Блог
109 0

Проект на тему русские пословицы. Проект пословицы и поговорки

И обществознанию

учащихся 6 «А» и 11 «Л» классов

«Мы в зеркале пословиц»

Учитель русского языка и литературы,

МОУ лицей № 1 им. А. Блока

11 класс" href="/text/category/11_klass/" rel="bookmark">11 классов и их родители. Результаты этого опроса будут представлены сегодня участниками проекта.

Наш проект интерактивный, и поэтому все, кто пришёл на форум, смогут принять участие в исследовании. Итак, какова же программа форума? В первой части форума будет представлен портрет пословицы; мы узнаем, откуда берутся пословицы и как они живут в языке. Во второй части мы познакомимся с деятельностью и его трудом «Пословицы русского народа».В третьей, заключительной, части будут представлены результаты социологического опроса и словесные игры с пословицами. Кроме того, нас ждут интересные задания.

Итак, слово участникам исследования.

I.Часть «Загляните в зеркало»

1.Портрет пословицы(слово Амерхановой Э., ученицы 6 «А» класса)

Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни. Однако нередко эти понятия отождествляются, например, мы говорим: яркие пословицы и поговорки, издаются «Словари пословиц и поговорок русского языка»

Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки. Это интересно и важно, ведь наше исследование называется «Мы в зеркале пословиц». Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.

Вот что мы прочитали в словаре литературоведческих терминов:

Пословица – жанр устного народного творчества:

вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.

Пословицы обычно ритмически организованы.

Ешь просто - доживешь до ста.

Век живи - век учись

Поговорка- жанр устного народного творчества:

вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.

В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.

Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием

Не робкого десятка.

Глянет - рублём подарит.

А Владимир Иванович Даль так говорил: «поговорка - цветочек, а пословица- ягодка».

Итак, вот как выглядит портрет пословицы:

1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)

2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)

3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)

4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности)

Теперь мы без труда отличим пословицу от поговорки.

Игра – задание №1(проводит ученица 11 «Л» класса Белышева А.)

Найдите пословицы среди следующих образных выражений. Помните, что пословицы, употребляясь с поучающей целью, предполагают переосмысление хотя бы части входящих в них слов, а в поговорках каждое слово выступает в прямом значении.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Всякой вещи время.

Снявши голову, по волосам не плачут.

После дождичка в четверг.

Семь пятниц на неделе.

Пустив козла в огород, страхом яблонь не огородишь.

Гром не грянет - мужик не перекрестится.

Вали кулём, потом разберём.

Нашла коса на камень.

Семь вёрст до небес и всё лесом.

2. Откуда берутся пословицы(слово ученика 6 «А» класса Зубкова В.)

А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали

В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.

В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.

С марта 1832 года служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Во время русско-турецкой войны Даль, леворукий хирург, делал сложные операции раненым солдатам. А во время событий польской кампании обнаружил в себе способности инженера.

Даля как литератора прославили «Русские сказки…».Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля, на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации с целью получения ученой степени доктора филологии, но потом она была отклонена самим министром просвещения как неблагонадежная. Это произошло из-за доноса на автора книги.

Тираж данной книги был изъят из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам - без всяких рекомендаций - представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство. Именно Пушкин подал Далю идею созданию толкового словаря.

подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

Как друг и врач, Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина. Перед смертью Пушкин подарил В. Далю свой старинный перстень с изумрудом.

В 1859 году В. Даль в Москве целиком отдаётся любимому делу.Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение.

Это любимое занятие – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Даль собрал 200 000 слов. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов. Прекрасные душевные качества, общительность, разносторонность интересов Даля привлекали к нему людей. На творчестве Даля положительно отразилось хорошее знание им современной жизни - ведь никто из писателей XIX века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. За свой великий труд удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почётного академика

Память о хранят 2 дома: 1й – в котором он родился, находится в Луганске. 2й – в котором жил последние годы - находится в Москве на Большой Грузинской улице. В этих домах открыты мемориальные музеи.

2001 год в честь 200-летия со дня рождения Даля ЮНЕСКО объявил годом. Учреждена золотая медаль и орден. Эти награды вручаются известным общественным деятелям, филологам, историкам и писателям.

2. Даля «Пословицы русского народа»(слово ученицы 6 «А» класса Лазаревой С.)

C 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодно проводимая ярмарка. Вот так описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула слова, прибаутки, пословицы – точно золотых рыбок из омута…

Одновременно с работой над словарём работал и над сборником «Пословицы русского народа». Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги; Даль называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» - в словарь, как пример для пояснения слов; дугой вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. собрал 30130 пословиц. В сборнике Даля пословицы расположены по темам. Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений (до него издавались сборники всего в 2000 пословиц), но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам (до него пословицы в сборниках располагались в алфавитном порядке). Сто восемьдесят тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», - это сто восемьдесят тем. Среди них: «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Стихии», «Вселенная», «Народ – мир» и другие.

Однако, сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусеченном виде.

Вот каковы некоторые пословицы «в неусеченном виде»:

· Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.

· Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.

· Собаку съел, а хвостом подавился.

· Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

· Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

· Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

· Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.

В заключение я бы хотела привести слова о правдивости и неподсудности пословицы: « Пословица – коротенькая притча… это суждение, приговор, поучение, под чеканом народности…Сборник же пословиц – свод народной, опытной премудрости… это радость и веселие, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

III.Часть «Пословица недаром молвится»

1.Результаты социологического опроса «Пословица в моей жизни»

1. 1.Результаты опроса 6-тиклассников и их родителей (результаты представляет Забулонова А.)

В рамках нашего проекта мы провели социологический опрос среди учеников нашего класса и их родителей.

Каждый из опрашиваемых назвал свою самую любимую пословицу. Интересно, что у каждого она действительно «своя»: ни одна из пословиц не повторялась. Мы составили рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у нас получилось:

Родители

труд – 3

учение - 2

ум, глупость - 2

связь явлений - 2

семья - 1

дружба – 1

Ученики о труде:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Жизненные цели – 4

Труд – 2

Семья - 1

Слово, речь - 1

Ум, глупость – 1

Родители о труде:

Сделал дело, гуляй смело.

В дружной семье и в холод тепло.

Второй вопрос для учащихся был такой: «Какую пословицу или поговорку, обращённую в ваш адрес, вы слышите чаще других?»

Для родителей этот вопрос звучал иначе: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете, когда общаетесь с детьми?»

Чаще всего родители, воспитывая детей, используют пословицы о труде – 7.

Часто встречаются пословицы:

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Встречаются и такие наставления:

Кашу маслом не испортишь.

Не суди, да не судимым будешь.

От учителей шестиклассники чаще всего слышат:

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

«Главное - старание!» - вот к чему призывают нас учителя. А ещё мы должны помнить: ученье – свет, а неученье - тьма.

Вот такими были ответы моих одноклассников и их родителей на первые 2 вопроса.

1.2.Результаты опроса 11-тиклассников и их родителей (результаты представляет ученица 11 «Л» класса Петрова Ирина).

Мы провели социологический опрос на тему «Пословицы и поговорки в моей жизни» среди 11-ых классов и среди их родителей.

Проводя опрос, мы хотели узнать, какие пословицы и поговорки ученики и их родители употребляют чаще всего в жизни при общении друг с другом.

В нашем опросе участвовало 11 учеников и 10 родителей. Мы выяснили, что у учеников любимые пословицы и поговорки оказались разными. Нет ни одного совпадения. По тематике чаще других встречались пословицы о труде, например: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда

Были и такие пословицы: Дурная голова ногам покоя не дает

На втором и третьем месте были пословицы о дружбе, о силе характера.

Среди родителей учеников любимыми пословицами и поговорками были снова о труде. Наиболее популярными были такие:

Делу – время, потехе – час

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и другие.

Пословицы о труде преобладали. Это и понятно, так как труд составляет основу человеческой жизни Кроме пословиц о труде, были пословицы о жизни, о дружбе и другие.

Ученики отвечали на второй вопрос: «Какую пословицу или поговорку, обращенную в ваш адрес, вы слышите чаще всего?». От родителей ученики чаще всего слышат пословицы о труде:

Делу – время, потехе – час

Сделал дело, гуляй смело

На втором месте были пословицы о личностных качествах. На третьем о жизни. И от учителей ученики чаще всего слышат пословицы об учении, труде:

Век живи, век учись

Повторенье – мать ученья

Были и другие пословицы

1.3.Результаты социологического опроса среди учителей школы(представляет ученица 11 «Л» класса Дмитриева Е.)

В ходе исследования нами был проведен социологический опрос среди учителей нашей школы.

Цель опроса: узнать, пословицы какой тематики чаще всего используют учителя в жизни и какие пословицы помогают им при общении с учениками.

Всего было опрошено 26 учителей. Читая их самые любимые пословицы, мы выяснили, что это пословицы о труде:

Глаза боятся, руки делают

Делу – время, потехе - час.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Но встречались пословицы о дружбе, чести, силе характера:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.

Береги одежду снову, а честь смолоду

Читая пословицы, мы выяснили, что любимыми являются те, которые характеризуют нравственные ценности человека.

Отвечая на второй вопрос: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете в школе при общении с учениками?», учителя в основном называли пословицы, которые можно объединить общей темой – труд, ученье. Вот часто встречающиеся:

Что посеешь, то и пожнешь.

Век живи, век учись.

Повторенье – мать ученья.

Где ум, там и толк.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Но были и такие: о силе слова, личностных качествах:

Не говори – не умею, а говори – научусь

Глупо говорить – людей смешить

Плохо тому, кто добра не творит никому

Интересно, а можете ли вы узнать учителя по пословице?

Всему свое место, всему свое время ().

В огороде бузина, а Киеве дядька (Кочанова Г. Н).

Глаза боятся, а руки делают ()

Stop talking keep on working (Безгодова С. В. )

Сделал дело – гуляй смело ()

Повторенье – мать ученья ()

Смех без причины – признак чего-то нехорошего ()

Итак, как видим, пословица не даром молвится. Подведем итог.

Во-первых, пословицы помогают человеку емко и образно выразить свою точку зрения, и во-вторых сам выбор той или иной пословицы говорит об авторе, его ментальности, характере.

2. Словесные игры с пословицами(слово ученицы 6 «А» класса Титовой В.)

Любишь кататься

должен стараться

люби и за проезд платить

Слово не воробей –

за хвост не поймаешь

Тише едешь –

меньше бед

Семь раз отмерь

и оторви как попало

а то буде велико

Ученье - свет

а без аттестата жизни нет

а неученье – ведро и тряпки

Любишь кататься

ну и катайся

купи санки

люби парковаться

Слово не воробей –

клюнет больно

вылетит – неси ответственность

Тише едешь –

богаче будешь

целей будешь

Семь раз отмерь

и подумай, надо ли резать

а на восьмой раз можешь резать

Конечно, современная жизнь и её стремительный ритм влияют на наше мировосприятие. Именно это и отразили авторские трактовки пословицы. Но все – таки, вечные истины остаются незыблемыми, неоспоримыми.

3.2. Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы»(Ответы 11-тиклассников представляет Петрова И.)

Третье задание было творческим, нужно было придумать свое продолжение пословицы, и поэтому вызвало особый интерес и у учеников и у их родителей. Здесь и шутка, и словесная игра, и та же мудрость, присущая пословице. Мы выбрали наиболее интересное, на наш взгляд, продолжение пословицы

У учеников:Ученье свет, а за свет надо платить

Любишь кататься, люби и парковаться

Слово не воробей, а набор звуков

Тише едешь, парик не сдует

Семь раз отмерь, успокойся и пойми, что этого тебе мало

У родителей:Учение свет, а неучение тьма, но чем ярче, тем дороже

Любишь кататься, люби и платить

Слово не воробей, в клетку не посадишь

Тише едешь – целее будешь

Семь раз отмерь, семь раз отрежь

3.3. Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы»(Ответы учителей представляет Дмитриева Е.)

Задание «Придумай свое продолжение известной пословицы», вызвало особый интерес у респондентов. Вот где проявляется характер, творческая индивидуальность человека. Мы выбрали три наиболее ярких продолжения:

Учение свет, а учитель – лампочка!

Учение свет, а неученых тьма!

Учение – свет, работа – тьма, но без них никуда!

Любишь кататься, катайся, но с умом!

Любишь кататься, люби и заправляться!

Слово – не воробей, сказал, так не робей

Слово – не воробей, а курица не птица!

Слово - не воробей, а рогатка стреляй с умом!

Тише едешь, значит в пробке!

Тише едешь, живее будешь!

Тише едешь, всего достигнешь!

Семь раз отмерь, один раз сделай вывод!

Семь раз отмерь дорогу, по которой идешь!

Семь раз отмерь, все равно сделаешь по-своему!

Игра-задание №3 «Собери пословицу» (проводит ученица 11 класса «Л» Белышева А.)

Формируются группы из участников форума. Каждая группа получает конверт с пословицами, у которых «отрезана» вторая часть. Задача игроков – собрать пословицу быстро и верно. Когда все участники справятся с заданием, представитель группы читает получившиеся пословицы, определяет их тему.

Заключительное слово учителя обществознания

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. В пословицах и поговорках отражён внутренний мир русского человека, его жизнь, быт, традиции. «Что не болит, то не плачет», - говорит пословица. То есть в пословицах отражено всё, что волновало ум и сердце народное.

Внутренний мир и человека и народа в целом – это жизненные ценности и стереотипы поведения в различных ситуациях.

Посмотрим, каков он, русский человек, в пословицах?

Мы увидим в пословицах о труде, что ценилось прежде всего трудолюбие, нестяжательство, мастерство: «Ленивому всегда праздник», «Бедность – не порок», «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Наши предки всегда уважительно относились к образованным людям: «За учёного трёх неучёных дают», «Почитай учителя как родителя».

Есть пословицы, отразившие важные события нашей истории, которые непосредственно повлияли на жизнь народа. Какие события и исторические явления вы узнаете в следующих пословицах: «Неждан гость хуже татарина», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»? Пословицы такого рода станут темой нашего будущего исследования.

Кто знает, не станете ли вы продолжателями традиций замечательных собирателей и исследователей народной мудрости прошлого.

Слайд 1

Презентация

Тема: « Пословицы и поговорки»

Учащиеся 3-4 классов

Презентацию подготовили: логопед школы № 61 Тесленко Е.В. - Библиотекарь школы № 61 Ковалева Н.И.

Слайд 2

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну

Слайд 3

Сказки и предания Песни и потешки

в некотором царстве...

За рассказанную сказку, странника кормили и пускали переночевать. Тех, кто умел рассказывать сказки очень ценили в народе. А помимо сказок и разные шутки-потешки, песни, загадки, приговорки-поговорки.

Слайд 4

в русском государстве...

С рожденья складно сложена, в ней слова нету лишнего, пустого некудышного, чужого, непонятного она как к хлебу соль – пословица, присловица

Слайд 5

пословица - о ком? о чём? Труд и лень дружба Добро и зло Ум и глупость Домашнее задание Доблесть и отвага

Слайд 6

Сценка «Ленивица»

Проснулась Ульяна не поздно, не рано.

До обеда проспала, да обедать стала

Наелась, поклонилась, да опять повалилась

Ульяна, сходи за водицей на речку

Да лень мне, дрема одолела

Вот лодырь!

Кто ленив, тот и сонлив

Ульяна, иди киселя хлебать

Раз матушка велит-надо идти. Где моя большая ложка. Без меня не начинайте.

Хорошо лентяю жить, совсем не очем тужить Он избы не прибирает, как испечь калачь не знает. С зарей рано не встает, с косой в поле не идет

Хочешь есть калачи-не сиди на печи

Ой-ой, не надо про меня петь!

Слайд 7

Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп» - весь шел искромсала, изрезала на лоскутки. Не то, что сарафан – платка не сшить! Бабушка велела запомнить пословицу:

Семь раз отмерь – один отрежь

Поспешишь- людей насмешишь

Не ошибается тот- кто ничего не делает

Где растяпа и тетеря-там не прибыль, а потеря

Слайд 8

Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Нет, дружочек, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Кончил дело-гуляй смело

Сначала работа-потом игра

Всему свое время

Играть – играй, да дело знай

Слайд 9

Несколько дней Люда не выполняла домашние задания, не готовила уроки и, наконец, получила 2 - Это случайно, - оправдывалась она

Что посеешь - Как аукнется - По труду и честь Какие труды - то и пожнешь так и откликнется такие и плоды

Слайд 10

То, без чего не вынешь рыбку из пруда

У жадины его невозможно выпросить даже зимой

Если оно вылетит – его не поймаешь

Его всякое дело боится

У него глаза велики

(страх) (мастер) (слово) (снег) (труд) загадки

Слайд 11

Что имеем, не храним-потерявши, плачем

Кто сам плут-тот другим не верит

Есть терпение-будет и умение

Ворона в павлиньих перьях

поговорки

Слайд 12

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (не берись за несколько дел сразу) Чудеса в решете- дыр много, а не вылезешь (безвыходное положение) Шито-крыто, а узелок-то тут (как ни прячь, все равно что-нибудь пропустишь На языке мед- а в сердце лед (о подлом и лицемерном человеке)

За двумя зайцами (неудача) Чудеса в решете (какое-то удивительное, необычное происшествие) Шито-крыто (что-то спрятано) На языке мед (говорить комплименты)

посмотри, как интересно

Слайд 13

путаница-перепутаница

Баба с возу, а хомут найдется

Беды мучат, а руки делают

Без труда не накинешь платок

Глаза страшатся, да уму учат

Была бы шея – кобыле легче

Кобыле легче Да уму учат

Не вынешь рыбку из пруда

А руки делают А хомут найдется

На всякий роток не вынешь рыбку из пруда

Не накинешь платок

Слайд 14

Пословица, я тебя знаю!

Друг познается в беде

Домашнее задание выполнили ученики 3 а: Кожемякина С., Сайфулин С,

Слайд 15

Фразеологизм даст оценку делу, поступку и украсит речь

Как за каменной стеной

Плясать под чужую дудку

Тянуть кота за хвост

Море по колено За семью замками

(ничего не страшно)

(Очень долго что-то делать)

(Быть под охраной)

(Выполнять чужую волю)

Слайд 16

Дружно, весело, интересно

Слайд 17

Пояснительная записка к презентации

Первым собирателем русских пословиц и поговорок стал Владимир Иванович Даль (1801-1872 г) Талантливый писатель, создатель «Толкового словаря великорусского языка», в котором 200 000 слов. И он же собрал в свою книгу «Пословицы русского народа» 30 000 пословиц. Об этой книге можно сказать – Там русский дух…там Русью пахнет! Пословицы появились задолго до появления письменности и передавались из уст в уста. В них таится многовековая народная мудрость. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. Меткое изречение (законченая мысль), передает человеческие чувства, поучает и оценивает поступки и поведение. Мудрое суждение о жизни и людях («волков бояться-в лес не ходить» - если боишься трудностей, то и не берись), « на языке мед, а в сердце лед» - о злом, лицемерном человеке. У каждой пословицы своя история: «Не выноси сор из избы» - сор разносит ветер и злой человек наведет порчу, в семье будет разлад. «Как швед под Полтавой» - победная полтавская битва. Тематика пословиц очень разнообразна – природа (Что летом родится- то зимой пригодится), о труде (Без труда нет плода), о дружбе (Без друга на сердце вьюга), ученье (Знание лучшее богатство) Поговорка украшает нашу речь, делает ее более яркой, образной, но она в отличие от пословицы не делает вывода, а просто выражает чувства и не поучает: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (поучение – не надо браться сразу за два дела), а «за двумя зайцами» - поговорка, это просто мы говорим о каком-то неудавшемся деле. Поговорка – это удивление «как снег на голову», «чудеса в решете», восхищение о ком-то - «палец в рот не клади», осуждение – «ни к селу, ни к городу»

Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок.Чем пословица отличается от поговорки? Как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются? Форма и содержание пословиц и поговорок. Какую роль играют пословицы и поговорки в жизни человека? Пословицы о пословицах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Ярсанова Анна, ученица 6 класса ГБОУ СОШ №1354 Г.Москва, учитель Королева Ольга Олеговна

План Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок Чем пословица отличается от поговорки? Как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются? Форма и содержание пословиц и поговорок Какую роль играют пословицы и поговорки в жизни человека? Пословицы о пословицах Практическая работа Вывод Список литературы

Цель Узнать как можно больше о пословицах и поговорках, их значении, происхождении и употреблении

Задачи Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок. Чем пословица отличается от поговорки и как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются их форма и содержание? Провести опрос знакомых на знание поговорок и пословиц.

Гипотеза Я думаю что пословицы и поговорки играли большую роль в жизни человека во все времена.

Что такое пословицы и поговорки? Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль. Поговорка - это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения, употребляется в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.

Многообразие пословиц и поговорок В какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися к месту.

Чем пословица отличается от поговорки? Особенностью пословицы - ее законченность и поучительность. Поговорки – незавершенность умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Как складывались пословицы и поговорки? Русские пословицы и поговорки возникали и складывались по ходу русской жизни, отражая не только важные события и процессы, но и характерные бытовые явления.

Когда пословицы и поговорки употребляются? Пословицы и поговорки употребляются в живой разговорной речи. И многие из них представляют собой образцы именно разговорной прозы.

Какую роль играю пословицы и поговорки в жизни человека? Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной.

Пословицы о пословицах На всякого Егорку есть поговорка Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. Пословица ведётся, как изба веником метётся. Старинная пословица не мимо молвится.

Практическая работа 1 - Все тайное со временем становится явным 2- В гостях хорошо, а дома лучше 3- Старый друг лучше новых двух 4- Делу- время, потехе час

Список литературы > В.Сысоев > В.Даль http: //shortwisdom.ru/ http: //vit-san.narod.ru/pos-pog.htm/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна

Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...

Проектная работа «Влияние атмосферного давления на самочувствие и здоровье человека»

Актуальность и необходимость заниматься вопросами такого природного явления, как атмосферное давление, возникло давно. Люди с древних времен занимались этим, с...

    Этапы работы над проектом

    Этап 1. Разработка проектного задания

    Задачи этапа- определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

    Класс получает задания:

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа- сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа- анализ выполнения проектных заданий.

Задача этапа- коллективная защита проекта.

Ход презентации.

I. Вступление.

Учиться - всегда пригодится»!

(слайд 1)

сломится».

В.И. Дальписал, что пословицы - это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века - это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева.В 1862 году вышел

История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд - составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Словарь Даля - исторический словарь

II

III

  • Эта японскаяпословица
  • Монгольская пословица
  • арабы говорят
  • Русские говорят: «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». Аосетины говорят
  • Французы советуют
  • Русские
  • латинской пословицей: «Утешение для несчастного - иметь товарищей по несчастью».
  • «Слово - серебро, а молчание - золото», -скажет русский, а бенгалец

IV.путешествие. (слайд 2)

. (слайд 3)

Крибле, крабле, крубле…».Откройте глаза(слайд 4)

- загадочный лес.

Задание:

(по рядам)

Язык до Киева доведет. В гостях хорошо, а дома лучше. Слезами горю не поможешь. Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает. Восток ли, Запад ли, а дома лучше. Один утренний час лучше двух вечерних. Бесполезно плакать над пролитым молоком.

ЧерезЗагадочный лесполе пословиц!(слайд 5)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь - береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному. в зубы не смотрят. (Коню. )
  • Когда. на горе свистнет. (Рак. )
  • . рубят - щепки летят. (Лес. )
  • Не., так и не мычи. (Корова. )
  • Не плюй в. - пригодится воды напиться. (Колодец. )
  • Большому. - большое плавание. (Кораблю. )

Путаница..

(слайд 7).

.(читает учитель)

  • Первыйклинкомом.
  • Сашумаслом не испортишь.
  • Мы сами сушами.
  • Крутится какбулкав колесе.
  • Не делай измуки слова.
  • Голодане бойся, по пояс мойся.

. (Плакат)

По горизонтали:Дело мастера боится.

1.Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза..2.Скучен день до вечера, коли делать..3.Кончил дело - гуляй..4.Не откладывай на завтра то, что можешь сделать..5.Поспешишь - людей..6.Хочешь много знать, надо мало..7.Умелые руки не знают..8.Кто любит трудиться, тому без дела не..9.Хочешь есть калачи - не сиди на..10.Семь раз примерь - один раз..11.Без труда не вынешь рыбку из..12.На чужую работу глядя, сыт не..13.Что посеешь, то и..14.У работящего в руках дело огнем..15.Труд человека кормит, а лень..16.Делу время - потехе..17.Куй железо, пока..

Ответы. 1.Продирает.2.Нечего.3.Смело.4.Сегодня.

5.Насмешишь.6.Спать.7.Скуки.8.Сидится.9.Печи.10.Отрежь.11.Пруда.12.Будешь.13.Пожнешь.14.Горит.15.Портит.16.Час.17.Горячо

(слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-!(Кончил дело - гуляй смело!)

V.Подведение итогов.

-

Просмотр содержимого документа «Творческий проект «Пословицы и поговорки»»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

2 класс

Эпиграф проекта:«Пословица недаром молвится»

Тема.«Пословицы и поговорки».

Цели.Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа– определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

    подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

    придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    проиллюстрировать несколько пословиц;

    выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа– сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа– анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа– коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ход презентации. I. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Говорят,« Пословица недаром молвится» или«Пословица в век не сломится». Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»!

(слайд 1)

С каким настроением вы пришли на урок?

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях:«Пословица недаром молвится» или «Пословица в век несломится».Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Дальписал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева.В 1862 году вышелсборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске.История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей.Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II. Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III. Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

    «Оглядывайся на себя по три раза в день».Эта японскаяпословицаучит следить за своим поведением.

    Монгольская пословица«И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

    Когда пострадает невинный человек,арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

    «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

    Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». Аосетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

    Французы советуютне отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

    Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел».Русскиескажут: «Разбитую чашку не склеишь».

    Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоватьсялатинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

    «Слово – серебро, а молчание – золото», –скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

IV.Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемоепутешествие. Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые пословицы. (слайд 2)

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. (слайд 3)

Итак, ребята, начинаем наше путешествие.

Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле, крубле…». Откройте глаза(слайд 4)

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный– загадочный лес.Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание:соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

(по рядам)

ЧерезЗагадочный лестропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Этополе пословиц!(слайд 5)На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется онаПутаница.Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить.Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 7).

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.(читает учитель)

    Первыйклинкомом.

    Сашумаслом не испортишь.

    Мы сами сушами.

    Крутится какбулкав колесе.

    Не делай измуки слова.

    Голодане бойся, по пояс мойся.

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. (Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали:Дело мастера боится.

1.Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза....2.Скучен день до вечера, коли делать....3.Кончил дело – гуляй....4.Не откладывай на завтра то, что можешь сделать....5.Поспешишь – людей....6.Хочешь много знать, надо мало....7.Умелые руки не знают....8.Кто любит трудиться, тому без дела не....9.Хочешь есть калачи – не сиди на....10.Семь раз примерь – один раз....11.Без труда не вынешь рыбку из....12.На чужую работу глядя, сыт не....13.Что посеешь, то и....14.У работящего в руках дело огнем....15.Труд человека кормит, а лень....16.Делу время – потехе....17.Куй железо, пока....

Ответы. 1.Продирает.2.Нечего.3.Смело.4.Сегодня.

5.Насмешишь.6.Спать.7.Скуки.8.Сидится.9.Печи.10.Отрежь.11.Пруда.12.Будешь.13.Пожнешь.14.Горит.15.Портит.16.Час.17.Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв.(слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-!(Кончил дело – гуляй смело!)

V.Подведение итогов.

-Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Класс: 4Б класс

Возраст: 10 лет

2017 год

Цель:

Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок.

Задача:

Изучить пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа

План работы:

1. Изучить сборники пословиц и поговорок

2. Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-лица единственного числа

3. Записать, подобранные пословицы и поговорки

4. Выбрать пословицу, по которой можно составить рассказ

5. Записать рассказ

6. Оформить проект

7. Представить проект в классе

Ни в каком другом языковом явлении дух народа не выражен более сильно, чем в пословицах и поговорках. Поэтому при изучении любого иностранного языка для того, чтобы его почувствовать, рекомендуют учить не только времена и глаголы, но народный фольклор, пословицы и поговорки. А уж знать и использовать русские поговорки должен каждый, кто любит русский язык и понимает всю его красоту. Поговорки, пословицы живут в языке по нескольку сотен лет и не стареют. В них выражена самобытность и мудрость русского народа, его традиции, характер, история.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С ГЛАГОЛАМИ ВО 2-М ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА:

  1. Что напиш ешь пером, того не выруб ишь топором.
  2. Кашу маслом не испорт ишь.
  3. ишь.
  4. С кем повед ёшь ся, от того и набер ёшь ся.
  5. ёшь.
  6. Шила в мешке не ута ишь.
  7. За двумя зайцами погон ишь ся – ни одного не пойма ешь.

ОБЪЯСНЕНИЕ СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ:

Что посе ешь, то и пожн ёшь.

Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.

Без труда не вын ешь рыбку из пруда.

Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу.

Что напиш ешь пером, того не выруб ишь топором.

Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Так говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.

Кашу маслом не испорт ишь.

Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много. Говорится, когда кто-то высказывает сомнение по поводу чрезмерного количества чего-либо хорошего, полезного.

Ласковым словом и камень растоп ишь.

Смысл пословицы: можно все спокойно решить. Если по - хорошему к людям относиться, то даже самый черствый человек " растопится" подобреет.

С кем повед ёшь ся, от того и набер ёшь ся.

От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему.

Старого воробья на мякине не провед ёшь.

Опытного человека не обманешь, не перехитришь.

Тише ед ешь – дальше буд ешь.

Если делаешь всё без суеты, без торопливости, скорее достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, суеты, если хочешь хорошо сделать дело.

Шила в мешке не ута ишь.

Иносказательно пословица употребляется, когда кто-то пытаетсяскрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.

За двумя зайцами погон ишь ся – ни одного не пойма ешь.

Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Без труда не вынешь рыбку из пруда

Рассказ

Живёт на свете один мальчик. В общем – то очень неплохой мальчик, только немного ленивый. Как его зовут, мы говорить не будем, чтобы он не обиделся.

Любое дело наш герой старался сделать побыстрее, вот и выходило всё кое – как. Уроки он готовил неаккуратно, посуду мыл не очень хорошо, даже рисовать не старался. И вот приближался очень радостный день – день рождения мамы нашего мальчика. Он захотел сделать открытку для мамы и взялся за дело. Через пять минут открытка была готова. Случайно проходивший мимо папа увидел этот сюрприз для мамы. Он сказал: «Я думаю, что тебе стоит вложить больше труда и старания в этот подарок». Мальчик немного подумал и начал делать новую открытку. В этот раз он не спешил, всё делал очень тщательно и аккуратно. Как обрадовалась мама подарку! С тех пор наш мальчик понял: «Без труда не вынешь рыбку из пруда. И с тех пор вкладывал старание в любое дело.

Добавить комментарий