картина. Самолет доктора Тодта отправили на капитальный ремонт, во время которого полностью разобрали, проверили каждый узел, заменяя при этом негодные или поврежденные детали. На четырнадцать дней, которые требовались для капитального ремонта, в распоряжение Тодта предоставили другой «Хейнкель», принадлежавший одному из подразделений военно-воздушных сил. Эта часть некоторое время находилась на фронте, и, как и на всех самолетах, побывавших на фронте, на нем был установлен так называемый взрыватель, представлявший собой небольшую коробочку с килограммом взрывчатки, – его приводили в действие, дернув за веревку с небольшим кольцом. Взрыватель находился под сиденьем летчика. В случае необходимости самолет можно было разнести взрывом на мельчайшие фрагменты. Встроенный часовой механизм позволял летчикам покинуть перед этим самолет в течение трех минут. Возможно, именно взрыватель и сыграл роковую роль в судьбе министра.

Доктор Тодт обычно сидел в кабине рядом с летчиком, на месте бортинженера. Незадолго до вылета он прошел через маленький салон в кабину пилота. Проход был очень узким, и доктор Тодт, одетый в меховое пальто, едва протиснулся в кабину. Он ждал, пока бортинженер, который одновременно исполнял и обязанности радиста, поднимет посадочное шасси и сможет покинуть место рядом с пилотом. Возможно, когда Тодт протискивался к сиденью, колечко от веревки взрывателя зацепилось за одну из пуговиц на его ботинках, и, таким образом, он привел в действие таймер и детонатор. Горение шнура взрывателя привело к появлению в кабине дыма, что в свою очередь автоматически привело к включению сигнала тревоги. За этим последовали поиски источника дыма, который команда, вероятно, нашла довольно быстро. К тому времени самолет находился в воздухе уже около двух минут. Начались гонки со смертью, исход которых решали секунды. Шасси было убрано, а выпустить его уже просто не хватало времени. Предстояло садиться, несмотря на сильный попутный ветер. Самолет подходил к аэродрому, когда до взрыва оставалось несколько секунд. Взрыватель сработал. Самолет подбросило вверх примерно на 30 метров, затем он упал, разбился и полностью сгорел. Гитлер, которому мне пришлось докладывать об этом происшествии со всеми подробностями, очень глубоко переживал эту потерю ».

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер.

Награды

  • Железный крест 2-го и 1-го класса (Королевство Пруссия)
  • Орден «За военные заслуги» 4-го класса с мечами (Королевство Бавария)
  • Орден Церингенского льва рыцарский крест 2-го класса с мечами (
Вероисповедание: Рождение: 4 сентября (1891-09-04 ) Пфорцхайм, Баден-Вюртемберг, Германская империя Смерть: 8 февраля (1942-02-08 ) (50 лет) около Растенбурга, Восточная Пруссия, Третий рейх Место погребения: Инвалиденфридхоф Династия:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Имя при рождении:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Отец:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Мать:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Супруг:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Дети:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Партия: НСДАП (1923) Образование:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Учёная степень:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Сайт:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Военная службаРод войск:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Звание: обергруппенфюрер САгенерал-майор Люфтваффе (1935) Сражения:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Автограф:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Монограмма :Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).Награды:
60px
60px60pxМедаль За сооружение Атлантического вала
60px60px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

В ноябре 1941 года рекомендовал Гитлеру войну против Советского Союза прекратить. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла».

Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942 года.

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России.

Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер.

Могила

В настоящее время могила Фрица Тодта остается без опознавательного знака из-за распоряжения властей Германии. На изображениях ниже ясно видно месторасположение захоронения на Потом, наконец, всё куда-то исчезло, и я осталась висеть в полной пустоте… Появилось ощущение Полного Покоя, такого богатого своей полнотой, какого невозможно было испытать на Земле... Потом пустота начала наполняться сверкающим всеми цветами радуги туманом, который всё больше и больше уплотнялся, становясь похожим на блестящий и очень плотный клубок звёзд… Плавно и медленно этот «клубок» стал расплетаться и расти, пока не стал похожим на потрясающую по своей красоте, гигантскую сверкающую спираль, конец которой «распылялся» тысячами звёзд и уходил куда-то в невидимую даль… Я остолбенело смотрела на эту сказочную неземную красоту, стараясь понять, каким образом и откуда она взялась?.. Мне даже в голову не могло прийти, что создала это в своём воображении по-настоящему я… И ещё, я никак не могла отвязаться от очень странного чувства, что именно ЭТО и есть мой настоящий дом… – Что-о это?.. – обалдевшим шёпотом спросил тоненький голосок. Стелла «заморожено» стояла в ступоре, не в состоянии сделать хотя бы малейшее движение и округлившимися, как большие блюдца глазами, наблюдала эту невероятную, откуда-то неожиданно свалившуюся красоту... Вдруг воздух вокруг сильно колыхнулся, и прямо перед нами возникло светящееся существо. Оно было очень похожим на моего старого «коронованного» звёздного друга, но это явно был кто-то другой. Оправившись от шока и рассмотрев его повнимательнее, я поняла, что он вообще не был похож на моих старых друзей. Просто первое впечатление «зафиксировало» такой же обруч на лбу и похожую мощь, но в остальном ничего общего между ними не было. Все «гости», до этого приходившие ко мне, были высокими, но это существо было очень высоким, вероятно где-то около целых пяти метров. Его странные сверкающие одежды (если их можно было бы так назвать) всё время развевались, рассыпая за собой искрящиеся хрустальные хвосты, хотя ни малейшего ветерка вокруг не чувствовалось. Длинные, серебряные волосы сияли странным лунным ореолом, создавая впечатление «вечного холода» вокруг его головы… А глаза были такими, на которые лучше никогда бы не выпало смотреть!.. До того, как я их увидела, даже в самой смелой фантазии невозможно было представить подобных глаз!.. Они были невероятно яркого розового цвета и искрились тысячью бриллиантовых звёздочек, как бы зажигающихся каждый раз, когда он на кого-то смотрел. Это было совершенно необычно и до умопомрачения красиво… От него веяло загадочным далёким Космосом и чем-то ещё, чего мой маленький детский мозг тогда ещё не в состоянии был постичь... Существо подняло развёрнутую к нам ладонью руку и мысленно сказало: – Я – Элей. Ты не готова приходить – вернись… Естественно, меня сразу же дико заинтересовало – кто это, и очень захотелось каким-то образом хоть на короткое время его удержать. – Не готова к чему? – как могла более спокойно спросила я. – Вернуться домой. – Ответил он. От него исходила (как мне тогда казалось) невероятная мощь и в то же время какое-то странное глубокое тепло одиночества. Хотелось, чтобы он никогда не ушёл, и вдруг стало так грустно, что на глаза навернулись слёзы… – Ты вернёшься, – как будто отвечая на мои грустные мысли произнёс он. – Только это будет ещё не скоро… А теперь уходи. Сияние вокруг него стало ярче... и, к моему большому огорчению, он исчез… Сверкающая громадная «спираль» ещё какое-то время продолжала сиять, а потом начала рассыпаться и полностью растаяла, оставляя за собой только глубокую ночь. Стелла наконец-то «очнулась» от шока, и всё вокруг тут же засияло весёлым светом, окружая нас причудливыми цветами и разноцветными птицами, которых её потрясающее воображение поспешило скорее создать, видимо желая как можно быстрее освободиться от гнетущего впечатления навалившейся на нас вечности. – Ты думаешь это я?.. – всё ещё не в состоянии поверить в случившееся, ошарашено прошептала я. – Конечно! – уже опять весёлым голоском прощебетала малышка. – Это ведь то, что ты хотела, да? Оно такое огромное и страшное, хоть и очень красивое. Я бы ни за что не осталась там жить! – с полной уверенностью заявила она. А я не могла забыть той невероятно-огромной и такой притягательно-величавой красоты, которая, теперь я знала точно, навечно станет моей мечтой, и желание когда-то туда вернуться станет преследовать меня долгие, долгие годы, пока, в один прекрасный день, я не обрету наконец-то мой настоящий, потерянный ДОМ… – Почему ты грустишь? У тебя ведь так здорово получилось! – удивлённо воскликнула Стелла. – Хочешь, я покажу тебе что-то ещё? Она заговорщически сморщила носик, от чего стала похожа на милую, смешную маленькую обезьянку.

Однако со временем произошли гибельные изменения. Уже на раннем этапе я почувствовал, что необходимо выразить протест против гонений на христианство, против звериного отношения к его священникам, против осквернения его церквей.

Когда 9 ноября 1938 самым трусливым и самым жестоким образом грабили и мучили евреев, когда по всей Германии разрушали их синагоги, я снова выступил с протестом. Чтобы продемонстрировать степень моего отвращения, я оставил пост государственного советника. Все мои протесты остались без ответа.

Теперь вы заключили договор с коммунистами. Ваше министерство пропаганды даже смеет утверждать, что добропорядочные немцы, голосовавшие за вас и открыто противостоявшие коммунизму, по существу схожи с теми звериными анархистами, которые ввергли Россию в трагедию, и которых вы лично охарактеризовали как "обыкновенных, запятнанных кровью преступников" ("Майн кампф", с. 750)… Остановите бессмысленное кровопролитие, и Германия обретет мир и тем самым сохранит свое единство.

Я обязан объяснить причины, вынудившие меня покинуть Германию. Об этом я еще не упомянул. Все документы, касающиеся более чем пятнадцатилетней борьбы, я надежно спрятал. И я не собираюсь в то время, когда моя родина ведет тяжелейшую борьбу, предоставлять врагу моральное оружие. Я есть и всегда буду немцем и сердцем, и помыслами, и стремлениями. Я гордо и громогласно заявляю о своем немецком происхождении и буду делать это до последнего вздоха. И как немец я никогда не позволю себе воспользоваться правом осуждать Германию в момент глубочайших национальных страданий. Когда-нибудь это станет необходимым и оправданным ради истины. Послушайте меня, и вы услышите голос измученного немецкого народа, который кричит вам: "Одумайтесь, верните свободу, право и гуманность снова в Германский рейх".

Я буду молчать. Я хотел бы увидеть, что вы намерены делать. Я полагаю, что это письмо нельзя утаить от немцев. Я жду. Если же германский народ будет лишен права услышать мои слова, слова свободного и честного немца, то я буду взывать к совести всего мира, и пусть мир вынесет приговор. Я жду. Да здравствует Германия!Фриц Тиссен

Тиссен так и не получил от фюрера ответа на свое письмо. Вместо этого, пять недель спустя немецкие газеты объявили о лишении Тиссена немецкого гражданства и о конфискации его собственности. Он был арестован во Франции и вместе с женой направлен в концентрационный лагерь, в котором пробыл до 1945. Тиссен умер в Буэнос-Айресе 8 февраля 1951.

Тодт, Фриц

(Todt), (1891–1942), рейхсминистр вооружения и боеприпасов. Родился 4 сентября 1891 в Пфорхейме (Баден) в семье владельца ювелирной фабрики. Закончив гимназию, учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1911-14) и в Карлсруэ (1918-20). Участник 1-й мировой войны: в 1914-16 служил на Западном фронте, в 1916-18 - в разведывательной авиации, был ранен в воздушном бою. После войны работал инженером-строителем. В 1923 вступил в нацистскую партию.

В 1931 стал штандартенфюрером СС (полковником) в ведомстве Гиммлера. Возглавил созданную в 1933 организацию, занимавшуюся строительством наиболее важных военных объектов, в том числе оборонительных сооружений и скоростных автомагистралей (см. Автобаны; Тодта организация). Одновременно был назначен руководителем Четырехлетнего плана. В 1938 ему поручили строительство оборонительных сооружений "Западного вала". В 1940-42 Тодт возглавлял министерство вооружения и боеприпасов. Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942. Официальное заключение гласило, что самолет «Хейнкель-111», на котором летел Тодт, был снабжен механизмом автоматического саморазрушения, и пилот по ошибке включил его. Пост Тодта занял придворный архитектор фюрера Альберт Шпеер, ставший рейхсминистром вооружения и военной промышленности.

Тодта, организация

Полувоенная правительственная организация, созданная в 1933, занимавшаяся разработкой и строительством автомобильной и железнодорожной сети в целях улучшения возможностей переброски войск в случае войны. Также осуществляла проектирование и возведение оборонительных сооружений, в т. ч. "Западного вала", подземных командных пунктов, ставок и др. Возглавлял организацию Фриц Тодт (до его смерти в 1942), а затем министр вооружения и военной промышленности Альберт Шпеер.

Толлер, Эрнст

(Toller), (1893–1939), немецкий писатель, поэт и драматург. Родился 1 декабря 1893 в Замотшине (ныне Замосць, Польша) в семье лавочника-еврея. Учился в Гренобле, затем в Гейдельберге и Мюнхене. Участник 1-й мировой войны, добровольцем вступил в армию, позже организовывал забастовки за прекращение войны. После войны участвовал в революционном движении в Баварии, был избран президентом Баварской советской республики. После подавления революции был осужден на 5 лет; в тюрьме написал "Реквием по убитым братьям" (1920), "Стихи заключенных" (1921), несколько драм, в т. ч. «Человек-масса» (1921), в центре которой проблема соотношения цели и средств революционной борьбы.

Большинство пьес Толлера отмечено глубокой обеспокоенностью судьбой рабочего человека в капиталистическом обществе, а также ужасами войны. Он щедро использовал в своем творчестве экспрессионистские приемы. Его перу принадлежат драмы: «Люди-роботы» (1922), "Хоппля, мы живем" (1927), "Долой перемирие!" (1936), "Пастор Халль" (1939). После прихода нацистов к власти книги Толлера были сожжены, а сам он лишен германского гражданства. Он эмигрировал в США, где принимал участие в антигитлеровском движении и издал автобиографические записки "Юность в Германии" (1933). В состоянии депрессии покончил с собой в Нью-Йорке 22 мая 1939.

Томас, Георг

(Tomas), (1890–1946), генерал германской армии, начальник экономического управления ОКВ. Родился 20 февраля 1890 в Бранденбурге. В армии с 1908. Во время 1-й мировой войны служил в штабах различных полков, а также в Генштабе. Был удостоен многочисленных наград, в том числе Ордена Гогенцоллернов, Железного креста I степени, креста "За военные заслуги" и др. После войны служил в штабе 4-й пехотной дивизии в Дрездене. В 1928-38 Томас был начальником штаба артиллерийско-технического снабжения вооруженных сил. 1 января 1938 ему было присвоено звание генерал-майора, и вскоре он был назначен начальником экономического управления Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ). Летом 1939 Томас представил на рассмотрение Вильгельма Кейтеля подробный доклад, иллюстрировавший экономическую подготовленность рейха к войне с другими великими державами, на фоне которых отсталость Германии не вызывала никакого сомнения. Ознакомившийся с докладом Гитлер беспечно заявил, что СССР будет союзником рейха. Поняв, что Гитлер приведет Германию к катастрофе, Томас начал зондировать почву среди генералитета с целью отстранения Гитлера от власти, однако обрести единомышленников ему не удалось. Более того, он едва избежал ареста после того, как генерал Вальтер фон Браухич сообщил о намерениях Томаса начальнику Абвера Вильгельму Канарису. Томас решил временно покориться судьбе. 1 января 1940 ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а 1 августа 1940 генерала от инфантерии.

После нападения Германии на Советский Союз Томас неоднократно бывал с инспекционными поездками на Восточном фронте, где стал свидетелем массовых убийств еврейского населения. Потрясенный увиденным, Томас вместе с бароном Фридрихом Фалькенхаузеном посетил Браухича и заявил ему, что в расправах над евреями, чинимых повсеместно на оккупированных территориях, есть и его, Браухича, вина. Фельдмаршал оставил заявление Томаса без ответа.

6 мая 1942 Томас был введен в состав совета по вооружениям, где занимался разработками экономической эксплуатации оккупированных территорий. Тогда же он был назначен начальником управления вооружений министерства вооружений и военной промышленности. 20 ноября 1942 он покинул этот пост, продолжив работу в ОКВ.

Добавить комментарий