Блог
617 0

Подводные клады черного моря. У берегов крыма лежат корабли с драгоценностями на борту

Даже сейчас, погружаясь с маской и трубкой, разглядывая подводное царство Черного моря сквозь колючие водоросли, из-под которых выглядывают крабы и прочие морские обитатели, хочется найти клад.

Во все времена через бушующее море на земли Тавриды шли корабли. Черное море не всегда спокойно, здесь бушуют постоянные шторма и корабли бесследно уходят в морскую пучину. У берегов Крыма достаточно затонувших кораблей, и вместе с их останками живут мифы о затонувшем золоте.

Сказка о «Черном принце»

Я не буду рассказывать о нем много. Подробности и целый экскурс по этой легенде я уже давала в специальной статье. Если вкратце, то во времена Крымской войны и первой обороны Севастополя, в Балаклавской бухте затонул британский фрегат. По по некоторым данным, он ушел на дно вместе с 200 000 фунтами стерлингов золотом. Реальность же оказалась не столь обнадеживающей: в 2010 году в бухте после обнаружения «типового корабля», археологи отыскали десятки вещей - вероятнее всего, c «Черного принца»: пушечные ядра, медицинскую утварь (корабль перевозил полевой лазарет), деталь от парового двигателя британского производства. Не нашли только легендарные бочонки с золотом...

Севастополь, Балаклавская бухта

Однако старожилы Балаклавы говорят, что огромное количество золотых монет нашли простые дайверы, которых больше здесь никогда и никто не видел. Судите сами, может, не там ищем?

Византийский купец

В 2006 году вблизи поселка Форос украинские археологи организовали масштабную экспедицию по исследованию Черного моря. В итоге ученые наткнулись на интересную вещь. На глубине 124 метра исследователи засекли через объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, торчащую из ила мачту. Ученые поначалу не поверили своим глазам, ведь никаких исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось.

Во время экспедиции удалось поднять на поверхность часть деревянной доски. Анализ в лабораторных условиях позволил определить предварительную датировку – 1120-1190 гг. С уверенностью 80% можно утверждать, что это византийский корабль.

Судно было обнаружено при помощи телеуправляемого подводного робота "Софокл-1".

Еще большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже весла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует особая концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниет, но даже бумага и папирус сохраняют свой изначальный вид.

В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае, стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

Останки византийского судна.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья были обнаружены останки 494 затонувших кораблей, в том числе 40 древнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными!

Ответ на вопрос поднятия судна будет решаться этим летом. Ученые сегодня в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи, можно только предполагать.

Награбленное немцами

В апреле 2017 года подводно-исследовательской группой у берегов Евпатории на глубине 90 метров был найден пароход Boy Feddersen.

Поисками корабля дайверы занимались почти 25 лет. По предварительной информации, на борту найденного судна находятся золотые слитки и антиквариат, который нацисты собирались вывезти из Крыма.

Гидроакустическое сканирование дна поможет исследователям получить больше информации о находке. После этого водолазы спустятся на борт затонувшего корабля и смогут своими глазами увидеть таинственные трюмы с сокровищами.

Уже сейчас известно, что на борт Boy Feddersen были свезены самые ценные экспонаты из всех музеев полуострова Крым. А стоимость их измеряется в сотнях миллионов долларов.

У корабля Boy Feddersen интересная биография.

Изначально это судно было построено в 1914 году в Германии под названием Anhalt. В 1919 году оно была передано англичанам по мирному Версальскому договору, по которому все вооружение Германии должно было быть передано союзникам Антанты. После того, как англичане продали корабль испанцам, те переименовывали его в Aya-Mendi. Потом немцы выкупили его обратно. В итоге пароход приобрел СССР, дав ему название "Харьков". Позже, после наступления немцев на Севастополь, он был поврежден. Немцы его восстановили и назвали Boy Feeddersen. В свой последний рейс он вышел в акваторию Черного моря в 1943 году, когда немцы спешно отступали и пытались забрать с собой все ценности, которые «приватизировали» за время оккупации полуострова.

Корабль был атакован советской авиацией и быстро пошел ко дну. Долгих 74 года прошло с тех пор, как удача улыбнулась дайверам. Будем следить за новостями! Надеюсь, после детального исследования парохода, мы будем приятно удивлены.

Пароход «Ленин»

Самая масштабная катастрофа XX века на Черном море: в 1941 году этот пароход затонул у мыса Сарыч. Погибли около 5 тысяч человек.

Мыс Сарыч

Построен был пароход для России в нынешнем Гданьске, в прошлом - на немецкой верфи, в 1909 году. Назвали его «Симбирск» и отправили на Владивосток для осуществления перевозок в Японию и Китай. В 1923 году пароход был переименован в «Ленин» и направлен в Крым. Там он курсировал между Одессой и Новороссийском, осуществляя пассажирский перевозки.

В свой последний рейс «Ленин» отправился из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года. На борту были эвакуированные жители и запасы сахара.

22 июля на капитанский мостик поступило сообщение о возвращении в порт Одессы. Там в трюмы погрузили 350 тонн цветного метала в слитках. Испуганные жители осажденной Одессы просились на пароход. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" одних только пассажиров принял на борт, по оценкам, около четырех тысяч человек.

Пароход «Симбирск»

24 июля забитый пассажирами до отказа пароход вышел из порта в направлении Мариуполя. В то время вся акватория возле Крымского полуострова была заминирована Черноморским флотом. Так что пароход "Ленин" сопровождали пароход "Ворошилов" и теплоход "Грузия". Выйдя из Казачей бухты в Севастополе, они отправились дальше.

В полночь, уже у мыса Сарыч, на пароходе "Ленин" в носовом отсеке произошел взрыв. Пароход стал оседать носом вниз, и в итоге ушел в пучину моря за 7 минут. Точное количество спасенных и погибших до сих пор не известно.

Официальной причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из за ошибок в расчетах во время управления судном. Лоцманы своей вины не признали. Тем не менее, лейтенант Свистун был разжалован и расстрелян, а старший лейтенант получил восемь лет с отбыванием наказания после войны.

Но есть еще одна предполагаемая причина: в то время на Черном море курсировала румынская вражеская подводная лодка.

Точно выяснится причина гибели судна только тогда, когда его поднимут или тщательно исследуют.

В 2009 году по инициативе Севастопольского гидрологического центра была организована экспедиция к месту крушения. С помощью подводного аппарата на глубине 97 метром был найден пароход.

Корма затонувшего парохода «Ленин», капитанский мостик.

Насчет подъема пока ничего не известно, будем ждать новостей.

На дне Черного моря, еще столько неизученных мест! За огромную историю существования Крыма, постоянных войн, проходивших здесь, и глобальных переселений народов. Столько неизведанного скрывается под тоннами воды, что трудно представить, сколько людей и техники погибло на этом, бушующем море. И наверняка на дне есть еще сокровища, которые дожидаются своих первооткрывателей!

Чёрное море – кладезь тайн и загадок. На его дне покоятся десятки затонувших кораблей, которые, и по сей день, хранят от глаз обывателей тонны золота.

Почему так сложилось?

Несмотря на свою незначительную глубину – Чёрное море довольно таки опасное во времена шторма. Некоторые его участки просто непроходимы для кораблей. Высокими волнами судна кидает на отмель, на подводные валуны, в результате чего – они погибают.

В средние века на побережье Чёрного моря были построены десятки портов, которые ежедневно принимали сотни суден с различным провиантом. Безусловно, в результате бушующей стихии многие корабли не могли добраться до пункта назначения, и находили свою обитель на дне морском.

Сегодня водолазы изучают подводную часть моря и остаются шокированными тем количеством суден, которые покоятся в его пучине. Многие из кораблей так и не были опознаны, подводные исследователи так и не смогли с точностью узнать, что на них перевозилось. Но это не применительно к «Чёрному принцу», его учёные таки смогли отыскать. Это судно Британского флота затонуло в 1854 году, в его трюмах перевозились тонны драгоценностей. Золотые монеты, слитки, изделия из золота и драгоценных металлов – вот что хранилось на борту этого судна. Конечно же, в бортовом журнале были указаны другие данные, здесь указывалось, что никаких ценностей «Чёрный принц» не переправлял. Сделано это было потому, что все данные о кораблях с драгоценными грузами передавались пиратам и те беспощадно грабили и уничтожали такие судна.

Но чем знаменателен именно «Чёрный принц»? Он затонул в прибрежных водах Балаклавы. Это город, закрытый от обывателей. С двадцатых годов прошлого века на поиски клада «Чёрного принца» отправлялись сотни кладоискателей. Но самое главное – во времена Советского союза целая научная экспедиция пыталась разгадать тайну затонувшего корабля-призрака с несметными богатствами на борту.

Поиски кладов – это специфическая работа, увлечение, которое присуще многим гражданам, как России, так и других стран мира. Сама система поиска кладов довольно проста – нужно знать, что и где искать. Для начала, стоит определиться с объектом поиска. Так, затонувшие корабли с драгоценными грузами – лакомый кусочек.

Во многих морских акваториях искатели кладов могут заниматься дайвингом и незаметно подымать со дна одна за другой драгоценности. При этом, ценность могут составлять даже предметы старинного обихода. Те же вазы, чаши, прочие предметы обихода. Но золото и драгоценности - это наивысшая цель дайверов.

Что касается «Чёрного принца» – то были найдены исторические записи, указывающие на то, что на его борту находилось шесть миллионов рублей золотом. Это колоссальная сумма, которую просто не могли обойти стороной кладоискатели.

Что самое примечательное?

Поиском «Чёрного принца» заинтересовалось правительство СССР. В пятидесятые годы прошлого столетия России нужны были свежие финансовые вливания, страна была разграблена и уничтожена войной, поэтому правительство хваталось за любую возможность пополнить казну. Но поиски затонувших реликвий – это довольно сложное дело. Всё потому, что в пучине морской корабли теряют свои опознавательные знаки и становятся все одинаковые. Так случилось и с «Чёрным принцем». Его искали четыре года. Советское правительство разуверилось в том, что научная экспедиция добьётся положительного результата.

Оно всё больше и больше понимало, что море беспощадно к суднам и что во время шторма «Чёрный принц» мог быть полностью разрушен и искать его обломки – равносильно поиску иголки в стоге сена. Но поиски не прекращались ни на день.

Стоит отметить, что сам процесс изучения морского дна Чёрного моря позволил открыть много нового в подводном мире Чёрного моря, заставил СССР вкладывать колоссальные деньги в строительство первого батискафа. С его помощью и производились поиски затонувшего богатства.

Все поисковые и разведывательные работы по сей день остаются засекреченными, известно только то, что они проходили в несколько этапов, и каждый из них увенчивался открытием нового подводного корабля. Даже когда «Чёрный принц» был найден – это хранилось в строжайшем секрете, потому как миллионы рублей золотом таки были найдены. Сегодня всё большее число историков настаивают на том что ситуация с «Чёрным принцем» – показательная. На самом деле большое количество поисковых операций проводились под грифом «совершенно секретно».

Учёные, близкие к поисковой операции «Чёрного принца» указывают, что на самом деле первая пятилетка, которая была внедрена на территории СССР, была реализована именно за счёт золота, поднятого с затонувшего судна. Богатства были вложены в строительство новых промышленных объектов, которые и по сей день радуют глаз обывателей, которые приумножают благосостояние уже отделившихся стран.

Что знаменательно, поисками «Чёрного принца» параллельно с советскими учёными занимались и японские искатели кладов. Они были специально направлены на ложный след советским правительством. Зачастую вокруг таких знаменательных и богатых золотом объектов, как «Чёрный принц», точится настоящая война. Желающих ухватить хороший куш – достаточно много. Но в этой истории золото досталось правительству СССР.

Так что же, в истории «Чёрного принца» можно ставить точку? Учёные пока не рекомендуют с этим спешить, так как официального заявления о найденном золоте от правительства СССР не поступало. Но изученные материалы поисковой экспедиции дают уверенность в том, что корабль был найден, и с его борта несколько месяцев поднимали на поверхность секретный груз.

Было ли это золото? Пока есть только догадки, подтверждение которым могут дать официальные источники, но они молчат. Как молчат и воды Чёрного моря, в пучине которых до сих пор хранится ни одна сотня тайн, не поднятых со дна Чёрного моря кораблей. Как сложиться их судьба, быть может, в скором времени каждый из них сможет поведать современникам историю своей эпохи, или обогатить своих наследников несметным богатством.

No related links found



Как сообщает директор Института археологии Национальной академии наук Украины Денис Козак, в прибрежной акватории Чёрного моря обнаружено 494 затонувших объекта, принадлежащих к разному времени, из них 141 объект идентифицирован археологами, как остатки кораблей, относящихся к античным временам истории Причерноморья.

В Украине планируется составление государственного атласа объектов подводного культурного наследия и антиквариата Черного моря.

Директор Института археологии Денис Козак подготовил отчёт о результатах экспедиции, исследовавшей участки дна Черного моря от мыса Херсонес до мыса Меганом. За прошедшие тысячелетия в Чёрном море затонуло большое количество разнообразных судов — это и военные, и торговые, и прогулочные суда, совершающие морские круизы. Не всегда морские круизы в Чёрном море заканчивались счастливо, как далёком прошлом, так и в наши дни.В 31 августа 1986 года у берегов Новороссийска затонул круизный пароход «Адмирал Нахимов», построенное в 1925 году в Германии («Berlin», III). Пароход затонул в 4 километрах от берега, он и до сих пор покоится на морском дне. Подводная археологическая экспедиция провела фото и киносъёмку затонувших объектов, исторических памятников найденных в акватории прилегающей к крымскому побережью.Как сообщает Lenta.ru, для исследования черноморского дна украинские археологи использовали поисковое оборудование Института археологии и океанографии США. Украина не предоставила средств на исследование, подводная экспедиция была профинансирована американской стороной, на экспедицию было израсходовано около$2,5 млн. долларов.

Активное участие в исследовании морского дна принимал доктор Роберт Баллард американский исследователь и ученый, известный в научных кругах, тем, что он обнаружил место катастрофы «Титаника».

На глубине около километра археологическая экспедиция обнаружила на дне Черного моря затонувшее византийское судно IX-X веков. От самого деревянного корабля почти ничего не осталось, кроме 200 амфор на дне.

Аквалангистами было обследовано пассажирский пароход «Ленин», затонувший в 1941 году, на борту которого было около 4 тыс. пассажиров. Среди затонувших объектов, обнаружен броненосец Российской империи «Екатерина II», эсминец «Дзержинский», который затонул в 1942 году, военный самолёт времён Второй мировой войны и военный вертолёт Черноморского флота СССР.

9 августа 2010 года во время испытаний экспериментального глубоководного научно-исследовательского аппарата «Софокл» с дистанционным управлением, Сергей Воронов заметил лежащий на дне корабль.По мнению археологов, кораблю, по предварительным оценкам, около 1,2 тысячи лет. О возрасте амфор, лежащих на палубе, можно судить по их форме и размерам.

Корпус византийского военного корабля прекрасно сохранился, как целостный объект, оттого, что он частично погружён в морской ил. Длина корабля — около 50 метров, на нём уцелели две мачты, из уключинторчат около 15 весел.

Об этой находке сообщил Сергей Воронов — директор департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины.

Подобное судно в Чёрном море археологам еще не попадалось. На затонувшем корабле находится несколько тысяч артефактов «не старше VIII и не моложе XIII века нашей эры» — целый музей! Затонувшее византийское парусно-гребное судно лежит на глубине около 130 метров в 20 километрах от недалеко от курортного поселка Форос.

Раскопки и процесс поднятия корабля может затянуться до трех лет, то есть до 2013 года. Участники археологической экспедиции делают всё возможное, для успешного поднятия средневекового корабля и сожалеют о том, что летний сезон подводных раскопок на очень короткий и осенние штормы не дают возможности их продолжить. Планируется и восстановление корабля.

От разграбления чёрными археологами затонувший византийский корабль защищает не только глубина, на которой он находится, но и Служба Безопасности Украины и пограничники, которым известны координаты находки.Лето 2011 года оказалось необычайно богатым на открытия и новые находки для российских археологов. Институт археологии РАН снарядил научные экспедиции на Кавказ, Урал и даже Чукотку.

Результатами археологических исследований явились уникальные открытия очага античной цивилизации в. В этом древнем античном городе обнаружены общественные и жилые здания древнего города, найдено большое количество разнообразных предметов из Средиземноморья.

На некрополе Фанагории археологи исследовали каменный склеп IV в. до н.э., никогда раньше в нашей стране не было обнаружено подобных архитектурных сооружений.

Как стало известно археологам, часть античной Фанагории находится под водой. По сообщению доктора исторических наук Владимира Кузнецова археологическая провела принесшие важные открытия. Проведя подводные раскопки аквалангисты обнаружили портовые сооружения Фанагории, фрагменты мраморных архитектурных деталей античных храмов, древнегреческие надписи, обломки мраморных статуй и постаменты, древнегреческая керамика и.

Если совочек и кисточка археолога опередят экскаватор грабителя и лопату «чёрных археологов», у нас появится шанс чуть больше узнать о быте наших далеких предков.

18 августа, президент России Владимир Путин совершил погружение на дно Черного моря в районе Балаклавы и осмотрел затонувшую византийскую галеру. Спускаемый аппарат, на борту которого находился Путин, погрузился на глубину 83 метра. По окончанию подводного путешествия он прибыл на Графскую пристань в Севастополе.

Я осмотрел один из редких объектов - специалисты относят его к Х - ХI вв. Это галеон, перевозивший гражданские грузы и затонувший напротив Балаклавской бухты. Думаю, эта находка подтолкнет к тому, чтобы еще больше обратить внимание на нашу историю, ее изучение, искать что-то новое для того, чтобы использовать это в будущем, - сказал Владимир Путин.

Глава государства также подчеркнул значимость находки, которую совершило Русское географическое общество, и поделился впечатлениями от увиденного.

«Трудно рассмотреть всё судно целиком. Даже те части, которые находятся на поверхности дна, покрыты 40-сантиметровым слоем ила. Предположительно, это судно длиной 27-30 м, шириной от 13 до 15 м. Вокруг объекта очень много амфор», - рассказал президент специально приглашенным на встречу журналистам.

Владимир Путин прошел через Графскую пристань на главную площадь города и поприветствовал собравшихся на площади Нахимова севастопольцев.

Напомним, что византийская галера была найдена на дне Черного моря вблизи Балаклавы дайверами клуба «Ростов дайв» весной этого года. Техническое содействие по изучению подводных артефактов и возможности поднятия их на поверхность оказало Русское географическое общество. По оценкам археологов, находка является крупнейшим подарком для науки как минимум за последнее столетие.

Серия сообщений " ":

Часть 1 - Часть 2 -.. . Часть 5 - Часть 6 - Часть 7 - Путин погрузился на дно Черного моря вблизи Балаклавы и осмотрел византийскую галеру Часть 8 -

Зимой Черное море редко балует полным штилем. Начались грозные зимние шторма, море волнуется и бушует. Как ни странно, есть люди, которые с нетерпением ждут от МЧС «штормовых предупреждений», чтобы надеть непромокаемую куртку потеплее, резиновые сапоги и двинуть на зимний пляж искать потерянное летом товарищами отдыхающими украшения из золота.

«Моют золото» на пляже

На утреннее море сейчас стекаются не только поклонники здорового образа жизни. Для таких «товарищей не отдыхающих» — зимнее сочинское море своего рода клондайк. Штормовым утром эти сознательные и просвещенные граждане как бы прибегают к морю на зарядку «подышать йодом», однако релаксация — это тщательная маскировка. На самом деле, товарищи «моют» золото. Нет, не самородки, конечно, а украшения, которые дорогие курортники посеяли в море, не прислушавшись к рекомендациям спасателей, что «в золоте» нельзя купаться…

Сразу скажу: к предновогоднему штормовому морю количество забегов увеличивается. Не скрою, после шторма и я порой делаю кроссик на пляж. Вдруг волны и мне подкинут «золотишка». Например, мой товарищМихаил Федоровиз Санкт-Петербурга регулярно прикатывая в Сочи на Новый год и вовсе начинает свое пребывание на курорте с постштормового моря. Его первый вопрос в аэропорту всегда звучит одинаково: «Шторм вчера был?» Был! Стало быть мы сразу на пляж. Находили ли мы что-нибудь? Да! В прошлом году море поделилось замытой тысячной купюрой, и мы убедились, что на родине печатают очень качественные деньги. Смею, вас заверить, краска хорошая, водяные знаки не смываются даже морской водой. А совсем недавно море выбросило к моим ногам после шторма пластиковую бутылке, в которой таилось признание в любви барышне «Ире из Новосибирска». Ира, какой-то Гена вас очень любит, о чем написал «записку в бутылке» и выбросил ее на удалении от Черноморского берега. Спасибо, морю, вернуло послание к родным пляжам, о чем сибирячке и сообщаю: «Ира, вас любят и ваш Ромео очень оригинальный Дон Жуан». Сразу сообщу, если бы бутылка с запиской была с противоположного берега Черного моря, я бы патриотично на турецком читать не стал…

Ну вот два дня назад с другом Мишей были на зимнем пляже. Штатные «золотоискатели» с длиннющими палками разгребали прибрежную гальку. Как обычно эти люди проводили утренние часы в поисках потерянного золота, часов, колец и других нательных украшений. Кстати, у самых заядлых есть даже специальные приборы — они реагируют на металл в гальке. На банки металлоискатель тоже реагирует, хозяин «прибора» нет. Нештатные пляжные поисковики рассказали два любопытных случая прошедшего лета.

«Золотой ключик»

Один из искателей нашел в гальке ключи от дорогущей (судя по брелку) иномарки. Кто имеет всего несколько Porshe, понимает, что современные автомобили буквально напичканы электроникой — датчики, дождя, заднего хода, вида, речевой сигнализатор, светодиодные датчики и даже механическую женскую ручку, которая успокаивает водителя на скорости. И главное — вся противоугонная система «в одном ключе». Потерял ключ — разбирай машину, перепрограммируй компьютеры, узнавай коды на заводе-изготовителе. Звони в Париж-Мюнхен, ищи спеца, в худшем случае отсылай туда машину на эвакуаторе…Так вот, наши поисковики такой золотой ключик обнаружили и вернули владельцу. Говорят, он плакал от счастья и накрыл такую поляну в прибрежном ресторане, что если можно было, обналичить закуски, то два года на пляже можно ничего не искать! Еще более уникальный случай был с ключами от сейфа. Для надежности бизнесмен, пошел купаться, спрятав ключи от сейфа у самого надежного места, которое скрывают плавки. Во время заплыва, порвалась резиночка, «золотые ключики» опустились на дно. Для решения проблемы хозяин сейфа поднял по тревоге на поисковые работы группы дайверов. Ключи нашли!!! Наверное, праздник, который устроил владелец сейфа для своих спасителей можно бы сравнить с Днем города…

Кстати, существует любопытная статистика: в период после курортного сезона, например, на пляжах Средиземноморья украшений и денег собирают на несколько сот тысяч долларов. Морское дно у элитных отелей «прибирают к рукам» профессиональные кладоискатели. Люди, надо сказать, не бедные. Да и наши пляжные поисковики, в булочную на такси не ездят. В худшем случае, они туда отправляются на собственных сияющих «баварцах»…К сожалению, статистики потерянных в море и на пляжах юга России никто не ведет. Да и Нептун пока не организовал стол подводных находок. Ну а я перед Новым годом опять хожу на пляж. Как знать, может быть Царь морей золотишка подкинет к новогоднему празднику, все-таки в Новый год так хочется верить в чудо…

Добавить комментарий