Блог
266 0

Проект по русскому языку. Знаки препинания

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Чунский

Проект

«Как рождаются слова в русском языке»

Выполнил: Рукосуев Сергей, ученик 5 «б» класса

Предмет: русский язык

Руководитель:Твердохлеб Галина Михайловна,

учитель русского языка и литературы.

Р.п. Чунский

2017г

Обоснование проблемы:

Каждый человек должен знать свой язык. Понимать, как происходят изменения в языке. Интересоваться, каким образом строятся определённые правила. А много ли знаю я?

Актуальность проблемы:

В нашей школе много хороших, достойных учеников. Но ещё никто не набрал в экзаменах наивысшего 100-бального результата. Даже одна тема из всего русского языка может способствовать совершенствованию знаний. Изучать русский язык актуально, это поможет быть успешным в жизни.

Гипотеза:

Я предполагаю, что

новые слова появляются

вместе с новыми предметами,

а ещё слова растут

или

видоизменяются

благодаря словообразующим морфемам.

Цели:

1. Рассмотреть условия появления новых слов.

2. Расширить познания в теме «Словообразование».

3. Познакомиться со словообразовательными морфемами.

4. Вызывать интерес к родному языку у сверстников.

План.

1. Введение (Тот любит свой язык, кто знает).

2. О происхождении слов в истории языка (исконно-русские и заимствованные; устаревшие и возникающие).

3. Способы словообразования.

4. Корень как ключевая смысловая часть.

5. Словообразующие морфемы и формообразующие.

6. Что знают об образовании слов мои одноклассники.

7. Заключение.

«Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»

Н. Гоголь

Мы знаем и любим родной язык. А знаем ли? Часто говорят о том, что мы плохо знаем свой родной язык. Вот уже два или три года всей страной пишут диктанты (тотальный диктант, который проходит одновременно в десятках городов России и даже мира). И не для оценки, а чтобы самим понять, как каждый из нас знает язык. Тот язык, на котором говорили многие великие люди: поэты и писатели, учёные, путешественники, космонавты, герои и просто наши предки. Говорили, ценили, любили и берегли!

Выполняя данный проект, мне захотелось узнать, как появляются слова в речи. Просто ли придумали называние предмета? Или есть какие-то особенности строения слов.

Откуда берутся новые слова?

А знают ли это мои одноклассники?

Читая соответствующие книги, я узнал, что есть

исконно-русские слова

и слова,заимствованныеу других народов.

Из истории мы знаем, что государства торговали друг с другом, взаимодействовали. Таким образом, и предметы, прибывавшие из другого народа, приходили вместе с названием. Так появились в русском языке слова: c ундук, кушак, казна (от тюркских народов);

пурга, пельмени, сани (от северных народов), от них же почти все названия слов, связанных с рыбным промыслом;

Германского происхождения являются слова князь, котёл, меч, холм, свинья и другие.

Больше всего пришло в русский язык слов греческих: названия многих овощей и фруктов (вишня, огурец, свёкла), другие предметы быта, одежды (баня, кукла, скамья, фонарь, лента).

Обогащали русский словарь и латинские слова (студент, экзамен, автор, лектор), и французские (пальто, жакет, мебель, бульон) и других народов.

Слова, оказывается, как люди, живут и умирают, т.е. выходят из употребления. Этот процесс называетсяархаизация.Слова как бы уходят в архив, называются устаревшими.

А появляются новые слова, которые называютнеологизмами. Появляются они благодаря человеческому прогрессу.

В 5 классе мы познакомились со способами словообразования:

    Приставочный способ

    Суффиксальный способ

    Приставочно - суффиксальный способ

    Сложение

Меня заинтересовала эта тема. Мне захотелось узнать больше. Ведь, если это способы словообразования, значит, они помогают рождать новые слова.

Я задался вопросами:

1. Какую роль в словообразовании играют приставка и суффикс?

2. Можно ли образовать новые слова из частей разных слов?

Словообразование– один из самых интересных разделов науки о языке. Как образуются слова, как они устроены, на какие смысловые части делятся – всеми этими вопросами и занимается словообразование. Вы, конечно же, изучали словообразование на уроках русского языка в школе и имеете представление о значимых частях слова (морфемах), умеете отличать суффикс от приставки и корень от окончания.

Понаблюдаем за словом в стихотворении «Сказочка»

Сказочка

В чистом поле, вбеломполеБыло всебелым-бело, Потому что это полеБелым снегом замело.

И стоял в том белом полеБелоснежно-белый дом,С белой крышей, с белой дверью,Сбеломраморнымкрыльцом.

Потолок был белый-белый,Белизноюпол блистал,Было много белых лестниц,Белых комнат, белых зал.

И вбелейшемв мире залеСпал без горя и забот,Спал на белом одеялеСовершенно черный кот.

(Б.Заходер)

Шесть слов: белый, белым-бело, белоснежный, беломраморный, белизна, белейшем образованы по –разному и каждое слово имеет своё значение. При этом, корень везде сохраняется и лексическое значение белого цвета – тоже.

Белый – просто цвет

Белым-бело – ничего, кроме белого

Белоснежный – ослепительной белизны и чистоты

Беломраморный – белый, но матовый

Белейший – наивысшая точка белого

Если говорить про корень слова, он в каждом слове несёт в себе основной смысл. А что же меняет значение слов?

А значение слов меняютсловообразующие морфемы. Теперь я знаю, что морфемы бывают

словообразующие и формообразующие

Формообразующие не образуют новых слов, а только меняютформуслова. Чаще всего это окончания

Кот- коты- коту- котам- котом- кота- котов

Окончание лишь указывает на число предметов или изменяет его по падежам. Само же слово не меняет лексического значения.

Формообразующим является и суффикс –Л – у глаголов. Он только указывает на прошедшее время того же глагола: стоять- стоял. Значение слова такой суффикс не меняет.

Но естьсловообразующие морфемы (приставки и суффиксы).

Приставки образуют новые значения слов:

влететь, вселиться, вбросить, внести

вы-

указывает на движение изнутри: выбегать, выбрасывать, выкопать

до-

указывает на завершение действия, его конец: дочитать, доплыть, доехать

за-

нахождение по ту сторону, позади: задворки, заречье,

указывает на начало действия: запеть, заплакать, засмеяться

на-

положение на поверхности предмета: наконечник, наручник, наушник направленность действия на что-нибудь : наклеить, нашить, набросить

над-

обозначает что-л. поверх чего-л.: надбровье, надстройка

пере-

то, что может быть соединительным звеном: перелесок, перемычка, переносица, переписка,

по-

расположение на поверхности и в пределах чего-л.: побережье,

или начало действия: понёс, побежал, подал

под-

расположение чего-то ниже предмета или вблизи предмета: подбородок, подножье, подоконник

пред-

расположение впереди чего-л. или предшествование чему-то: предбанник, предгорье, предмостье

пре-

Преувеличение, или равно значению пере-: прекрасный,

пресечь, прервать

при-

Неполнота действия, приближение, присоединение чего-то: пришёл, пришить, прибить

Суффиксы тоже образуют новые значения слов:

У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

И другие суффиксы существительных.

У ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

-ив-

прилагательные со значением: постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь, обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый)

Ий

охотничий

Ин-

гусиный, дядин

Ист-

серебристый, бархатистый

И другие суффиксы прилагательных.

У ГЛАГОЛОВ

И некоторые другие суффиксы глаголов.

Я рассмотрел только некоторые части речи. Мы ещё будем узнавать новые части речи и узнавать значение их суффиксов.

А что знают мои одноклассники об образовании слов?

Я решил провести небольшой опрос:

1. Какие способы образования слов в русском языке знаешь?

* все 4 способа (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение) назвали 8 из 12 (66,6%)

*приставочный и суффиксальный помнят 9 из 12 (75%)

2. Какая морфема для слов является ключевой?

* корень слова назвали 12 из12 опрошенных (100%)

3. Что объединяет слова в родственные группы?

* корень является общей частью родственных слов – 7 из 12 (58,3%)

4. Умеешь отличать родственные слова от того же слова, претерпевшего изменения?

* умеют находить родственные, потому что они имеют хоть чуть-чуть, но другое значение – 7 из 12 (58,3%)

*затрудняются, потому что изменённое слово тоже могут считать родственным – 5 из 12 (41,6%)

5. Почему способ образования слов называют суффиксальным или приставочным?

*Ответили все 12 правильно- (100%)

6. Какие морфемы можно назвать словообразовательными?

* Те, которые образуют слова – 8 человек из 12 (66,6%)

* Новые слова образуют приставки или суффиксы – 4 человека из 12 (33,3%)

7. Любишь ли ты русский язык?

*Любят, ответили 5 человек из 12 (41,6%)

А что помнят взрослые из словообразования в русском языке и вообще из предмета.

Я решил провести небольшой опрос среди своих знакомых.

Вот какие вопросы я задавал взрослым:

1. Любили ли Вы в школе уроки русского языка?

* Да, ответили 6 человек из 6 опрошенных - 100%

2. Где пригодились Вам знания русского языка?

* В жизни, при написании различных деловых бумаг – 3 человека

* Помогаю выполнять уроки своим детям – 2 человека

* Не боюсь заполнять любые документы – 5 человек

* Успешно поступила в институт – 1 человек

3. А помните ли, какие бывают части слов?

* приставка, корень, суффикс, окончание – 6 человек из 6 опрошенных

4. А какую роль выполняют, по –вашему, суффиксы и приставки?

* Изменяют слова – 2 человека из 6

*Изменяют значения слов – 4 человека из 6

5. Что хотелось бы вам пожелать ученикам 5 класса в плане успешного изучения предмета?

« Стараться учиться хорошо, чтобы дальнейшая жизнь была лучше»

«Учение – свет! Надо учиться. Стараться. Мы в детстве не всегда это слушаем, а потом сожалеем»

«Не терять времени зря- учиться, стараться, стремиться к лучшей жизни»

«Всегда выполнять уроки, чтоб не отставать и успешно учиться»

Выполняя данный проект, я пришёл к выводу, что в русском языке еще многое для меня неизвестно. Немало нового предстоит ещё узнать и моим одноклассникам.

Но кое в чём я смог убедиться: слова действительно рождаются с появлением новых предметов и научно-технического прогресса, а также благодаря словообразующим морфемам.

Значит, выдвинутая мною гипотеза верна. И исследуя тему, я достиг целей:

1. Рассмотрел условия появления новых слов.

2. Расширил познания в теме «Словообразование».

3. Познакомился со словообразовательными морфемами.

4. Постарался вызвать интерес к изучению родного языка у сверстников.

Используемая литература:

1. Д.Э. Розенталь «Современный русский язык»

2. Д.Э. Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке»

3. Д.Э. Розенталь «Практический русский язык»

4. Т.В. Шклярова «Русский язык в практических упражнениях»

5. В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках»

6.А.Н. Штоль «Словообразование»

7. Интернет-ресурсы

Как известно, в системе современной русской пунктуации десять знаков препинания:КАК ИЗВЕСТНО, В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ ДЕСЯТЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ: o o o o o o o o o o точка [.] запятая [,] точка с запятой [;] многоточие […] двоеточие [:] вопросительный знак [?] восклицательный знак [!] тире [-] скобки [() или ] кавычки [« » или " "]

Точка

ТОЧКА Всех главней, конечно, точка. Без неё ведь никуда. Ей заканчивают строчку, Она в тексте есть всегда. Точка - отмечает конец предложения и тем самым служит для членения текста

Запятая

ЗАПЯТАЯ Чуть пореже запятая. И она порой нужна, Так как в знаках препинанья Очень важная она. Запятая, всем известно, Может миловать, казнить. Смысл речи её место Может сильно изменить. Запятая - употребляемый для выделения и отделения друг от друга составных частей простого и сложного предложений

Восклицательный знак

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны!!! Восклицательный знак - выполняет интонационную и отделительную функции

Вопросительный знак

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак – Вопросительный знак. Вопросительный знак - ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения

Многоточие

МНОГОТОЧИЕ Рядом три Сестрички-точки, Значит, нет конца У строчки. Многоточие - употребляется для обозначения перерыва в речи (при незаконченности высказывания или при паузах внутри него)

Точка с запятой

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Точка с запятой ставится: между частями сложного бессоюзного предложения, если эти части распространены и слабо связаны по смыслу (С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны, дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес); между частями сложносочинённого предложения, если эти части распространены или имеют внутри себя запятые (Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореаду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменного всякий раз были прекрасны, величавы).

ДВОЕТОЧИЕ

Двоеточие ставится: после обобщающего слова перед однородными членами (На лугу росли цветы: ромашки, лютики, колокольчики); между простыми предложениями в сложном бессоюзном предложении, если второе предложение разъясняет или дополняет первое (Что-то зачернело впереди: то был Пегас); если второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом (Любите книгу: оно поможет разобраться вам в путанице мысли); после слов автора перед прямой речью (Отец сказал: "Я подумаю об этом"). употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными смысловыми отношениями с частью текста перед ним

10. Тире

ТИРЕ В начале предложения тире ставится: при передаче диалога, если его реплики начинаются с абзаца: – Михаил приедет сегодня? – Приедет. при передаче прямой речи, если после слов прямая речь начинается с абзаца: Отец сказал: – Это замечательно!

11. Тире

ТИРЕ Тире ставится внутри простого предложения: между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки (Доброе начало – половина дела. Жить – Родине служить. Большое искусство – уметь ждать. Дважды два – четыре); перед распространённым приложением, находящимся в конце предложения (Зашла соседка – Катина бабушка); после однородных членов перед обобщающим словом (Красный, розовый, оранжевый – эти цвета были её любимыми); в неполном предложении (Маша приехала из Тулы, Катя – из Саратова).

12. Тире

ТИРЕ Тире ставится внутри сложного бессоюзного предложения: при быстрой смене событий (Проснулся – пять станций убежало назад); при противопоставлении (На соседней улице дождь – у нас солнце); при временных, условных, следственных, сопоставительных отношениях между предложениями (Песня кончилась – раздались аплодисменты. Волков бояться – в лес не ходить. Дождь льёт с утра – выйти невозможно. Молвит слово – соловей поёт).

13. Скобки

СКОБКИ В скобки могут заключаться: вводные (вставные) предложения (В жаркое летнее утро (это было в середине июля) меня разбудили раньше обычного); пояснительные слова (Вчера (26 сентября) был выходной). употребляются для выделения слов, частей предложения или предложений, содержащих дополнительные сведения и пояснения к основной части текста

14. Кавычки

КАВЫЧКИ Кавычками выделяются: слова малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание (Петушков "стрепенулся", а солдат вытянулся, пожелал ему "здравья" и вручил ему большой пакет…); слова, сказанные иронически (А новый "родственник" оказался просто проходимцем); слова из чужого текста, цитаты (Он сказал про себя "подумаешь!" и пошёл дальше); слова, употреблённые в условном значении (Завоевать "золото", разделить "серебро", ограничиться "бронзой"); названия литературных произведений (роман "Война и мир"); газет (газета "Комсомольская правда"); журналов (журнал "Новый мир"); музыкальных произведений (балет "Лебединое озеро"); картин (картина "Утро в сосновом бору"); фабрик (фабрика "Женская мода"); орденов и медалей (орден "За военные заслуги"); марок машин (автомобиль "Волга"); кондитерских изделий (конфеты "Василёк"); сортов растений (георгин "Светлана")

Муниципальное образовательное учреждение

Дьяконовская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО

СЛОВА

Выполнили:

учащиеся 6 класса

МОУ Дьяконовской сош

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Плотникова Антонина Михайловна

х.Дьяконовский 2-й

Тип проекта:межпредметный (русский язык, литература, информатика, изобразительное искусство)

Планируемый результат:презентация детских творческих исследовательских работ (семейных книг, напечатанных с помощью компьютера)

Цель проекта:

привить любовь к русскому языку и интерес к его изучению;

научить чувствовать слово, думать над ним, искать в слове истинный смысл.

Задачи:

Вдохновить учеников на создание собственного произведения с помощью этимологических поисков, речеведческих наблюдений;

- способствовать сплочению, единению семьи;

Формировать читательскую культуру и умение самостоятельно работать с дополнительной литературой: справочной и художественной;

- развивать речь и творческие способности учеников;

- воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности русской речи;

- расширять жизненные познания, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

- научить работать с компьютером на этапе оформления собранного материала.

IЭТАП

Разработка проектного задания.

Выбор темы

Большинству ребят трудно выбрать тему, чтобы загорелись проектной идеей. Учитель объясняет детям полезность и ценность такого рода научной деятельности для самих учащихся и их родителям на родительском собрании. Уже на первом этапе определяем, какой общественно значимый продукт станет результатом работы проектантов. Родители должны знать, что учитель – научный консультант, который призван заложить алгоритм исследовательской деятельности. Сразу определяем сроки выполнения проекта.

Сегодня для 288 миллионов человек русский язык – родной. По частоте употребления он четвёртый в мире и один из рабочих языков ООН.

Родной русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых. Лев Толстой говорил: «Слово – великое дело».

Многие подростки увлечены боевиками, фантастикой, детективами, что порождает агрессивность, жестокость, грубость, ребята зачастую говорят на сленге. Как детям защитить себя от жестокости и равнодушия?

Очень важно научиться наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, научиться правильно слушать, говорить, сочинять, писать. Самый верный путь к слову – это обогащение словарного запаса. С этой целью был разработан и реализован проект «Энциклопедия одного слова».

Явные проблемы современного общества – дефицит совести, дефицит живого общения, в том числе и дефицит общения родителей и детей.

Так как2008 год – год семьи, то мы решили приобщить к нашей работе и родителей.

Партнёрами проектастали родители, а также учитель и библиотекарь.

Работу ребята выполняли совместно со взрослыми. Ведь ещё Лев Выгодский говорил: « В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решать более трудные задачи, чем самостоятельно».

Выделение подтем в теме проекта.

Каждый шестиклассник выбрал для изучения одно слово:

Землянская Люба – словоРАДОСТЬ;

Костомаров Алёша – словоДОРОГА;

Лепилина Оля – словоЧЕЛОВЕК;

Михеев Иван – словоСЕРДЦЕ;

Самсонов Сергей – словоМАМА;

Селезнёва Оля – словоРОДИНА;

Сёмина Люба – словоСОВЕСТЬ.

Учитель вручил каждому ученику маршрутный лист (план-схему), где были указаны шаги к достижению цели, после этого ребята начали работать индивидуально, хотя каждый помогал товарищам, если во время своих поисков встречал материал к другим предложенным словам.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ПЕРЕД ПОХОДОМ В НЕЗНАЕМОЕ

IIЭТАП

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

На этом этапе учитель, консультирует, координирует поисковую деятельность.

Подготовка материала

Вместе с родителями дети посещали сельскую, городскую и школьную библиотеки, работали с дополнительной литературой: справочной, художественной.

С учителем работали в кабинете информатики: печатали собранные материалы. Поначалу это было сложно, работа шла медленно, никто не умел набирать и форматировать тексты. Выходили в интернет с целью сбора информационного материала по выбранному слову.

Дети работали с толковыми, фразеологическими, этимологическими, словообразовательными словарями, словарями синонимов, антонимов и другими видами словарей. Исследуя, находили и записывали историю происхождения слова, его строение и значение, слова-родственники, слова-синонимы, слова-антонимы, фразеологические обороты с ними. Юные исследователи наблюдали, как их слово живёт в русском фольклоре (в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, песнях), в названиях произведений литературы, картин художников.

Кроме всего ребята должны были проявить себя в речевом творчестве, так как слово живёт в их речи. Каждый из них сочинил собственное стихотворение, рассказ или сказку.

И ещё один вид деятельности – жизнь слова в иллюстрациях, в рисунках, ребусах.

IIIЭТАП

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ребята изучали жизнь своего слова на сайте СЛОВАРИ в интернете, сравнивали с результатами своих находок при работе со словарями. Именно на этом этапе ребята находили для себя совершенно новую информацию, они открывали для себя целый новый мир в интересующем их направлении.

Возникло новое желание: составить кроссворд со своим словом. Корректировали свои наработки, ранжировали, выделяли главное.

Вся собранная информация нашла своё отражение в книгах, которые ребята оформляли с помощью родителей и учителя. Помогали нам также учителя-предметники: учитель информатики, учитель рисования.

IVЭТАП

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Учитель организует презентацию проекта «Энциклопедия одного слова», разработанного учащимися.

На презентацию пригласили родителей, учителей, учащихся школы. В непринуждённой обстановке родного класса у проектантов появилась возможность получить опыт публичного выступления, проверить глубину своих знаний. Ребята рассказывали о своём вкладе в работу, зачитывают свои сообщения-отчёты, делись впечатлениями, выслушивали критические замечания.

Ребята доказывают актуальность собственного видения жизни выбранного слова, последовательность, полноту и глубину проведённого анализа с точки зрения заявленных целей и задач. На данном этапе формируется навыки конструктивного отношения к критике, умение слушать и слышать, вести дискуссию.

V ЭТАП

Проект продолжался полгода. Была проделана большая кропотливая работа. С интересом ребята «копались» в словарях, сочиняли, рисовали, знакомились с репродукциями картин. Это был их первый проект, который вызвал гамму чувств: радость, гордость, волнение, желание познавать новое. Некоторые ребята выполняли его со «скрипом», но когда стал виден результат, то всем понравилось быть компетентными специалистами в области создания проектов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Брянска

Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса

Творческий проект

Аршинов Иван,

Долганина Ангелина,

Мещевцова Виолетта,

Парфенов Артем,

Полугаевская Юлиана

7 класс,

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск

2017

1.1.Проектный продукт

Сборник ребусов доступен для свободного ознакомления по адресам ее постоянного размещения на страницах СМИ «Педагогический мир»

Международного детского творческого фестиваля «Апельсин»

Международного детского творческого фестиваля «Южный полюс»

Приведем примеры нескольких ребусов для иллюстрации проектного продукта

Частица

Средний род

Морфология

1.2 Аннотация

В начале учебного года учитель литературы предложила на одном из уроков порешать ребусы, посвященные фольклору. Эта работа нас так увлекла! На дом было задано прочитать страницы учебника, ответить на вопросы и по желанию составить свой ребус, посвященный героям русских народных сказок. Вот тут-то и родилась идея проекта -составить свои ребусы, ведь они развивают логику, помогают усваивать учебный материал, делают уроки интересными! Ангелина, которая уже участвовала в нескольких олимпиадах по литературе и русскому языку, сообщила, что во многих олимпиадах предлагают решать ребусы или составлять их самим. Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы. Юлианна предложила составить ребусы по русскому языку, потому что многие лингвистические термины нелегко запомнить. Артем предложил составить ребусы не только на бумажном носителе, нарисовав их, но и сделать презентацию. Иван, уже участвовавший в конкурсе проектов, собрал группу ребят, заинтересовавшихся этой работой, пригласил Виолетту, которая тут же убедила нас всех обратиться к материалам Интернета и к учителям, чтобы узнать, что такое ребус и по каким законам он создается. Мы собрались на нашу первую встречу, обсудили все идеи, которые ребята выдвигали и обсуждали (Приложение 1). Мы предположили, что если создать сборник ребусов по русскому языку для 5 класса, то и мы, участники проекта, и другие пятиклассники, кому придется эти ребусы решать, смогут лучше изучить русский язык. Так была сформулирована гипотеза проекта. Таким образом, результатом нашей проектной работы явится «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса».

1.3 Целевая аудитория

Созданный продукт адресован ребятам 5-6 классов, изучающим русский язык, а также всем, кто интересуется лингвистикой, готовится к олимпиадам и просто хочет потренировать свой мозг.

1.4 Цель проекта

Разработать «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса».

Ожидаемый результат

Созданный «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса» поможет пятиклассникам усвоить материал по русскому языку, а шестиклассникам повторить его, поупражняться в логике и сообразительности, подготовиться к олимпиадам по русскому языку.

1.5 Задачи проекта

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить имеющуюся научно-популярную литературу и материалы словарей по теме проекта;

2) найти в источниках или составить самостоятельно памятку «Как составить ребус»;

3) воспользовавшись памяткой, составить ребусы по основным терминам русского языка в 5 классе;

4) провести опытную работу с использованием разработанного сборника ребусов.

1.6 Этапы и методы работы над проектом

Этапы

работы

Решаемые задачи

Содержание работы и деятельность участников

Предполагаемый

результат

Подготовительный

(5 дней)

Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, выдвинуть гипотезу, определить практическую направленность проекта.

Организуем «Мозговой штурм» и все идеи записываем в «Банк идей» (приложение 1),проводим анкетирование учащихся 5-х классов (приложение 2), знакомимся с его результатами, делаем выводы. Работаем в Интернет. Составляем список литературы для ознакомления.

Обсуждаем первые итоги работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап».

Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая значимость и новизна проекта осмыслены.

Планирование (2 дня)

Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научно-популярной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продумать, каким критериям должен соответствовать проект и его конечный продукт.

Изучаем по словарям и научно-популярной литературе, что такое ребус и как его составить, определяем круг терминов и понятий, по которым будем составлять ребусы. Составляем примерный план работы, указав ответственных за выполнение.

Обсуждаем итоги проделанной работы и заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Что такое ребус, определили, каковы правила их составления, поняли, определили термины, которые надо зашифровать, разделили их между собой, план работы составили.

Разработка (3 месяца)

проекта

Пользуясь памяткой «Как составить ребус», оформить эскизы ребусов, обсудить в группе полученные результаты, оформить ребусы на листах А4, отсканировать их и включить в презентацию.

Компилируем отобранный материал, составляем ребусы, отбираем иллюстративный материал для презентации. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираем и анализируем отзывы (приложение 5), вносим коррективы в соответствии с полученными результатами.

Сборник ребусов составлен и в бумажном виде, и в виде презентации, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов внесены.

Оформление

результатов

(10дней)

Закончить оформление сборника, сделать презентацию, знакомящую с проектным продуктом.

Редактируем и оформляем сборник в соответствии с результатами опытно-экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. Заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Портфолио творческого проекта оформлено.

Презентация

проекта (от 10 дней)

Уточняем условия публикации и готовим сборник в соответствии с положением о публикации.

Уточняем положение о городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска.

Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов.

Оценивание

(1 день)

Изучить критерии оценки творческих проектов, критерии городского конкурса проектов среди учащихся ОУ г. Брянска, конкурса «Учебный проект» ИД «Первое сентября».

Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта.

Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта»

Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен.

Методы работы над проектом: изучение и анализ научно-популярной литературы, работа со словарями для определения теоретической и практической базы проекта; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, анкетирование, социологический опрос.

1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение

Для реализации проекта потребуется :

Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;

программное обеспечение, бумага;

электронные ресурсы Интернета;

толковые словари, словарь лингвистических терминов

Описание процесса исполнения

1.Определение темы проекта. Многие ребята 5 класса испытывают трудности в освоении лингвистических терминов и понятий. Это проблема. Познакомившись с ребусами на уроке литературы, мы подумали, что будет интересно составить ребусы по русскому языку. Многие ребята при анкетировании указали, что любят решать ребусы, с удовольствием познакомятся с правилами их составления и порешают ребусы, составленные нами. Может быть, решив ребусы, ребятам будет проще освоить трудные слова? (Приложение 2).

2. Целеполагание: как решить сформулированную проблему? Проблема: как определиться с выбором типа проекта и формы проектного продукта? Посоветовавшись с учителем, познакомившись в Интернете на сайте Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся http://project.1september.ru с различными проектами школьников, приходим к выводу, что самое эффективное в решении поставленной проблемы -создать сборник ребусов в бумажном виде и в виде презентации.

Проблема : сможем ли мы, создав сборник ребусов, заинтересовать одноклассников? Поможет ли пятиклассникам наш продукт понять и запомнить трудные термины?

3. Погружаемся в тему: в словарях ищем определение слова ребус. Так, в словаре С.И.Ожегова прочитали, что ребусом называют загадку, в которой «искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков» [ 3, 584]. Затем в Интернете знакомимся с разными ребусами по различным отраслям знаний, находим памятку «Как разгадать и составить ребус» (приложение 3), с интересом изучаем «Историю ребусов» (приложение 4), перечитываем учебник русского языка и выписываем все термины, которые изучили за это время, составляем первые наброски, обсуждаем с учителем и в группе полученные ребусы, предлагаем решить одноклассникам, чтобы понять, насколько наши задания понятны и решаемы. Сделали для себя много новых открытий!

4. Одна из неожиданных проблем: некоторые из наших ребусов такие сложные, что никто из одноклассников, даже самых способных, не мог их решить, об этом ребята написали в своих отзывах. Вера Сергеевна сказала, что это недостаток работы, мы читали о том, что при составлении любой задачи нужно рассчитывать на то, что кто-нибудь ее решит!

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?

Ожидаемый результат

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема?

да

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом?

да

Сможешь ли ты перечислить все основные этапы работы над проектом?

да

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)?

да

Индивидуальный график проектной

работы. Сможешь ли составить его самостоятельно?

Скорее да

6. Для удобства составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.

№ п/п

Мероприятие

Дата

Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой.

28. 09.15.

Формулировка темы.

29. 09. 15

Поиск материала о ребусах в справочниках и в сети Интернет.

01-04. 10.15

Работа с материалами сайта http://project.1september.ru

05-08. 10.15

Работа в библиотеке и Интернете. Уточнение списка терминов.

10-15.10.15

Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта.

16. 10.15

Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы.

17.10.15

Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта.

18.10.15.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам

19.10.15.

10.

Составление ребусов. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта.

11.

Поиск иллюстративного материала для составления презентации. Составление презентации. Совершенствование ребусов. Беседа с руководителем проекта, редактирование презентации.

2015

12.

Редактирование ребусов с учетом пожеланий одноклассников и первых проб, составление презентации.

13.

Презентация полученного продукта в рамках недели русского языка перед учащимися гимназии

в течение ноября 2015 г.

14.

Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование сборника ребусов и его презентации с учетом замечаний и пожеланий.

18.

Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ

декабрь-январь

19.

Рефлексия.

декабрь-январь

7. Теперь приступаем к непосредственной разработк е с амого сборника, распределяем материал в том же порядке, в каком термины изучаются в курсе русского языка, составляем презентацию и выступаем с ней.

8. После выступлений перед одноклассниками и ребятами других пятых классов собираем отзывы, редактируем написанное.

9. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное.

Подводяитог проделанной работе, следует отметить, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии, публикации нашего сборника в электронном СМИ «Педагогический мир», периодическом издании СМИ «TEENET.RU», Фестивале детского творчества «Южный полюс», Международном детском творческом фестивале «Апельсин».

В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие

знанияо различных ребусах, способах их составления и решения;

умения: понимать и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, интерпретировать, систематизировать, оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

навыки:самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа и разрешения противоречий при работе в группе.

Авторы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности в условиях соревнования. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием в себе названных способностей.

Работа над проектом позволила выстроить особые отношения с учителем и единомышленниками - отношения сотрудничества и равноправия. Инициатива деятельности исходила от авторов, однако руководитель проекта, Вера Сергеевна, давала советы, предоставляла информацию, подсказывала направления работы.

Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел: составленный сборник ребусов позволит лучше запомнить многие лингвистические понятия, пробудит интерес к русскому языку, поможет подготовиться к олимпиадам.

Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, убедились в ценности взаимопомощи, взаимной ответственности, внимательности, у нас пробудился интерес к работе товарища.

Мы получили наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы, развивали в процессе работы над проектом личную инициативу, ответственность, настойчивость, активность.

Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:

Работать в группе сложно: трудно учитывать мнение собеседника; непросто признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; в совместной деятельности со сверстниками очень проблематично осуществлять взаимный контроль, сохраняя при этом дружеские отношения ;

Очень сложно понять причины неуспеха деятельности, еще сложнее действовать в ситуации неуспеха;

При демонстрации результатов проектной деятельности необходимо шире привлекать аудиторию посредством проблемных вопросов, обращения к личному учебному опыту и опыту одноклассников.

Использованная литература и Интернет -источники

1. Как разгадывать ребусы. [Электронный ресурс] / Время забав. Загадки, головоломки, игры, ребусы.- Режим доступа:

Приложение 4

История ребусов

Слово «ребус» происходит от латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из латинской фразы «Non verbis sed rebus», что значит «Не словами, а при помощи вещей». Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом rebis: res (вещь, предмет), rebis (обращение).

Каждый из нас непременно встречался с ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый ребус выглядит так: i u (произноситься на английском языке «I Love You» - «Я тебя люблю»). Таким образом, ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами или частями слов разгадки. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Чаще всего ребусы используют в качестве загадки и развлечения.

Использование примитивных изображений для передачи информации легло в основу ранних письменных систем Древнеегипетской культуры (рубеж 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы оставались популярными в Средние века - их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий.

Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во Франции. Первоначально ребусом называли особого рода балаганные выступления, содержащие пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. Своим выступлениям авторы дали латинское название "De rebus quae geruntur", т.е. "на злобу дня" (дословно "о делах, которые творятся").

В 1582 году появился первый печатный сборник ребусов, имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был французский поэт Этьенн Табуро. Несколько сотен ребусов мастеров XVII - XIX веков хранятся в Лондонском Музее. К примеру, 1639 годом датируется работа флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла (Stefano della Bella), выполненная в форме овального картуша под названием «Ребус на удачу».

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в форме ребусов. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. В предисловии к своему изданию Томас представляет первую американскую иероглифическую Библии как более иллюстрируемую нежели его английский прототип. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярны в конце XVIII века, поскольку облегчали преподавания Святого Писания детям.

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах он зачастую заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что не могло не понравиться детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод - Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок, на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте - разгадка.

В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Позднее, в 1881 году, начинает издаваться специализированный «Еженедельный загадочный журнал «Ребус», в котором, кроме увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы. В одном из номеров «Ребуса» был опубликован «премированный» ребус-каламбур выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. На самом ребусе изображались играющие на полу дети, возле которых на диване сидел мужчина, обозначенный словом «умный». А предыстория ребуса была следующей: «Явившись как-то к высокопоставленному лицу, А.С. Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При виде поэта, лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин хотел удалиться, то получил приказ произнести экспромт. «Дети На Полу, Умный На Диване», - сквозь зубы сказал раздосадованный поэт. «Ну что же тут остроумного», - возразила особа, - «Ждал от тебя большего». Пушкин промолчал, а особа, повторяя фразу поэта несколько раз и перемещая слоги, наконец, дошла до результата: «ДетиНа ПолуУмный На Диване». За решение этого ребуса-каламбура было обещано вознаграждение в виде нот к одной из опер.

Журнал «Ребус» был очень популярным и просуществовал до 1918 года. В середине 1930-х годов подшивки «Ребуса» изымались из библиотек и уничтожались.

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название «Как читать ребусы» (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: «Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ». Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова «В часы досуга: ребусы» (иллюстрации И. Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева «Ребусы».

В послевоенное время ребусы, в большинстве своём, переориентируются на детскую и юношескую аудиторию. В 1947 году в серии «Час досуга» выходи сборник «Занимательные задачи в рисунках» И.Чканикова (художники А. Баженов, Ф. Завалов). Двумя года позже, мытищенская полиграфическая фабрика выпускает тиражом 200 тысяч экземпляров сборник «Подумай, отгадай! Ребусы-книги» Ал. Хаскина, в которую вошло 22 ребуса с зашифрованными фамилиями русских писателей и известных литературных произведений. В 1960-х годах огромной популярностью пользуются книги В.В. Акентьева: «Когда идёт дождь. Головоломки-самоделки» (1959 год), «Смекалка» (1961 год), «Прочти и отгадай. Ребусы - загадки» (1962 год), «Ребусы-пословицы» (1963 год) «Веселые тайны» (1964 год), «Остров тайн» (1968 год), «Со второго взгляда» (1969 год). Эти книги не только предлагали хитрые и шутливые шарады, задачи, ребусы и кроссворды, но и рассказывали, как их разгадывать и составлять самому. Книги Акентьева вобрали в себя наиболее интересные задачи и игры, которые с 1948 года хитроумный Капитан Мореходов (талантливый ленинградский журналист Николай Александрович Садовый) предлагал «Клубу смекалистых ребят» на страницах газеты «Ленинские искры», а позднее журнала «Искорка».

В Советском Союзе 1970-80 годов ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах. Отдельные сборники ребусов, за небольшим исключением, практически не выпускаются. Одним из таких исключений становится небольшая брошюрка детского писателя В.Павлинова «Ребусы-загадки», выпущенная Лениздатом в 1985 году. В аннотации издатель указал следующее: для среднего школьного возраста. 12 ребусов-загадок.

Распад СССР и последовавший за ним переворот в мышлении людей породил всплеск в развитии альтернативных направлений культуры и искусства на постсоветском пространстве.

Бурное развитие вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков - тем лучше. Именно поэтому «язык SMS» обзавёлся всяческими аббревиатурами и сокращениями. С ростом популярности Интернета и социальных сетей это направление всячески преобразовывалось и обрастало новыми словами. Вот лишь несколько примеров современного компьютерного сленга: «cul8r» (see you later), «b4» (before), «gr8» (great). Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения.

По материалам сайта:

Добавить комментарий