Блог
755 0

Почему полезно играть в шахматы.

День добрый, дорогой друг!

Умный дальновидный человек решения принимает взвешенно. И прежде чем занять своего ребенка шахматами, он непременно спросит себя: Что дают шахматы детям и взрослому человеку?

Как они будут влиять на развитие маленького человека и что могут принести ему в будущем, когда он вырастет?

Полагаю, вряд ли кто-то будет оспаривать позитивное влияние шахмат на развитие интеллекта. В этом вопросе как правило сходятся во мнении все. И родители и специалисты, и даже далекие от шахмат люди.

Менее заметным, на непосвященный взгляд, является влияние шахмат на развитие личных качеств ребенка. Мы обсуждали это в. Влияние есть и немалое.

Когда начинать?

Ответ такой:

Если вы в 20 лет не умеете играть или играете плохо, — войти в шахматную элиту не получится.

В истории был только один подобный случай.Ефим Боголюбовпознакомился с шахматами в 18 лет.

Однако тогда было другое время. Сегодня это невозможно. Увы, поезд ушел. Надеюсь, не слишком вас огорчил.

С точки зрения вероятности достижения спортивных успехов, принцип такой: чем раньше, тем лучше. 4-5 лет – вполне оптимальный возраст для знакомства с шахматами. Через полгода -год можно переходить к занятиям, желательно под руководством специалистов.

В сегодняшней статье хотел бы обратить внимание еще на один важный аспект увлечения шахматами:Кроме интеллектуального и личностного развития, они могут оказаться своеобразным трамплином в построении карьеры в других областях.

Свои

Ничто так не сближает людей, как общее увлечение.

Мои друзья детства – шахматисты остались лучшими друзьями на всю жизнь. Почти никто из них не стал шахматным профессионалом и мы частенько пересекались по работе. Но мы всегда знали и знаем – мы «свои». И поддержим друг друга несмотря не на что.

Даже в беседе с незнакомым доселе человеком, если вдруг выясняется, что мы оба шахматисты, разговор сразу становится теплее.

Лет 15 назад ваш покорный слуга пришел на собеседование в одну солидную фирму на должность начальника отдела. Разговор с руководителем вакансии был деловит и суховат ровно до того момента, пока случайно не выяснилось, что мы оба шахматисты. Я мастер, он любитель.

Беседа сразу пошла на волне взаимопонимания. В разговоре, в отношениях важна «химия». Взаимные позитивные эмоции. Химия возникает на базе чего-то общего, что затрагивает струны души. В данном случае это общее – шахматы.

К моему удивлению, руководитель сделал предложение о работе прямо на собеседовании, что обычно является редкостью.

Еще один пример:

Будучи студентом политеха, ваш покорный слуга частенько приезжал в родной город. И «отдыхал» в шахматном клубе, «стуча в блиц» с любителями и разрядниками навылет. Как-то после редкого «вылета», сидя «на банке» (в очереди на игру) разговорился с одним из своих соперников.

Он оказался начальником цеха на Северстали. Известный человек, специалист. По фамилии Икконен. Арнольд Константинович пригласил меня в свой цех, присмотреться, познакомиться с производством. Через год я заканчивал ВУЗ. У него был и сопутствующий интерес – я мог значительно усилить цеховую шахматную команду.

Договорились, что делали обсудим ближе у моему окончанию политеха. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Арнольд Константинович безвременно ушел из жизни.

Было и еще пара подобных случаев в моей трудовой профессиональной карьере. К чему эти истории?

Я точно знаю, что в моей сети деловых контактов,шахматисты — особая сеть, это «свои» люди. Мы говорим на одном языке. Нет теперь уже не на языке шахмат, но это не так важно. Важно то, что мы «свои».

У верблюда два горба….,

Потому, что жизнь — борьба)

С этим нехитрым изречение можно соглашаться или не соглашаться. Однако реальность нашей жизни такова, что бойцовские качества совсем не помешают.

Общепризнанно, что шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.

Шахматная теория содержит в себе все признаки научной дисциплины. Эстетически ценности, создаваемые высококлассной, творческой игрой, оказывают сильное воздействие на духовную сферу человека.

И все же. Большинство любителей шахмат видят в игре прежде всего борьбу.

Важен результат. Без этого шахматы теряют свою привлекательность. Исключить элементы состязательности, азарта, борьбы – означает попросту убить шахматы.

Эммануил Ласкер говорил:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Серьезные шахматы – это жесткая, а порой и жестокая борьба, мобилизующая весь спектр духовных и нервных сил человека.

Что бы не говорили альтруисты, цель игры – достижение победы. Невозможно выиграть, чтобы другая сторона не проиграла. И этот факт может привести к непростым нравственным проблемам. Связанным с желанием «устранить» соперника.

И иногда шахматист «перегибает палку» в выборе средств.

Еще один «перегиб» — чрезмерные амбиции, не подкрепленные должной работой над шахматами и над собой. Вернее не сами амбиции, а «побочные эффекты» в поведении, возникающие из-за несбывшихся ожиданий.

И это тоже «перегиб».

Завышенная самооценка, подозрительность, зависть, высокомерие – эти свойства характера могут появиться в любой деятельности. В том случае, если молодой человек брошен на произвол судьбы в бурные воды противоборства. В том числе и в шахматах.

Как избежать «перегибов»?

Мы с вами знаем, что обучение восточным единоборствам начинается с философии. Ребенку разъясняют, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Это важно как раз для того, чтобы увлечение не входило в противоречие с окружающим миром и людьми.

И делает это наставник, тренер.

То же и в шахматах. Важно, чтобы ребенок был «под присмотром» специалиста.

Важно также, чтобы ребенок был в сообществе «себе подобных». Для этого и существуют шахматные кружки, секции. Наша школа «Шахматы с Жориком » имеет и дополнительное преимущество – возможность обучения онлайн.

В заключение повторюосновную мысль статьи:

Шахматы многогранны по своему влиянию на человека и его жизненный путь.Они могут предоставить дополнительные возможности даже тогда, когда не особенно ждешь.

Шахматные неформальные сообщества, построенные на общем увлечении, могут оказаться очень прочными и приносить пользу в различных областях жизни.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? Каковапольза шахмат для детей? Сегодня вы узнаете о пользе, которую дают шахматы детям.

Для того чтобы вы могли представить себе, что дают детям уроки шахмат, какую воспитательную функцию они выполняют перед подрастающим поколением юных шахматистов, открывая детям ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫ, мы обратимся к мнению людей, посвятивших большую часть своей жизни изучению этой проблемы и на протяжении долгих лет проводивших шахматные занятия с детьми непосредственно в школах, а затем сделаем собственный вывод. Начнем с того, что в школах уроков логики нет.

А шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Шахматный всевобуч стал источником появления в Молдове выдающихся гроссмейстеров мира: Виорела Бологана, Эльмиры Скрипченко, Виорела Иордакеску и других. Кишинев, май 1984 г. Здесь возникает вопрос: как именно, играя в шахматы, дети учатся логическому мышлению?

Судите сами: во время урока тренер рассказывает детям правила игры в шахматы, дети усваивают их. А во время практической игры каждому из них приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим?

Скажем прямо, что не сразу ребенку удается сделать правильный логический выбор, но он стремится к этому и это уже здорово, что ребенок самостоятельно анализирует, думает, рассуждает и старается выбрать лучший ход! Определив, какой же ход, по его мнению, является лучшим, ребенок принимает решение и делает его.

Ребенок учится принимать самостоятельные решения

Вот здесь мне хочется добавить и еще одно хорошее качество, которому обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно. В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат ребенка не только логическому мышлению, но и делать выводы.

Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. И вот так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.

Говоря о безграничной пользе шахмат для детей, я не могу пройти мимо таких суждений, что в мире есть очень много интересного, достойного особого внимания молодых. Особенно в наше время молодежь повсеместно увлекается Интернетом, многими другими увлекательными видами спорта. А тут со “своими” шахматами. Поговаривают, мол, нужно ли увлекать юношей и девушек, чтобы тратить драгоценное время на шахматы?

Школа или шахматы?

Стоит ли родителям втягиваться во всевозможные организационные, а зачастую и финансовые проблемы, ведь ни для кого не является секретом, что достижения Таля, Карпова, Каспарова, Крамника, сестер Полгар ждут далеко не каждого. Не лучше ли сделать ставку на учебу в школе, а свободное время заполнять чем-либо более полезным?

Прежде чем ответить на такой вопрос, необходимо дать себе отчет в том, чего же именно мы хотим? Для одних шахматы являются возможностью самоутвердиться, для других – провести время с пользой, избегая множества ненужных соблазнов, иные видят в этом профессиональное будущее, а для некоторых – это просто интеллектуальное времяпрепровождение.

Во многих семьях считают, и правильно, чтозанятия шахматами помогают детям, чаще всего младшего возраста, оживить воображение, упорядочить мысли, а потому приводят мальчиков и девочек в шахматные школы или нанимают индивидуального тренера.

Иногда получается так, что ребенок проявляет к игре повышенный интерес, демонстрирует способности, и к нему приходят первые, пусть даже скромные, но все же успехи. Родителей, естественно, очень интригует тот факт, что их ребенок выделяется среди других детей.

Они гордятся им и, незаметно для себя, оказываются втянутыми в шахматную жизнь. А ведь кое-кто считает, что углубленное изучение шахмат иногда негативно влияет на молодых людей. В этом нет ничего удивительного, ибо любое увлечение, в ущерб чему-то другому, может оказаться изначально ошибочным.

Но все же, если юное дарование реально увлечено шахматами, действительно стремится повысить свое мастерство и достичь высоких результатов, то единственной задачей окружающих должна быть поддержка в этом устремлении. Бесспорно, может возникнуть вопрос: “А как же школа?

Однако, опытный педагог или детский психолог может подтвердить, что в данном возрасте способности ребенка практически неограниченны и все упирается лишь в умелое распределение времени (Кстати, рекомендую прочитать новую книжку от нашей школы шахмат — « »). А вот воспитание организованности детей, является одной из важных задач для родителей, а умный и чуткий тренер всегда в этом поможет.

Шахматы помогают избавиться от застенчивости

Ведь подростки часто прислушиваются к мнению авторитетного человека, не входящего в семейный круг. А таким авторитетом для детей и является тренер. Из своей практики приведу такой пример. В 2001 году ко мне в шахматный клуб зашел Бутук Александр для решения служебного вопроса, а с ним пришла и его восьмилетняя дочь.

Я, конечно же, обратил на нее внимание: скромная, молчаливая, застенчивая, ничем не отличалась от многих ее сверстниц. Но ее детский внимательный и пронзительный взгляд, которым она смотрела на меня своими черными горящими глазками, зажгли во мне неодержимое желание узнать хоть немного о ней.

После короткой беседы с ней я кое-что узнал. А на мой вопрос: – хочет ли она, чтобы я научил ее играть в шахматы, – она ответила, да! Но ее отец тут же возразил: мол, она занимается музыкой, танцами, плаванием, учит английский и ходит играть в большой теннис. Я, как бы, пропустил мимо ушей тот факт, что дочь загружена до предела и спросил ее: – как тебя зовут? Она ответила:- Маша. Так вот Маша, если ты хочешь научиться играть в шахматы, то приходи завтра с мамой в клуб на занятия к10-00.

На этом мы попрощались, а назавтра Маша вместе с мамой пришли в клуб в 10-00. Состоялось первое занятие… десятое и... сотое. А вскоре застенчивую Машу трудно было узнать. Маша стала одной из самых активных и общительных девочек. Ей потребовался всего год, чтобы стать чемпионкой Кишинева среди девочек до 10 лет, еще год потребовался, чтобы стать чемпионкой Молдовы до 10 лет и еще год, чтобы в 11 лет стать бронзовым призером чемпионата Европы среди девушек до 12 лет и самым молодым мастером спорта ФИДЕ по шахматам в Молдове. Сейчас Маша Бутук совершенствует свое мастерство в Санкт Петербурге. За короткое время успела стать чемпионкой города на Неве и вице-чемпионкой России – 2007 среди девушек до 14 лет.

Маша является одной из самых перспективных молодых шахматных дарований Молдовы, кому по плечу штурмовать в недалеком будущем и шахматный Олимп. Надеемся, что она сумеет не только повторить, но и превзойти спортивные достижения нашей замечательной шахматистки международного гроссмейстера Эльмиры Скрипченко. Вот так шахматы помогли Маше раскрыть свои незаурядные способности, которые “прятались” в ней так же, как и у многих других. А кроме всего, шахматы помогли Маше раскрыться и как личности.

А я добавлю, что сегодня Машу знает шахматный мир. Оправдались и мои слова, адресованные родителям: “учите детей играть в шахматы. Научив их играть, вы ничего не потеряете, а найти сможете многое”.

Шахматы развивают логическое мышление

О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, как шахматы приучают детей к порядочности, благодаря соблюдению правила: тронул фигуру – ходи, известно много примеров из истории шахмат в мире.

Дети иногда плачут на глазах у многих, но делают ход той фигурой, которую они тронули. Это правило учит детей порядочности, оно же учит детей и другим более важным в их жизни поступкам. Шахматы также учат детей не принимать поспешных решений, ибо они, как правило, являются ошибочными. Хочу еще добавить, что, играя в шахматы и соблюдая законы и правила шахматной игры, ребенок вырабатывает в себе целый комплекс жизненно необходимых качеств, и что не менее важно, у ребенка вырабатывается свой собственный, спортивный характер.

Подобные правила применимы и в жизни: прежде чем сделать шаг, обдумай его так же, как и ход в шахматной партии, чтобы он не оказался ошибочным. Не зря же в народе о шахматистах говорят так:

“Шахматисты редко ошибаются, так как они умеют считать на несколько ходов вперед”. Мне кажется, что это мнение довольно объективное. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба.

В подтверждение сказанному напомню, что вице-премьер Правительства России Александр Жуков является кандидатом в мастера спорта по шахматам, он же является и президентом Федерации шахмат России. Многократный чемпион мира Михаил Ботвинник был выдающимся ученым, доктором технических наук. Министр информационного развития Молдовы Владимир Моложен является опытным шахматистом и возглавляет Федерацию шахмат Молдовы.

Воспитанник шахматной школы Молдовы мастер ФИДЕ Сергей Вырлан, благодаря шахматам, сумел защитить степень доктора информатики. В настоящее время он работает профессором в парижском Университете. Международный гроссмейстер Каролина Смокина стала не только членом олимпийской сборной Молдовы по шахматам, но и в свои 29 лет защитила степень доктора международного права и в настоящее время заведует кафедрой Кишиневского международного Университета УЛИМ.

Всему, чего я достиг жизни — я обязан шахматам

Все, чего достиг в жизни, я обязан тому, что меня в 5 классе совершенно случайно научили играть в шахматы. А в 15 лет я сделал свой самый верный шаг в жизни: я пошел в райком и по путевке комсомола был направлен, как доброволец, на харьковский тракторный завод на работу. Именно в Харькове я вырос как шахматист, именно в Харькове я понял, что если я не буду стремиться и добиваться поставленной цели, я буду никем.

Меня, как и многих других, шахматы научили логически мыслить, выбирать и делать правильный ход в жизни. И я сделал его. Я посвятил свою жизнь шахматам и шахматной педагогике. Обучению детей игре в шахматы и организационной шахматной работе я посвятил более 50 лет, а попутно занимался и спортивной журналистикой.

Если бы природа подарила мне вторую жизнь, я вновь бы выбрал этот же путь. Шахматы достойны такого признания и чисто человеческой преданности.

Тот, кто знал Виорела Бологана и Виорела Иордакеску в их детские годы, тот наверняка помнит этот факт, что эти ребята пришли в шахматы застенчивыми, скромными, стеснялись лишнее слово сказать.

Но благодаря постоянным и настойчивым занятиям шахматами, они сумели очень быстро раскрыться: стали общительными, проявив настойчивость в достижении цели. У них выработался бойцовский, спортивный характер. Сегодня эти ребята во многом являются примером для тех, кто выбрал их путь.

После окончания 10-летки, Виорел Бологан поступил учиться в Москву в ГЦОЛИФК (как и ChessMaster), защитил ученую степень кандидата педагогических наук, стал международным гроссмейстером, лидером олимпийской сборной Молдовы, а в дальнейшем и одним из ведущих гроссмейстеров мира. Виорел Иордакеску также стал членом олимпийской сборной нашей страны и одним из ведущих гроссмейстеров мира.

Молодцы ребята! Решили, и добились своего. Удивительно и интересно сложилась судьба у Светланы Петренко.

Познакомившись с шахматами в детстве, она полюбила их по особому, усердно занималась, а шахматы вполне вознаградили ее и она стала знаменитостью. Шахматы любят и награждают за настойчивость. Светлана упорно и настойчиво шла к цели. Она не только стала международным гроссмейстером, но и под руководством своего тренерам Ивана Солонарь 5 раз завоевывала звание чемпионки Молдовы среди женщин.

После перехода Эльмиры Скрипченко под юрисдикцию Федерации шахмат Франции, Светлана возглавила, и довольно успешно, женскую сборную страны. А на Олимпиаде в Испании Светлана Петренко сотворила чудо: на первой доске она сыграла 13 партий и выполнила норматив мужского международного мастера. Но еще большее чудо она сотворила у себя дома, в Молдове. Она единственная из женщин, кто в борьбе с ведущими шахматистами Молдовы стала чемпионом Молдовы 2005 года среди мужчин. Браво Светлана!

Елена Пырцак, малоизвестная девушка из Калараша, благодаря занятиям шахматами, стала одной из популярнейших в Молдове. В 2003 году была признана “Мисс шахмат” Молдовы. Она трижды завоевывала звание чемпионки Молдовы по шахматам среди женщин, стала международным гроссмейстером и членом женской олимпийской сборной команды страны. Окончила факультет журналистики Международного независимого Университета Молдовы УЛИМ.

Пользу от занятий шахматами, отмечают педагоги и ученые

Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления.

Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры.

Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место. Нет необходимости доказывать степень влюбленности в шахматы В. Сухомлинского. Я хочу снять шляпу и преклониться перед этим великим педагогом, который на много раньше других так глубоко осознал воспитательную роль шахмат для детей.

Вы познакомитесь поближе с тем, какой размах приобрел процесс во многих странах мира после того, как общество осознало неоценимую значимость влияния шахмат на умы детей. Осознав значение сказанных слов В. Сухомлинским, я, будучи председателем федерации шахмат Молдавской ССР, добился введения шахматных уроков в общеобразовательных школах для первоклашек еще в 1966 году, об этом узнал и писал весь шахматный мир. А сегодня мы являемся свидетелями преобразовательных процессов у детей, научившихся играть в шахматы за школьной партой.

Благодаря введению шахматного всеобуча в школах Молдовы, у нас появились шахматисты мирового уровня. После длительных экспериментов и шахматных тренировок, немецкий ученый Г. Клаус сделал следующий вывод:

«Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники»

Вывод Г. Клауса, по своей сути, дополняет мнение В. Сухомлинского. Нужно отметить также, что шахматы помогают познать окружающий мир и самого себя. Осознав воспитательную роль шахмат, в 1983 году в Венесуэле Министерство образования ввело в школах экспериментальное обучение 4500 второклашек шахматной игре.

Исследования ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой же эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале “Wechsiler”.

А я напомню читателям еще раз, что среди основных элементов и принципов развития шахматной партии есть такие рекомендации, которые дети, играя в шахматы и выполняя их, начинают логически мыслить, рассуждать, делать собственные выводы в создавшейся ситуации, (какой ход является лучшим) и лишь убедившись в правоте собственного анализа, они принимают решение и делают запланированный ими ход.

Если бы вы знали, сколько радостей приносят тренеру правильные выводы его подопечного! И особенно, если во время анализа сыгранной партии ученик сумеет отстоять и доказать правоту своего решения.

После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга”. У детей, играющих в школах в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”. В подтверждение высказыванию Натальи Талызиной, приведу из моей практики работы с детьми, до- вольно любопытный случай, когда я вел шахматные занятия в 17-ой средней школе Кишинева.

Ко мне в группу пришла девочка по имени Таня и стала настойчиво заниматься шахматами, причем не пропускала ни единого занятия. Дело в том, что я никому из учеников школы не препятствовал посещать шахматный кружок в удобное для ученика время. Однако, вскоре ко мне подошла классный руководитель и показала школьный журнал. Я обратил внимание, что у Мареньгевич Тани в журнале стоят не очень высокие оценки по успеваемости.

Такой факт меня совершенно не расстроил, а, наоборот, я был удивлен приходом педагога. Наверное, она хотела меня убедить, что не стоит тратить время на Таню и учить ее играть в шахматы. Забегая вперед, скажу, что вскоре у Тани исчезли из журнала частые тройки, а закончила Таня школу на 4 и 5 и поступила в Московский железнодорожный институт, стала членом сборной команды Центрального Совета ДСО “Локомотив” по шахматам. Успешно окончив институт,Татьяна вышла замуж в Москве, по мужу она Цыгоева Татьяна Сергеевна, родила двух сыновей и стала москвичкой.

Когда Таня приехала в Кишинев на вечер встречи бывших выпускников своей школы, там каждому выпускнику был задан один и тот же вопрос: «Какой момент был у тебя самым памятным в период обучения в школе?». Таня ответила так:

«Самым памятным для меня был тот день, когда к нам в школу пришел тренер и научил меня играть в шахматы»

Эти слова убеждают нас в том, что именно шахматы сыграли решающую роль в судьбе Татьяны Мареньгевич. Вряд ли нуждается в особом представлении заслуженный тренер СССР из Львова Виктор Эммануилович Карт. Достаточно сказать, что он воспитал целую плеяду знаменитых гроссмейстеров мира, среди них Марта Литинская, Александр Белявский, Адриан Михальчишин, Олег Романишин.

Все они являлись костяком олимпийской сборной Украины. Виктор Карт часто рассказывал родителям, когда они приводили к нему своих детей о том, какое значение для детей имеют шахматы: кроме всего прочего, он говорил, что шахматы способствуют становлению личности у детей, приучают их к самостоятельности и порядочности. Три слова, но какие?

Как «слаборазвитый» мальчик добился успеха

В 1976 году в кишиневский шахматный клуб привели мальчика 10 лет, инвалида первой группы от рождения с нарушениями двигательных функций и речи, Виктора Пануша, который учился в спецшколе для умственно отсталых детей. Мальчик изъявил страстное желание научиться играть в шахматы и посещать при клубе занятия.

Отказать такому ребенку в посещении шахматных занятий было бы непростительной ошибкой. И его определили в спортивную группу международного гроссмейстера Наиры Агабабян. Виктор приходил на занятия в клуб чуть ли не каждый день и вскоре начал проявлять особые способности при решении задач, комбинаций и различных шахматных окончаний. Он стал любимцем всей группы, дети привыкли к нему и крепко подружились.

Шли годы. По настоянию шахматных педагогов и тренеров, Виктора перевели учиться из спецшколы в обыкновенную общеобразовательную кишиневскую школу № 22, которую он закончил, имея в аттестате несколько оценок 4 а остальные 5. Выступая в соревнованиях, он добивался хороших результатов, часто занимал призовые места в различных турнирах, сумел выполнить разряд кандидата в мастера спорта и стать чемпионом Кишинева среди юношей.

После окончания школы поступил в Кишиневский Университет, успешно закончил экономический факультет. Затем поступил учиться в шахматную Академию в Москву. Играя в международных турнирах, выполнил звание международного мастера. Закончив учебу в ГЦОЛИФКе, он защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

В настоящее время Виктор Пануш является заведующим сектором и занимается научной работой в исследовательском Институте при Академии наук Молдовы.

Вот так шахматы помогли мальчику, посещавшему когда-то занятия в спецшколе, раскрыть себя как личность, помогли ему стать ученым, кандидатом педагогических наук. Вот как шахматы могут помочь многим детям таким, как Виктор Пануш, и я уверен, что это не последнее слово, которое сказали шахматы в примерных ситуациях, раскрывшие в “слаборазвитом” Викторе Пануше всесторонне развитую, творческую личность.

Мне, как тренеру и организатору, приходилось наблюдать множество моментов, когда 7-8 летние мальчики и девочки, усевшись за шахматную доску, с «профессорским» видом сидят, не шевелясь и, всматриваясь в позицию, не замечая никого вокруг, ищут лучший ход или анализируют проблему, которую соперник поставил перед ними. А ведь где-то рядом стоит мама, бабушка, папа или брат с сестрой и наблюдает за действиями своего «чада».

Вот это и есть сцена настоящей родительской гордости за своего ребенка, который совсем недавно не мог ни минуты спокойно посидеть, а тут, познакомившись с шахматами, научился думать и анализировать, прежде чем принимать свое решение. Я знаком с намерениями многих родителей, которые приводили своих детей, чтобы их научили играть в шахматы, без “претензий” на чемпионство.

Хотели просто научить дочку играть, а стала чемпионкой мира

Вот характерный пример для многих: родители Кристины Мошин – представители молдавской интеллигенции: мать – педагог, отец-врач, доктор медицинских наук. Они поставили перед собой простую цель: научить свою дочь играть в шахматы, совершенно не думая о спортивной карьере. Однако, шахматы оказали в жизни Кристины огромное влияние. Раньше у Кристины был мягкий характер, она часто пасовала перед трудностями, а иной раз даже не хотела учить урок, если тема ей не нравилась.

И что же стало с Кристиной, спросите вы? А вы приходите на одно из соревнований, когда она играет, познакомьтесь с ней поближе, поболейте душой за нее и вы сможете найти исчерпывающий ответ на ваш вопрос, а я лишь добавлю, что Кристина научилась собираться в трудный момент, она умеет концентрироваться и выполнить, поставленную цель.

Так произошло на чемпионате мира в Испании среди девушек до 16 лет. После 7 туров у нее был скромный результат 4,5 очка из 7. Оставалось всего четыре тура и шансов на успех, казалось, не было. Но это только казалось. А Кристина именно в этот момент, проявила те черты своего характера, которые выработались у нее в процессе занятий шахматами: она сумела собраться, настроить себя на борьбу и выиграть все оставшиеся четыре партии, в том числе и у чемпионки Украины Елены Маковецкой, которая явно претендовала на золотую медаль. А Кристина в последнем туре обыграла ее в 20 ходов!

Что значит выиграть в последнем туре «под заказ» да еще у чемпионки Украины, хорошо известно многим спортсменам: это значит, что нужно играть, как минимум, не хуже ее. Набрав 8,5 очков из 11 возможных, Кристина добавила к своим двум золотым медалям чемпионки Европы среди девушек до 14 лет, завоеванные в 1995 и 1996 годах и серебряную медаль чемпионки мира среди девушек до 16 лет.

Редко у какой шахматистки найдется такая коллекция наград, как у Кристины. После возвращения в Кишинев в аэропорту журналисты задавали ей много вопросов. Мне запомнился один из принципиальных. Кристину спросили: – кем ты хочешь быть, и на кого будешь равняться? Кристина откровенно сказала:- я хочу быть похожей на Эльмиру Скрипченко и достичь ее успехов.

Описывая последний успех Кристины на чемпионате мира среди девушек до 16 лет в Италии, где она заняла 2 место, мне вспомнился точно такой случай, который произошел в Братиславе в 1993 году на чемпионате мира среди девушек до 18 лет с Эльмирой Скрипченко. После 7 туров я сказал ей: «Эльмира, твои дела уже непоправимы, отдыхай». А в ответ последовала довольно убедительная реплика:

«Я выиграю все оставшиеся партии»

И она их выиграла, а в последнем туре Эльмира, как и Кристина, встретилась с чемпионкой Украины, Инной Гапоненко, которой нужна была ничья, чтобы стать призером. Но Эльмира победила ее и, набрав 8 очков из 11 возможных, разделила 2-3 места и завоевала бронзовую медаль.

Именно этот спортивный подвиг Эльмиры Кристина имела в виду, отвечая журналистам. Она знала о нем и через 5 лет повторила его в Испании на чемпионате мира среди девушек. Готовя эту книгу к печати, я просматривал многие шахматные издания, пожелтевшие от времени, но не потерявшие своей ценности и содержащие в себе методические рекомендации и высказывания великих людей современности.

Среди многих мне особо запомнилось высказывание многократного Чемпиона мира, патриарха советских шахмат Михаила Моисеевича Ботвинника. В Советском Союзе долгие годы существовала шахматная Школа Михаила Ботвинника, где занимались выдающиеся гроссмейстеры современности, в том числе и Гарри Каспаров. Ученики школы любили патриарха шахмат, он был очень общителен с ребятами и, особенно в свободные минуты, любил делиться своими мыслями о шахматах с учениками.

Именно благодаря шахматам я работаю сейчас над составлением экономической программы для нашей страны и хочу добавить, что именно шахматы научили меня мыслить комплексно. Уверен, что комплексно мыслить должен уметь каждый руководитель и, тем более, политический и государственный деятель.

После слов Михаила Ботвинника, стоит еще раз призадуматься над тем, что делают шахматы из наших мальчишек и девчонок? Шахматы, кроме всего, воспитывают в них чувство ответственности за свои поступки, умение координировать свои действия, находить и делатьмправильный выбор.

Мы убедились, что игра в шахматы не только развивает логическое мышление, но и вырабатывает целый комплекс положительных качеств, что положительно влияет и на учебу: дети, умеющие играть в шахматы, успевают хорошо в учебе и умеют вести себя достойно.

Еще в 1966 году многочисленная пресса в бывшем Советском Союзе писала об успехах юных шахматистов Молдавской ССР, где шахматы были введены в школах, как общеобразовательный предмет. И мы, по праву, гордимся этим и сейчас, ведь шахматисты Молдовы успешно выступают на международной арене, а фундамент этих успехов, был заложен, проводимым шахматным всеобучем среди детей.

Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей

Итак, выводы, сделанные учеными и специалистами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют, что шахматы являются одной из новых форм всестороннего воспитания детей. Ученые и педагоги многих стран мира давно пришли к выводу, что без шахмат нельзя себе представить полноценного развития умственных способностей и памяти у детей.

Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в области детского образования и воспитания. Достаточно упомянуть о том, что Ассоциация представителей США и Канады – двух великих держав Запада – выработала специальную программу по обучению детей шахматной игре в школах, как одного из плановых уроков учебной программы.

Шахматы вводят в обязательную школьную программу

Осознав значение шахмат в комплексном воспитании детей, в школах США предусмотрено преподавание шахмат, как предмета учебного плана. В некоторых районах США создали собственный учебный план обучения детей шахматной игре и обеспечения школ необходимыми грамотными специалистами. Рассматривается и изучается возможность введения шахмат в обязательную школьную программу.

В самом богатом городе планеты Нью-Йорке сегодня более чем в 150 школах шахматы введены как общеобразовательный предмет. Преуспел в этой области район Нью-Джерси, где во всех школах шахматы введены, как общеобразовательный предмет. Другие районы Нью-Йорка ссылаются на нехватку шахматных педагогов, но работу ведут в том же направлении. В 1798 году Бенжамин Франклин очень здорово подметил:

“Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности”

Вдумайтесь, это же сказано более 200 назад!

Популярность во всем мире

Целый ряд Университетов предлагает грант абитуриентам-шахматистам, имеющим определенное шахматное звание или рейтинг. А Университеты Штата Техас и Меринео полностью оплачивают таким студентам учебу и проживание. Я уверен, что таким отношением к шахматам у американцев в ближайшем будущем появится много шахматистов, таких, как Фишер, Каспаров, Карпов, Бологан.

Ведущие корпорации Запада сегодня выделяют миллионы долларов на пропаганду шахмат и на введение уроков шахмат в общеобразовательные школы, а в США и многих других странах разрабатываются комплексные программы по обучению детей шахматной игре в общеобразовательных школах. Я был в Нью-Йорке и знакомился с этой работой. Там царит повышенный шахматный бум.

Не зря же чемпионка мира венгерка Жужа Полгар переехала из Будапешта в Нью-Йорк и там открыла свою частную шахматную школу.

А если кто-то думает, что капиталисты имеют много денег и бросают их на ветер, то он глубоко ошибается! Капиталисты денег на ветер не бросают, они вкладывают их в будущее своей нации. Шахматисты, кому пришлось побывать в Перу и в ее столице Лиме, имеют все возможности подтвердить, что в Перу шахматы являются общенациональной игрой. Любители шахмат играют в клубах, в парках, на первой попавшейся свободной скамеечке.

В Лиме есть специальные шахматные площадки, где установлены шахматные столики и стулья к ним, на специальном столике шахматная доска выложена очень красиво. Если за шахматным столиком сидит любитель в ожидании партнера, и вы пройдете мимо, отказав ему сыграть партию в шахматы, то это значит, что вы не играете в шахматы, а у перуанцев это считается недостатком.

Самый большой сюрприз – это то, что практически все школы Лимы имеют в настоящее время шахматные классы, а где нет, то хотят найти «профессора» шахмат. Интерес к обучению детей шахматной игре в Перу все возрастает, а специалистов катастрофически не хватает. В соревнованиях среди школьников и в сеансах одновременной игры в Лиме принимают участие тысячи юношей и девушек.

Сеансы проводятся на правительственном уровне с приглашением известных мировых личностей как Каспаров и Полгар. Также, особое внимание шахматному образованию детей уделяется в Испании, стране, которая имеет давние шахматные традиции.

В Европу шахматы проникли именно через Испанию, которую в свое время завоевали арабы, и даже первая шахматная книга была издана в городе Саламанка, студентом тамошнего университета Лусеной в 1497 году. Испания находится в авангарде развития шахмат, и особенно в области обучения детей в школах.

Осознав пользу шахмат в воспитании подрастающего поколения, Сенат Испании в 1995 году принял специальное постановление, разрешающее преподавать в школах шахматы, как общеобразовательный предмет, благодаря чему, многие тысячи испанских школьников имеют возможность постигать премудрости шахматной игры.

По его инициативе, ежегодно в Молдове проводится Международный турнир “Кубок УЛИМа”, в котором участвуют гроссмейстера и мастера, члены олимпийской сборной Молдовы. А студентами УЛИМа являются ведущие шахматисты Молдовы Светлана Петренко, Елена Пырцак, Виорел Иордакеску, Дмитрий Светушкин, Руслан Солтанич и многие другие, а член женской олимпийской сборной гроссмейстер Каролина Смокина, успешно закончив УЛИМ, сумела защитить ученую степень доктора международного права и сейчас заведует кафедрой международного права в УЛИМе. Ни один ВУЗ нашей республики, не добивался таких успехов на международной арене по шахматам, как спортивный клуб УЛИМа.

Сборная команда студенток этого Университета в составе международных гроссмейстеров Эльмиры Скрипченко и Светланы Петренко завоевали серебряные медали на командном чемпионате Европы среди сборных женских команд европейских стран, и этот серебряный Кубок горделиво хранится в музее спортивной славы УЛИМа.

Участвуя в одном из самых престижных соревнований Европы – в Кубке европейских чемпионов, – студентки УЛИМа вышли в главный финал и завоевали почетное 6 место. Сборная команда спортклуба УЛИМа – неоднократные чемпионы Молдовы по шахматам среди студенческих команд.

У ректора УЛИМа Андрея Галбен есть прекрасная задумка: в недалеком будущем при УЛИМе открыть кафедру шахмат, для подготовки высококвалифицированных специалистов и шахматных тренеров, в которых так нуждается наша республика и другие страны. Именно на этом мне хочется закончить свой рассказ о необходимости обучения детей игре в шахматы, и какую пользу шахматы дают детям.

Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, я уверен, что их решение будет правильным. Записывайтесь на занятия в ChessMaster прямо сейчас! Благодарим за статью заслуженного тренера СССР — Эдуарда Скрипченко.

Шахматы не зря издавна считались игрой королей. По всей видимости, правители могущественных королевств и империй прекрасно понимали, какой замечательной практикой для разработки тактики ведения боя и его прогнозирования служит игра в шахматы с правителями иных держав. С обретением в результате современных исследований глубоких познаний об особенности работы мозга можно совершенно уверенно утверждать, что эта древнейшая игра служит замечательным стимулятором для улучшения умственной деятельности. Вот несколько наиболее популярных аргументов, подтверждающих пользу шахмат.

Шахматы способствуют увеличению уровня IQ

Шахматы всегда считались игрой исключительно для самых умных личностей, обладающих высоким IQ. На самом же деле, это как в известном утверждении о том, что было сначала: яйцо или курица. Действительно ли, умные люди обладают склонностями к игре в шахматы или всё-таки сам процесс игры способствует повышению интеллектуальных способностей игроков? Одно из проведённых исследований подтвердило факт последнего утверждения. В эксперименте приняли участие 4 тысячи студентов из Венесуэлы, в ходе чего наблюдалось существенное повышение уровня IQ как у парней, так и у девушек, которые в течение 4-х месяцев играли в шахматы.

Шахматы уменьшают вероятность болезни Альцгеймера

Поскольку мозг функционирует, как и любая иная мышца, то ему, как и любому бицепсу, нужны тренировки, которые позволят избежать проблем со здоровьем. Современные исследования определили, что люди в возрасте от 75 лет, которые играют в шахматы, менее склонны к развитию болезни Альцгеймера, чем их неиграющие в эту интеллектуальную игру сверстники. Если не осуществлять регулярные тренировки, мышцы теряют свою упругость. Точно также отсутствие интеллектуальных тренировок для мозга приводит к утрате умственных способностей. Поэтому теперь существует больше причин для игры в шахматы ещё до того, как вам исполнится 75.

При игре в шахматы задействованы оба полушария мозга

Учёные из Германии провели эксперимент, в результате которого неожиданно обнаружили, что в процессе игры в шахматы в равной степени задействовано и левое, и правое полушарие мозга, которые одинаково реагируют на изменение позиций шахматных фигур.

Шахматы способствуют развитию творческого потенциала

Поскольку правое полушарие мозга отвечает за творческую деятельность, то его активация в процессе игры в шахматы должна способствовать развитию творческих способностей у игроков. На протяжении 32-х недель принимавшие участие в эксперименте одни студенты играли в шахматы в то время как их товарищи занимались иными видами деятельности, стимулирующими развитие творческого мышления. В результате те, кто играл в шахматы, в итоге проявляли большую креативность при выполнении разных задач.

Игра в шахматы улучшает память

Каждый шахматист знает, что игра в шахматы способствует развитию и улучшению памяти, ведь в процессе игры нужно не только запоминать все предыдущие ходы своего соперника, но и свои ходы, которые ранее приводили к победе. Проводимый в 1985 г. эксперимент лишь подтвердил это утверждение. Постоянно играющие в шахматы студенты смогли повысить свою успеваемость по всем предметам, а их преподаватели отмечали улучшение памяти и проявление отличных организаторских способностей у своих подопечных. Аналогичные результаты были получены и в результате эксперимента, проведённого исследователями Пенсильвании, в котором приняли участие шестиклассники. Ученики, которые ранее не играли в шахматы, смогли улучшить свои способности запоминания информации после того, как начали играть в эту интеллектуальную игру.

По мере взросления ребёнка, примерно к концу детского сада – первому классу, перед родителями возникает вопрос – в какой кружок или секцию отправить малыша. Начинается лихорадочный перебор – английский, музыка, рисование, гимнастика и т.д. Бывает, что кто-то из родителей вспоминает (или сам играет) о шахматах. Для тех родителей, которые колеблются, не знают учить шахматам или нет и написана эта статья.

Чему же конкретно учат шахматы?

Занятия шахматамиучат выделять главные, наибо­лее существенные характеристикии особенности конкретной ситуа­ции.

Благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти.

Шахматы учат высокойдисциплине мышле­нияи требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания, развивают способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами».

Шахматытребуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их, стимулируют развитие фантазии,вообра­жения и способностей предвидения,умению находить оригинальный способ решения.

Игра заметно воздействует на характер человека в целом. Не случайно первый чемпион мира И. Стейниц писал, что шахматы - не для людей слабых духом.

Активность, настойчивость, целеустремлен­ность, вера в конечный успехстановятся необходимыми условиями достижения поставленных целей.

Шахматы требуютдисциплинированности, систематического самоконтроля. Совершенствуясь в игре, шахматист неиз­бежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контро­лировать свои действия, не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.

Положительно влияние шахмат на развитие таких черт характера, каксамообладание и выдержка. Шахматы учатждать благоприятного момента, не форсировать событий без достаточных объективных оснований. Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т. п.

Шахматы - полезная школа для воспита­ниястойкости и упорства в экстремальных ситуациях, поскольку выбор хода требует от шахматистарешительности, смелости, готовности пойти на риск, в то же время,сочетая риск с повышенной ответственно­стью и осмотрительностью.

Шахматы развиваютобъективное отношение к себе. Шахматист сам «пожинает» то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Поэтому результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становят­ся, следовательно, средством самовоспитания. Шахматы формируют объективнуюоценку соперников, других людей.

Шахматы -мощный стимул развития любознательности.

Шахматы в определенной мереучат общению, расширяют кру­гозор.

Увлечение шахматами позволяет подростку заинтересованно и в известном смысле на равных общаться со взрослыми, знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Благотворный отпечаток они накладывают и на домашнюю жизнь, семейное воспитание.

Опыт показы­вает, что шахматный материал может оказаться весьма полезным при изучении не только математики, как обычно считают, но и дру­гих естественных и гуманитарных предметов.

В последнее время научные исследования, посвященные теоре­тическим и опытно-экспериментальным доказательствам психо­лого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. В школах, в которых шахматы стали преподавать наряду с другими предметами, результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шах­маты преподавались, значительно вырос, повысилась их успевае­мость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, организованности, развитие фантазии и воображе­ния.

Поскольку в шахматы играют два противника, которые изначально находятся в равном положении, становится понятно, что проиграть можно лишь из-за собственных ошибок и непродуманных ходов. Настольная игра имеет множество последователей разного уровня подготовленности, поэтому при обширной практике поражений не избежать.

Рано или поздно приходит понимание ответственности за свои действия. Часто приходится справляться с проблемными ситуациями на доске. Делать это нужно самостоятельно, без чьей-то помощи.

В ходе шахматных партий производится непрерывный расчет вариантов в игровой форме. Что помогает развивать память.

Такая самостоятельность повышает общий уровень ответственности, без которого развитие полноценной личности немыслимо.

Логическое мышление

В свою очередь принятие на себя ответственности и поражения в партиях с более сильным противником ведут к тому, что играющий начинает продумывать шаги (не только свои, но и оппонента) на несколько ходов вперед. Такая последовательность мыслей, связанные с ними действия и результат, развивают стройную логику.

Если ребенок с ранних лет занимается шахматной игрой, то скорее всего у него не возникнет больших трудностей с математикой и физикой в школе.

Аккуратность

При борьбе двух равных по силе противников любая, даже самая ничтожная неточность может решить судьбу партии. Желание интеллектуально победить мобилизует все имеющиеся в наличие силы. Так повышается стремление к безошибочной игре, развивается аккуратность.

Развитие творческой активности

Многие выдающиеся были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником.

В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Шахматы влияют и на картину мира человека. Многие великие шахматисты имеют уникальное видение политики и социальных процессов. Например, оппозиционеры Фишер, Каспаров.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.

Добавить комментарий