Блог
920 0

Проблем передачи информации институт. Институт проблем передачи информации имени А

Институт проблем передачи информации

Учреждение Российской академии наук Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН
(ИППИ РАН )
Международное название

Institute for Information Transmission Problems of the Russian Academy of Sciences (Kharkevich Institute)

Основан
Директор

Кулешов А.П.

Сотрудников
Расположение
Юридический адрес

127994, Москва, Большой Каретный пер., д. 19

Сайт

Институт проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН- один из институтов Отделения информационных технологий и вычислительных систем Российской академии наук. Основан в начале 50-х годов и возглавлялся вплоть до 1965г. член-корреспондентом АН УССР Александром Александровичем Харкевичем.

ИППИ РАН

Основной целью Института является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области проблем передачи, распределения, обработки информации и управления в технических и живых системах.

Основными направлениями научной деятельности Института являются:

  • теория передачи и защиты информации;
  • математическая теория информации и управления, многокомпонентные случайные системы;
  • информационно-коммуникационные технологии и их применение в сложных системах и сетях;
  • информационные процессы в живых системах и биоинформатика;
  • компьютерная лингвистика.

Источники

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Институт проблем передачи информации" в других словарях:

    ИППИ (улица Ермоловой, 19). Создан в 1961 на базе Лаборатории по разработке научных проблем проводной связи (основан в 1948). Работы в области теории информации, распознавания образов, сложных информационных систем, автоматических систем… … Москва (энциклопедия)

    Учреждение Российской академии наук Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН (ИППИ РАН) … Википедия

    Учреждение Российской академии наук Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН (ИППИ РАН) Международное название Institute for Information Transmission Problems of the Russian Academy of Sciences (Kharkevich Institute) Основан 29 … Википедия

    Учреждение Российской академии наук Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН (ИППИ РАН) Международное название Institute for Information Transmission Problems of the Russian Academy of Sciences (Kharkevich Institute) Основан 29 … Википедия

    Учреждение Российской академии наук Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН (ИППИ РАН) Международное название Institute for Information Transmission Problems of the Russian Academy of Sciences (Kharkevich Institute) Основан 29 … Википедия

    ПРОБЛЕМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ИНСТИТУТ (ИППИ) РАН основан в 1961 в Москве (лаборатория с 1948). Исследования по теории информации, информационных систем, АСУ и др … Большой Энциклопедический словарь

    РАН, основан в 1961 в Москве (лаборатория с 1948). Исследования по теории информации, информационных систем, АСУ и др … Энциклопедический словарь

    Академии наук СССР (ИППИ), основан в 1961 в Москве на базе существовавшей с 1948 Лаборатории по разработке научных проблем проводной связи АН СССР (с 1959 называлась Лабораторией систем передачи информации). Институт осуществляет… … Большая советская энциклопедия

    - (ИППИ) РАН, основан в 1961 в Москве (лаборатория с 1948). Исследования по теории информации, информационных систем, АСУ и др … Энциклопедический словарь

Зав. кафедрой: академик РАН, профессорКулешов Александр Петрович

Зам. зав. кафедрой: к.ф.-м.н., доцентБурнаев Евгений Владимирович

Базовая организация:Институт проблем передачи информации РАН и компания DATADVANCE

Кафедра предсказательного моделирования и оптимизацииготовит специалистов в области предсказательного моделирования и оптимизации. Это новое научное направление, лежащее на стыке прикладной математики и информационных технологий, высоко востребовано передовыми технологическими компаниями. В России теоретические основы предсказательного моделирования и оптимизации разрабатываются

а их практическая реализация -

совместной российско-французской компанией DATADVANCE.
Разработанная компанией DATADVANCE технология предсказательного моделирования и оптимизации, а также ее инженерные приложения, используются крупнейшими мировыми высокотехнологическими компаниями (например, авиастроительной компанией Airbus, корпорацией тяжелого машиностроения IHI, и т.д.). Одним из соучредителей компании DATADVANCE является EADS (European Aeronautic Defence and Space Company - крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности с ежегодным оборотом порядка 43 млрд. евро). В конце 2010 года компания DATADVANCE стала одним из первых участников проекта инновационного центра «Сколково».

Институт Проблем Передачи Информации РАН был создан в 1961 году по инициативе академика А.А. Харкевича для развития теории передачи информации и ее приложений, решения принципиальных вопросов построения телекоммуникационных сетей и систем, разработки методов автоматического распознавания.

В ИППИ РАН сформировался уникальный коллектив высококвалифицированных ученых, объединяющий математиков, физиков, биологов, инженеров и лингвистов, что позволяет вести как прикладные, так и фундаментальные исследования на стыке различных наук. ИППИ РАН входит в Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН и проводит научные исследования по направлениям:

  • теория передачи, защиты и обработки информации,
  • разработка информационных систем и программных систем обработки информации,
  • математическая теория информации и управления, многокомпонентные случайные системы,
  • компьютерная лингвистика и моделирование естественного языка,
  • информационные процессы в живых системах (биоинформатика),
  • и др.

ИППИ РАН на протяжении всего времени своего существования, т.е. более 40 лет, занимает ведущие позиции в мировом научном сообществе в сфере теории передачи и обработки информации. Три сотрудника Института в 1978 г., 1998 г. и 2006 г. соответственно были удостоены высшей премии в области математики – награждены золотой медалью Филдса. Не менее важным является тот факт, что теоретические наработки применяются сотрудниками Института для решения практических задач. Заказчиками работ нередко выступают крупнейшие российские и зарубежные компании и ведомства: Министерство Обороны РФ, Airbus, Eurocopter, IHI и т.д.

В области предсказательного моделирования и оптимизации учёными Института в сотрудничестве с другими институтами РАН под руководством директора ИППИ РАН, чл.-корр. РАН, проф. Кулешова А. П., разработаны теоретические основы оригинальных методов построения метамоделей, имеющих высокую вычислительную эффективность и необходимую точность, а также методов многодисциплинарной оптимизации.

Метамодели - математические модели, основанные на данных - результатах натурных и/или вычислительных экспериментов, проведенных с различными объектами рассматриваемого класса, с минимальным привлечением знаний из предметной области (физики процессов). Иными словами, модели «обучаются» по множеству прототипов входных и выходных данных и фактически имитируют (заменяют) как источники получения данных, основанные на некоторой исходной модели, так и сами модели, созданные на основе изучения физики процессов. Использование в многодисциплинарной оптимизации развитых в Институте подходов к метамоделированию позволило существенно ускорить расчёты, снизив при этом количество дорогостоящих натурных/вычислительных экспериментов.

Разработанные методы предсказательного моделирования и оптимизация позволяют эффективно решать задачи создания и развития сложных инженерных систем современного уровня (например, пассажирских самолетов).

Развитием теоретических разработок ИППИ РАН в области предсказательного моделирования и оптимизации, их реализацией в коммерческих программных продуктах, внедрением и последующим сопровождением занимается компания DATADVANCE, одним из соучредителей которой стал концерн EADS. EADS является единственным акционером компании Airbus S.A.S., занимающейся производством пассажирских, грузовых и военно-транспортных самолётов. Также концерну принадлежат компании Eurocopter (вертолеты), Astrium (спутники, ракеты), и т.д.

Научные исследования и последующая разработка программного обеспечения ведутся компанией DATADVANCE в России (г. Москва). Непосредственная работа с заказчиками (выполнение прикладных инженерных работ и обучение заказчика работе с программным обеспечением) происходит во Франции (г. Тулуза), где у компании DATADVANCE также имеется офис.

Костяк компании DATADVANCE составляют выпускники МФТИ и МГУ. В частности, технический директор компании DATADVANCE - это выпускник ФОПФ МФТИ 2005 г., к.ф.-м.н., Морозов С.М.

Одним из ключевых фактором успеха как для ИППИ РАН, так и для компании DATADVANCE, является наличие в их штате талантливых, целеустремленных и хорошо подготовленных молодых специалистов. Именно поэтому на факультете прикладной математики и управления МФТИ открыта базовая кафедра предсказательного моделирования и оптимизации, которая ориентирована на современные и перспективные направления прикладной математики и информационных технологий.

Обучение на базовой кафедре предсказательного моделирования и оптимизации ведется по направлению "Интеллектуальный анализ данных" и включает в себя изучение:

  • современных методов прикладной математической статистики и анализа данных (многомерная статистика, задачи классификации, снижения размерности и прогнозирования и т.д.),
  • методов обработки сигналов различной природы (видео, аудио, сигналов в живой природе),
  • теории и методов оптимизации,
  • архитектур и организации вычислительных систем,
  • методологии проектирования и разработки программного обеспечения,
  • и т.д.

В результате обучения студент получает:

  • углубленные знания по теоретической и прикладной математической статистике и анализу данных,
  • базовые знания в области построения и анализа вычислительных алгоритмов, планирования и проведения вычислительных экспериментов (в частности, навыки активной работы с основными системами компьютерной математики),
  • базовые знания технологий программирования и проектирования программных продуктов и комплексов.

Приобретенные студентами фундаментальные знания позволяют им активно включаться в выполнение научно-исследовательских и прикладных работ как в составе коллектива ИППИ РАН, так и в компании DATADVANCE. Все студенты кафедры получают дополнительную стипендию.

Научно-производственная практика и последующая работа в компании DATADVANCE даёт студентам кафедры возможность применять свои знания для решения сложных и актуальных инженерных задач, поработать с коллегами из ведущих научно-исследовательских центров мира (например, DLR, ONERA) и крупных западных компаний (Airbus, Eurocopter, Mercedes), и при этом получать достойную зарплату.

Набор на кафедру предсказательного моделирования и оптимизации осуществляется на конкурсной основе. Во время учебы на кафедре студент:

  • Проходит теоретическую подготовку в области интеллектуального анализа данных
  • Проходит производственную практику в компании DATADVANCE и/или в лабораториях ИППИ РАН
  • Получает ценный опыт реального участия в международных проектах (например, европейской программе FP7), выполняемых в том числе в интересах крупнейших технологических компаний

Таким образом, учеба на кафедре это

  • Интересная работа по специальности и достойная зарплата "европейского" уровня
  • Возможность "найти" себя как в теории (и сосредоточиться на работе в лабораториях ИППИ РАН), так и в практике (и сосредоточиться на работе в отделах компании DATADVANCE)
  • Широкие возможности для научного и профессионального роста
  • Участие в международном сотрудничестве

Начиная с 2010 г. в российских вузах и научно-исследовательских организациях наметилась тенденция, которая свидетельствует о падении интереса выпускников вузов к обучению в аспирантуре и занятию наукой. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за период с 2010 по 2015 гг., во-первых, снизился прием в аспирантуру – с 54 558 до 31 647 чел., во-вторых, доля выпускников аспирантуры, защитивших кандидатскую диссертацию – с 28,5% до 18,0%.

Данные приведены по всем российским организациям, занимающимся подготовкой аспирантов, причем и научно-исследовательские институты, и вузы показывают отрицательную динамику. Так, за это время прием в вузовскую аспирантуру сократился на 42%, в аспирантуру научных институтов – на 37%. Доля защитившихся выпускников в вузах упала с 30,3 до 18,8%, в НИИ – с 16,8% до 11,5%.

В условиях падения интереса со стороны студентов к обучению в аспирантуре и защите кандидатской, огромное значение приобретает работа научных институтов со студентами. Институт проблем передачи информации Российской академии наук (ИППИ РАН), является одной из самых активных научных организаций в плане совместной работы с университетами в области компьютерных наук. У института семь совместных образовательных с партнерами-вузами.

В этой статье на примере ИППИ РАН рассматривается, как устроено взаимодействие научных институтов с университетами, как им удается выдерживать конкуренцию за студентов с IT-компаниями, а также для чего это нужно научным организациям и самим студентам.

В начале 1950-ых годов ИППИ стал первым в СССР специализированным центром фундаментальных исследований по проблемам связи. Директором института стал выдающийся ученый и инженер Александр Харкевич.

С появлением в середине XX века современной связи, масштабной логистики и компьютеров математика впервые получила непосредственное применение в технологической сфере. Раньше инженеры обращались к механикам, химикам или физикам, а те уже применяли в своих исследованиях математический язык. Теперь же математики со своими теоремами и понятиями стали непосредственными партнерами инженеров.

На этом стыке и возникла та область технических наук, которую мы сейчас называем «компьютерными науками».

Сейчас основными направлениями деятельности института являются проведение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в областях передачи и обработки информации, информационных процессов в технических и живых системах, компьютерной лингвистики и биоинформатики.

Как уже было сказано, сейчас у института семь образовательных программ с партнерами-вузами. Две программы реализуются в Московском физико-техническом институте (МФТИ, Физтех), одна на факультете биоинженерии и биоинформатики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). Еще две образовательные программы по математике есть в бакалавриате и магистратуре факультета математики Высшей школы экономики (ВШЭ), и, наконец, две программы – «Математические методы оптимизации и стохастики» и «Анализ данных в биологии и медицине» – доступны для студентов магистратуры факультета компьютерных наук ВШЭ.

С самого начала работы института возник вопрос объединения исследователей из разных научных областей в один работоспособный коллектив. Он был актуален в особенности в связи с приходов в институт биологов – передача и обработка информации в живых системах совершается эффективно, и разобраться в том, как именно это происходит – значит, многому научиться и в технике.

Ответ нашелся благодаря тому, что в ИППИ стали приходить выпускники МФТИ (Физтеха, как его называют в России). В этом ведущем техническом университете реализованы два принципа построения обучения: широкий дисциплинарный охват (так, именно в 1950-х годах в МФТИ стали готовить биофизиков) и так называемая «система Физтеха», при которой на старших курсах обучение происходит непосредственно на территории научных и технологических организаций-партнеров, которые на Физтехе принято называть «базами». Кроме лабораторной работы, «на базах» читаются и обычные лекционные курсы, но лекторами являются ведущие ученые – сотрудники базовых организаций, а не профессора МФТИ.

За счет образовательной компоненты «система Физтеха» более интенсивна, чем традиционные стажировки (internships). В чем-то возникающий симбиоз образования и науки можно сравнить с Unités mixtes de recherche – лабораториями французского Национального центра научных исследований (Centre National de Recherche Scientifique), создаваемых в партнерстве с университетами. Однако основой «системы Физтеха» является образовательная, а не научно-исследовательская единица – кафедра, а не лаборатория.

В СССР «система Физтеха» была успешно реализована не только в МФТИ, но и в Новосибирском государственном университете, который расположен в Новосибирском Академгородке – крупнейшем в России научном кластере за пределами Москвы. В новой России «система Физтеха» вошла в практику и в других динамично развивающихся вузах.

Эта система законодательно закреплена в принятом в России в 2012 г. законе об образовании, где «базовая кафедра» выделена как специальная форма организации партнерства вуза и исследовательской организации при реализации образовательной программы.

Система базовых кафедр позволяет студентам достичь лучшей адаптации к требованиям рынка труда за счет опыта интенсивной работы и обучения в компаниях и научных организациях – лидерах своих отраслей.

Студенты Физтеха приходят в ИППИ с 3 курса. Они начинают приходить в институт раз в неделю, потом всё чаще, и впоследствии защищают две выпускные работы – бакалаврскую и магистерскую. Сильные студенты «приживаются» и начинают работать либо в институте, либо в одной из его технологических спин-офф компаний. Для студентов Физтеха прийти в ИППИ в магистратуру, если они не учились в соответствующем бакалавриате – это не совсем обычная траектория.

Партнерство ИППИ с Вышкой устроено иначе. Руководство НИУ ВШЭ стремится к тому, чтобы в магистратуру шли люди со всей страны, и она получается в каком-то смысле «оторванной» от бакалавриата. Однако для того, чтобы хорошо подготовить специалиста-исследователя к научной работе, двух лет не хватает. Поэтому в партнерстве с ВШЭ сложилась иная практика: студенты приходят в ИППИ в магистратуру, а затем, если всё получается, переходят в аспирантуру, что и дает в совокупности 5-6 лет подготовки.

Ожидается, что по аналогичной схеме будет развиваться сотрудничество ИППИ со Сколковским институтом науки и технологий – новым техническим университетом, созданным при участии MIT несколько лет назад, и ориентированном на подготовку технологических инноваторов.

Что касается МГУ, то в тесном сотрудничестве с ИППИ работает целый факультет биоинженерии и биоинформатики. Это дает возможность начать плодотворную работу со своими будущими коллегами с самых первых курсов.

Важный элемент взаимодействия с вузами – институту приходится считаться с их политикой в вопросах распределения студентов. Где-то студентам предоставлена полная самостоятельность в плане выбора своего будущего, где-то их активно стараются внедрить в сильный научный центр.

Сегодня ИППИ РАН – современный научный, образовательный и инновационный центр. В системе Института развиваются спин-офф компании в сфере анализа данных и математического моделирования, профессиональной связи, систем технического зрения.

Для научных сотрудников взаимодействие с вузами – это возможность подготовить себе смену. Преподаватели в вузах и исследователи в институтах выполняют пусть и похожие, но всё-таки разные роли. Одни учат и занимаются наукой, чтобы повышать свою квалификацию, другие занимаются наукой и учат, чтобы кто-то в будущем пришел им на смену.

Ее непросто найти, но еще труднее эту смену удержать – глобализация заставляет конкурировать за молодых специалистов с компаниями и научными организациями по всему миру. В этом смысле важны конкурентные зарплаты, но также огромную роль играет интерес к работе.

Научная работа требует индивидуального отбора, и коллектив научной группы или лаборатории редко бывает многочисленным. Однако при начале работы со студентом никто – ни он сам, ни его научный руководитель – не может предсказать, будет ли научная работа успешной. Поэтому поток студентов через базовую кафедру и лаборатории ИППИ должен превышать собственную потребность института в новых исследователях. Куда же уходят те, кто не остается в институте?

Специфика исследований ИППИ как института, работающего в области компьютерных наук и информационно-коммуникационных технологий, предполагает перенос результатов научной деятельности в индустрию. Такой трансфер может совершаться как через выполнение научно-исследовательских рабо по договорам с промышленными компаниями, так и через создание спин-офф компаний («малых инновационных предприятий» в терминологии российского законодательства), предназначенных для доводки и коммерциализации созданных в результате фундаментальных научных исследований прототипов технологий.

Благодаря этому сильному студенту, обучающемуся на базовой кафедре вуза в ИППИ, доступен достаточно комфортный выбор профессиональной траектории между фундаментальными исследованиями и промышленностью.

Добавить комментарий