Блог
167 0

Медное радищев читать краткое содержание. Жанр и структура сочинения

Здесь автор отмечает, что нередко несчастья происходят из-за того, что человек не привык смотреть на вещи прямо, как оно есть на самом деле. Автор также выказывает надежду на то, что книга придется по душе его читателям или хотя бы некоторым из них.

Выезд

Рассказчик (он же главный герой произведения, среднего возраста мужчина, дворянин) отправляется в путь из Санкт-Петербурга до Москвы.

София

В город герой прибывает ночью. Лошади ехать устали, и рассказчик просит у комиссара новых. Тот отказывает, мотивируя тем, что лошадей нет, в то время как в конюшне находится около 20 животных. Комиссару просто лень в позднее время подниматься со своего места, чтобы выполнить прямые обязанности. Тогда автор обращается за помощью к ямщикам, которые за небольшую плату втайне от начальства запрягли, наконец, лошадей, и главный герой смог поехать дальше.

Тосна

Рассказчик недоволен тем, какая плохая стала дорога между Петербургом и Москвой. Ранее дорогу уже ремонтировали, но только для того, чтобы по ней проехала свита Екатерины II. Спустя недолгое время дорога испортилась. В Тосне главный герой знакомится с одним чиновником, который занимается тем, что якобы исследует древние дворянские роды, а также пишет об этом книгу. Автор считает это занятие глупым и не приемлет «хвастовство древней породой».

Любани

Автор устает от поездки по плохим дорогам и решает отправиться пешком до города. Здесь он встречает мужика, который в самый разгар летнего пекла работает в поле. На вопрос рассказчика, почему он пашет в праздничный день, мужик ответил, что барин заставляет его работать 6 дней в неделю. После слов крестьянина автору стало стыдно за всех помещиков и за себя в том числе. Ведь он не раз относился слишком строго к своему слуге Петрушке.

Чудово

В этом городе рассказчик узнает от своего приятеля историю о том, как тот побывал на морской прогулке. Прогулка получилась просто ужасной, потому что в самом ее разгаре судно застряло в камнях и стало тонуть. Когда Павел, рулевой корабля, доплыв до берега, обратился за помощью, то ему отказали. Оказывается, в этот момент начальник спал, а будить его не захотели. В итоге Павел все же смог найти людей, которые согласились помочь. После этого приятель рассказчика пришел к тому начальнику, что спал днем, и предъявил претензии. В ответ же получил спокойное объяснение, что в его должностные обязанности не входит спасение людей.

Спасская крепость

В этой главе рассказываются сразу три истории. В первой автор знакомится на станции с присяжным заседателем, поведавшем ему об одном наместнике, который души не чаял в устрицах. Своих подчиненных он постоянно отправлял в командировки за устрицами, а за хорошо выполненную работу повышал в должности. Другая история рассказывает об одном человеке, который в результате бездействия чиновников потерял все свои сбережения, лишился семьи и утратил положение в обществе. Теперь он и вовсе преследуется законом и его разыскивает полиция. В последней истории говорится о сне рассказчика.

Ему приснилось, будто он стал главой государства и уверен в том, что в стране дела идут отлично. Но вдруг среди толпы он видит женщину по имени Истина. С ее помощью герой сна прозревает и видит, что был обманут чиновниками и своими подчиненными. На самом деле, в стране никакого порядка нет, а народ живет плохо.

Подберезье

Здесь автор встречает молодого семинариста, и тот рассказывает ему, что мечтает перебраться в Петербург и получить высшее образование. В местной семинарии учеба идет плохо, поскольку все занятия проходят на латинском языке, и ученики не могут получить по-настоящему полезные и нужные знания. Время просто-напросто уходит впустую.

Новгород

Оказавшись в этом городе, рассказчик начинает размышлять об истории Новгорода. Когда-то город был очень богатым и славился своим демократическим строем. Однако ситуация изменилась, когда город был завоеван Иваном Грозным и в итоге им же разорен. Автор задумывается над таким вопросом: Было ли у Грозного право захватывать город и есть ли вообще необходимость в праве, когда есть сила и могущество.

В Новгороде автор беседует со знакомым купцом. Он известен тем, что взяв плату за товар, вещи в итоге не поставляет. Чтобы не попасть под действие закона, он переписал дом на супругу. Подобного рода дела проворачиваются по всей стране, поскольку законодательство в этой сфере проработано очень плохо и нуждается в серьезном реформировании.

Бронницы

Остановившись в этом городе, рассказчик отправляется на гору, где некогда находился старинный языческий храм. Оказавшись на месте, герой начинает размышлять о жизни и Боге. По мнению автора, Бог даровал людям жизнь, но каждый должен самостоятельно выстраивать свою судьбу, а не уповать лишь на помощь Всевышнего.

Зайцово

Здесь рассказчик встречает своего давнего знакомого Крестьянкина. Однажды ему пришлось рассматривать дело об убийстве помещика. Хозяин всячески издевался над своими крестьянами, мучил их тяжелой работой, постоянно избивал. Тогда крестьяне не выдержали подобного обращения и, в конце концов, убили своего барина, а в придачу и его сыновей. Крестьянкин, рассматривая данное дело, не признал за крестьянами вину. Однако его коллеги были не согласны с таким решением и требовали наказания. Чтобы не стать участником несправедливого суда, Крестьянкин покинул службу.

Еще одна история, которая произошла с автором в Зайцеве, заключалась в следующем. Этим же днем герой получает письмо от своего знакомого, где говорится, что на днях в Петербурге одна пожилая пара заключила брак. Женитьба, разумеется, была основана совсем не на любви. Барон был заинтересован в богатстве своей супруге, а дама вышла замуж, чтобы не остаться совсем одной под конец жизни. Женщина, к слову разбогатела за счет того, что в молодости активно занималась непристойной деятельностью, а чуть позже обзавелась собственным «домом терпимости».

Крестьцы

Здесь рассказчик становится свидетелем того, как отец прощается с сыновьями, которые покидают родной дом и готовятся строить собственную жизнь. Данная сцена производит на автора сильное впечатление и наводит на размышления об отношениях отцов и детей.

Яжелбицы

Перед глазами автора предстает печальная картина – отец хоронит собственного сына. В его смерти он считает виноватым себя, так как сын родился, будучи уже больным. Рассказчик понимает суть происходящего, поскольку в молодости, переболев венерическим заболеванием, лечился ртутью. А вещество это, как известно, является ядом и может влиять на здоровье будущего потомства. Все это наводит автора на мысли о проблеме разврата в обществе и серьезности его последствий.

Валдаи

Развратный городок, известный тем, что проезжающие часто здесь останавливаются и встречаются с женщинами легкого поведения.

Едрово

Здесь автор знакомится с крестьянкой по имени Анна. Она рассказывает ему о своей жизни и о том, что они с ее женихов Ванюшкой не могут пожениться, так как у них нет денег на выкуп. Рассказчик предлагает им свою помощь, но вскоре выясняется, что выкуп не требуется. Тогда автор предлагает деньги на новую жизнь молодоженов, но мать Анны отказывается их принять. Известно, что дворяне делают подобные подарки простым девушкам с целью загладить свою вину за непотребные действия. Мать не хочет выставлять свою дочь в плохом свете. История наводит автора на размышления о проблеме неравных браков. Такие союзы главный герой считает недопустимыми.

Хотилов

Сделав небольшую остановку, автор замечает на земле бумажный сверток. Текст, изложенный на нем, был посвящен вопросу крепостного права. Автор указанных рассуждений называет крепостничество злом и вопиющим нарушением человеческих прав, а также он призывает к его отмене. Главный герой узнает в повествователе своего приятеля.

Вышний Волочок

Оказавшись в городе, рассказчик наблюдает картину из прекрасных полей и кораблей с товарами. Не секрет, что за всем этим внешним благополучием стоит тяжелый труд несчастных крестьян. В этот момент в памяти автора всплывает одна история о предприимчивом помещике, который нашел способ увеличить свои доходы в несколько раз. Он заставил своих крепостных работать целый год без единого выходного дня, а также забрал у крестьян всю землю и скот. Примечательно, что именно таких помещиков общество выставляет образцовым примером для других, в то время как, по мнению автора, их следует приравнивать к варварам и наказывать соответственно содеянному.

Выдропуск

Рассказчик изучает рукописи, где говорится о придворных чинах. В них утверждается, что правители всегда окружают себя богатством и свитой, притом, что главное в таких людях – это поступки.

Торжок

Рассказчик встречает человека, который направляется в Петербург, чтобы добиваться отмены цензуры в своем городе. По его мнению, в развитом государстве с демократическим строем цензура неуместна, так как лучшим цензором является народ. Однако в России того времени книгопечатная сфера полностью отслеживается правительством.

Краткое повествование о происхождении ценсуры

История возникновения цензуры уходит корнями в ХV век. Также как и книгопечатание, она зародилась в немецком городе Майнце. Все началось с того, что в 1486 году местный служитель церкви установил контроль над переводами иностранной литературы. Если правила нарушались, виновника ждали проклятие и уплата штрафных санкций. Следовательно, зачинателем цензуры явилась церковь, а первыми цензорами стали священники.

Медное

Продолжая свое путешествие, рассказчик читает небольшую статью о продаже имения и крестьян на торгах. Многие помещики ведут разгульный образ жизни и нередко пропивают свое состояние. Задолженность компенсируется за счет продажи их имущества на торгах. Довольно часто происходит так, что при продаже семью крестьян разделяют и продают разным хозяевам. Для них это становится настоящим горем и трагедией, однако закон никак не защищает их права.

Тверь

В городе автор заводит знакомство с одним гражданином, «новомодным поэтом». Он сетует на то, что в России поэзия никак не развивается, стихи слишком просты и неинтересны. Господа изъясняются на французском, забывая свой родной язык – русский. Поэт знакомит рассказчика со своим творчеством, в частности, одной «Вольность». В скором времени гражданин рассчитывает ее напечатать.

Городня

Рассказчик наблюдает, как крестьяне уходят в армию. Вот мама прощается со своим сыном, который был единственным помощником в семье, и без него она обречена на голодную смерть. А вот крестьянин Ванюша, для которого служба в армии сродни спасению от бесконечных унижений помещиков. Здесь же стоят закованные в кандалы трое крестьян. Помещик продал их незаконно в армию, и теперь сможет, наконец, приобрести новую карету. Неподалеку стоит француз. Что ему только не приходилось делать в жизни. По профессии он был парикмахер, но работал он и матросом, и лакеем, и даже учителем французского языка. Но как он ни старался, на жизнь ему все равно не хватало, тогда он взял и продал себя за 200 рублей и стал крестьянином, а затем подался в солдаты.

Завидово

Рассказчик наблюдает следующую сцену. Наглый офицер велит подать 50 лошадей для его превосходительства. Он до такой степени перешел все границы, что начал требовать у рассказчика, чтобы то отдал ему своих лошадей. Но автор не растерялся, уверенно и категорически отказав наглецу. В тот момент, когда начальство уже было на месте, ямщики в один момент меняют лошадей и отправляют путников в дорогу. Эта история навела автора на мысли о том, что недалекие люди всегда готовы прислуживать и пресмыкаться перед вышестоящими чинами. Умные же люди понимают, что за внешнем лоском и важной напыщенностью прячется самое обыкновенное ничтожество, не достойное и капли уважения.

Клин

На городской станции рассказчик видит слепого старца, поющего песни. Нищие прохожие дают старику по 5 копеек. Автор хотел было дать рубль, да только старик отказался его принять. Вместо этого он попросил подарить ему что-нибудь нужно, что могла бы согреть его в такой сильный холод, например, платок. Рассказчик с удовольствием отдает старику свой платок. Спустя время он узнает, что до самых последних дней старец носил этот платок, в нем же его и похоронили. Автору было приятно осознавать, что вещь пригодилась старику в последние дни его жизни.

Пешки

В городе автору довелось пообедать в обычной крестьянской избе, хозяйка которой поведала рассказчику о тяготах крестьянской жизни. О том, что им приходится есть плохой хлеб, о том, что совсем не видят сахара, в то время как именно крестьяне производят и то, и то другое. Это несправедливо. Автор становится свидетелем нищего убранства дома и задумывается о том, почему помещики так поступают со своими крестьянами. Он совсем не думают об их благополучии и нормальных условиях жизни. Автор пытается достучаться до совести читателей-помещиков, призывая прекратить издевательства над несчастными людьми.

Черная грязь

Рассказчик становится свидетелем очередного печального события. Двое крестьян вынуждены жениться поневоле, выполняя указание барина. Автор задумывается о проблеме таких союзов и о том, что они никому не приносят счастья и по своей сути являются преступным деянием.

Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубывали лес вокруг и внутри леса

  • Краткое содержание Маяковский Облако в штанах

    Молодой человек ждет, стоя у окна, девушку, которую он любит. Он отмеряет часы, нервы его раскалены до предела. Она должна была появиться часам к четырем, но уже вечер, а ее все нет.

  • Краткое содержание В круге первом Солженицына

    А. И. Солженицын написал роман В круге первом в 1958 году. Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание

  • Наверное, каждого школьника интересует краткое содержание повести Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” данного произведения является четвертой частью прозаического труда знаменитого российского писателя. Именно о ней и пойдет речь в нашей статье.

    Более того, из краткого содержания “Любани” видно, что автор поднимает в своем труде серьезные и злободневные (особенно на тот момент) вопросы. Они показывают, что писатель не равнодушен к окружающим его людям, что он хочет изменить мир и сделать его лучше посредством своего слова. Более того, детальный анализ “Любани” показывает, что вопросы, поднятые в этой главе, актуальны и по сей день.

    Чему мы можем научиться из повествования? Какие животрепещущие темы поднял в “Любани” Радищев? К чему побуждает читателей мировоззрение автора? Детальный пересказ главы “Любани” ответит на эти и многие другие вопросы.

    Детство и юность литератора

    Написавший повесть “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев Александр Николаевич родился в августе 1749 года, в небольшом селе Саратовской губернии. Семья будущего литературного деятеля была зажиточной и именитой, имела несколько поместий и множество крепостных.

    Вначале писателя воспитывал отец, глубоко верующий и образованный человек, знающий несколько языков и основных научных дисциплин. Затем мальчик был отвезен в столицу для жительства у родного дяди (по материнской линии), где познавал науки, учил языки и постигал правила придворной жизни.

    А в возрасте двенадцати лет повзрослевший Саша получил должность пажа при Екатерине Второй и поступил в петербургский Пажеский корпус, готовящий светских служителей царственной особы.

    Спустя четыре года он удостоился чести, наряду с некоторыми другими молодыми людьми, отбыть в Германию, чтобы обучаться там праву.

    Именно там будущий писатель осознал важность социальной и политической жизни. Именно там он постиг, что надо жить не только одними развлечениями, но и мыслями о простом народе, о других людях, о новых преобразованиях.

    Служба в Петербурге

    Вернувшись в Россию, уже познавший мир Александр Николаевич стал по-иному смотреть на окружающие его предметы.

    Начиная с 1771 года Радищев служит на государственном поприще, вначале в сенате в качестве титулярного советника, затем - как обер-аудитор, в штабе Брюса, генерала-аншефа. После небольшого перерыва, связанного с женитьбой, вновь возвращается на службу, но уже в коллегию по торговым и промышленным делам, где знакомится с графом Воронцовым. Это знакомство сыграло важную роль в жизни писателя - Александр Романович, по старой дружбе, много раз будет помогать своему менее родовитому товарищу.

    Затем Радищев устроился в городскую таможню, где через десять лет занял место начальника.

    Литературная и политическая сенсация

    Примерно с 1780-х годов Александр Николаевич начинает работать над своим самым известным произведением - “Путешествие из Петербурга в Москву”. Радищев всю душу вложил в данный труд, идею которого выносил еще со своего возвращения из Германии в 1771 году.

    Весной 1790 года Александр Николаевич впервые напечатал его в своей домашней типографии. Таким образом свет увидела самая критикуемая и самая злободневная книга того времени.

    Книга стала сразу же раскупаться и привела в восторг многих передовых людей того времени.

    Что произошло после выпуска произведения

    Однако это не могло остаться безнаказанным. Размышления о крепостном праве, описания жестоких унижений и бесчеловечных издевательств, которым подвергались крепостные, смелое обличение существующего в те дни порядка - все это не могло не повлечь за собой печальные последствия не только для самого произведения, но и для его автора.

    Императрица Екатерина, читая “Путешествие из Петербурга в Москву”, делала пометки на полях и высмеивала в них не только писателя, но и сами ситуации, описанные в повествовании. Она назвала повесть возмутительной и оскорбительной, разрушающей покой и умаляющей уважение к власти, наполненной вредными идеями и подстрекающей простой народ к восстанию.

    Радищев был арестован и судим. Его приговорили к смертной казни как человека, покусившегося на жизнь государыни и замышляющего измену родине. Однако Екатерина сменила гнев на милость, заменив смертный приговор на десятилетнюю высылку в Сибирь.

    Тираж книги был практически полностью уничтожен.

    Жизнь после помилования

    Спустя шесть лет после изгнания Александр Николаевич был возвращен из ссылки сыном Екатерины, Павлом Первым, с условием, чтобы его постоянным местом проживания стало небольшое имение в Калужской области.

    Через пять лет после своего возвращения, сразу же после восшествия на престол Александра Первого, Радищев был вызван в царский Петербург в качестве опытного государственного деятеля для участия в составлении новых законов и Конституции Российской империи. Конечно, такая честь была доверена ссыльному писателю не случайно - перед императором за него замолвил слово граф Воронцов.

    Тайна смерти государственного деятеля

    До сих пор ученые и литературоведы не могут разобраться в причине смерти литератора. Дело осложняется тем, что утеряна могила Александра Николаевича.

    Согласно хронике, существует, по меньшей мере, две версии его смерти:

    1. Самоубийство. Радищев и председатель Комиссии граф Завадовский не сошлись во мнениях по поводу составленного писателем положения закона. Завадовский строго осудил писателя за его излишний либерализм и в качестве угрозы намекнул на его сибирскую ссылку. Взволнованный и напуганный Александр Николаевич поспешил домой, где собственноручно принял яд и скончался в страшных мучениях.
    2. Несчастный случай. Радищев случайно выпил ядовитый раствор, предназначенный для хозяйских целей. Так как его здоровье было подорвано ссылкой, то организм писателя не смог побороть отраву, и Радищев скончался в кругу семьи.
    3. Официальная версия. Согласно данным захоронения, Александр Николаевич умер от чахотки (или туберкулеза).

    Очень важно было осуществить небольшой экскурс по биографии Радищева, так как его личная жизнь и собственные мировоззрения нашли отображение в повести “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” является ярким образцом темы всего произведения.

    Однако прежде чем ознакомиться с ней, давайте кратко узнаем, какое влияние труд Радищева оказал на последующие поколения.

    Социальное послание в века

    Примечательно, что влияние, которое оказала повесть на дальнейшую историю Российской империи, поистине впечатляющее. Многие декабристы на допросах признавались, что первые свободолюбивые мысли они почерпнули именно из страниц репрессированной книги.

    Современники Радищева, такие как историк и литератор Карамзин и публицист и критик Вяземский, утверждали, что Александр Николаевич являлся не просто свободомыслящим человеком, но и добродетельным, искренним и правдивым.

    Мнение знаменитых литераторов

    Пушкин же отзывался о Радищеве как о дилетанте, критикуя его некоторый фанатизм, царящий на страницах повести. Также резкую оценку великого поэта вызвали преувеличения автора, надуманность сюжета, карикатурство.

    Достоевский же считал идею произведения обрывчатой и неоконченной, списанной с трудов французских просветителей.

    Что же это за произведение такое - “Путешествие из Петербурга в Москву”? Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием “Любани” (четвертой главы интересующей нас повести), давайте больше узнаем о самом труде.

    Кратко об основном произведении

    “Путешествие из Петербурга в Москву” написано в популярным по тем временам жанре, называемом сентиментальным путешествием. Строго придерживаясь европейского канона, Радищев даже главам дал названия, соответствующие не сути поднятых в них тем, а наименованиям городов и селений. Именно поэтому цензура и пропустила повесть, не прибегнув к ее прочтению. Подумали, что в труде содержатся краткие сведения о российских глубинках.

    Тема же “Путешествия из Петербурга в Москву”, впрочем, как и тема главы “Любани”, - положение крепостных крестьян на Руси, их тяготы и порабощение. В книге разоблачались безжалостность и зверства помещиков, которые бессовестно эксплуатировали и угнетали крестьян, осознавая себя безнаказанными.

    Также в произведении поднимался вопрос, имеют ли право одни люди порабощать других? Почему заведено, что кто-то прислуживает, а кто-то живет в роскоши?

    Более того, в своем труде Радищев поднимал тему не только бесправного народа, но и безнравственности самодержавия. Осуждение абсолютной монархии красной нитью проходит через все страницы повести.

    Что же представляет собой рассказ “Любани” Радищева? Давайте узнаем.

    Коротко о повествовании раздела

    В центре главы “Любани” - диалог с крестьянином, который ведет праздный и богатый путешественник. О чем могли говорить столь разные по складу ума и социальному положению люди? Из краткого содержания “Любани” видно, когда произошел этот диалог и что являлось основной его темой.

    Жаркое лето. Время пахоты. Праздничный день. Так описывает автор от лица своего героя обстоятельства, послужившие причиной его диалога с крестьянином.

    После продолжительного и неудобного путешествия уставший путник (богатый помещик-аристократ) решает пройтись вдоль дороги, чтобы отдохнуть от тряски в кибитке. Вдруг он замечает крестьянина, пахавшего быстро и тщательно, из чего заключил, что в данный момент работает мужчина не на господина, а на себя.

    Путешественника удивило, что крестьянин пашет в христианский праздник, поэтому он решил поинтересоваться, почему он это делает.

    Из ответа пахаря следует, что тот - искренне верующий православный, но он не считает себя виноватым в нарушении церковных правил. Бог, как отмечает сам работник, на его стороне, так как ему нужно кормить семью.

    Тогда путешественник спрашивает, почему тот пашет именно в праздник, да еще в самый полдень. Неужели он не может работать в другой день?

    Такая неосведомленность проезжего говорит о том, что раньше он не задумывался о жизни простого народа, его тяготах и проблемах. Поэтому далее, в своем рассказе “Любани”, Радищев приводит краткую историю крестьянской жизни и непосильного труда.

    У крепостного большая семья - шестеро детей, из которых старшему всего десять лет. Их он должен одеть, обуть, накормить, да еще и барину оброк выплатить.

    Тяжела работа на помещика - шесть дней в неделю, с раннего утра и до позднего вечера. Для своей семьи и своих нужд остается лишь малая толика времени и сил - по ночам да по воскресеньям и праздникам.

    Также крестьянин указывает еще на одну социальную проблему - это разобщение простого народа, деление его на подневольных и свободных, а также еще один ужас и произвол барщины - продажа людей или сдача их в наем другому хозяину.

    Вот такова история крепостного. Отвечая барину кратко и односложно, он продолжил свою тяжелую изнурительную работу в поле.

    Размышления автора

    Только вдумчиво читая слова крестьянина, можно осознать смысл “Любани”, вложенный в рассказ самим писателем. Более того, Радищев приводит собственные размышления по поводу того, что происходит в народе.

    После разговора с крепостным путешественник воспылал праведным гневом против всех жестокосердных помещиков-поработителей. И в то же время он понял, что сам тоже не прав, так как пользуется чужим трудом практически бесправных крестьян.

    И хотя главный герой не сечет своих людей батогами и заботится об их основных нуждах, все же и он бывает несправедлив к ним, считая, что имеет право наказать за провинность или дать пощечину.

    Вспоминая подробности общения со своим камердинером Петрушей, путешественник испытывает стыд от того, что позволял себе некоторые вольности и господские замашки.

    “Любани” и современность

    И хотя сейчас нет барщины и оброка, вопросы, поднятые в рассказе, до сих пор являются актуальными и животрепещущими. Почему существует такая огромная пропасть между богатыми и бедными? Кто дал право одним ставить себя выше других? Наступит ли время, когда все люди буду равны не только перед богом, но и перед друг другом?

    Согласно отзывам о “Любани”, эти вопросы требуют скорейшего разрешения и ответа. В свое время “Путешествие из Петербурга в Москву” оставило неизгладимое впечатление в сердцах и умах размышляющих людей. Произведение сподвигло их к действию, осуществлению социальных и политических перемен.

    Сможем ли мы добиться всеобщего равенства и справедливости, научившись на отрицательных примерах прошлого? Кто знает.

    Человечество развивается и движется вперед. Помещичий строй уже глубоко канул в Лету. Возможно, в скором времени мы больше не услышим о социальной несправедливости или расовом неравенстве.

    Повествование в книге идет от первого лица, а само произведение представляет собой путевые заметки. Однако цель Александра Николаевича Радищева – не столько описание своего пути, сколько философские размышления о социальных и нравственных проблемах российского общества. В каждой главе автор затрагивает одну из злободневных тем.

    Под рассказчиком следует понимать самого Александра Николаевича Радищева, который в этом произведении является дворянином средних лет.

    А. М. К.

    Текст повести «Путешествие из Петербурга в Москву» начинается эпиграфом из поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахида» и посвящением Алексею Михайловичу Кутузову, который был товарищем Радищева еще с Лейпцигского университета. Несмотря на закадычную дружбу, Радищев с Кутузовым часто спорили, полемизировали. В этом посвящении автор подчеркивает, что сколько бы ни разнились его взгляды с Кутузовым, тот всегда остается для писателя самым дорогим человеком.

    Выезд

    Поужинав с друзьями, автор отправился в дальний путь. Извозчик лихо гнал лошадей, поэтому из города кибитка выехала быстро и мчала по безлюдной дороге. Устав от грустных мыслей, рассказчик задремал, но скоро был разбужен. Путешественники прибыли в первый пункт на своем пути – Софию.

    София

    На дворе была ночь, и все здесь спали мирным сном. Даже комиссар на почтовом дворе, который находился на службе. Спросонья он отказался выдать рассказчику свежих лошадей, соврав, что их нет. Пришлось путешественникам обратиться за помощью к ямщикам. За небольшую плату те запрягли своих лошадей. Путь в Москву был продолжен.

    Тосно

    Дорога от Петербурга была достаточно хорошей, но чем дальше кибитка удалялась от столицы, тем ехать было все сложнее. Насыпи земли, которые хороши были в сухую погоду, не выдерживали проверку дождями. В некоторых местах продолжать путь было практически невозможно. С большим трудом мужчины добрались до Тосно, где и передохнули в почтовой избе.

    Здесь автор познакомился с мелким чиновником, который рассказал о своем «важном» деле. Он писал книгу о дворянах, пытался восстановить родословную каждой знатной российской семьи. В перспективе этот чиновник надеялся, что его труд будет достойно оплачен. Автор посчитал такое занятие весьма глупым и предложил исследователю исписанные листы бумаги продать на обертки разносчикам.

    Любани

    Кибитка уже прилично надоела рассказчику, и он решил немного пройтись пешком. В поле автор встретил крестьянина, который усердно работал на своем участке. Дело было в самый солнцепек, да еще и в воскресенье, что очень удивило писателя.

    Разговорившись с крестьянином, рассказчик узнал, что у того большая семья, которую нужно кормить. Шесть дней в неделю приходится работать на помещика, поэтому для себя остаются лишь воскресные дни и все ночи. Рассказ крестьянина поверг автора в уныние. Он вспомнил своего слугу Петрушу, к которому тоже не всегда бывал справедлив.

    Чудово

    Остановившись в почтовой избе, рассказчик встретил здесь своего друга Ч., которого оставил в Петербурге. Тот рассказал писателю о своем недавнем происшествии во время морской прогулки. Погода на Финском заливе резко испортилась, и судно, на котором плыли двадцать человек, ударилось о камни. Через пробоину стала поступать вода, но вычерпывать ее было бесполезно. Судно стало медленно тонуть. Один из матросов по имени Павел решился на отчаянный шаг – пошел по камням к берегу. В это время все пассажиры в тонущей лодке отчаянно молились и с надеждой смотрели вслед удаляющемуся матросу.

    Павел с огромным трудом добрался до берега и бросился к местному начальнику за помощью. Там он столкнулся с жестоким равнодушием подчиненного, который отказался будить своего начальника. Слова о том, что в лодке тонут люди, нисколько не тронули сердце этого человека. Тогда Павел ринулся в караульную комнату к солдатам, у которых были свои лодки. Те тут же согласились помочь утопающим. К счастью, история закончилась благополучно, все пассажиры судна были спасены. Однако Ч., пораженный преступным равнодушием начальства, решил навсегда покинуть столицу.

    Спасская Полесть

    Рассказчик попытался догнать своего друга, но тот удалялся невероятно быстро. А тут еще пошел ливень, который заставил автора заночевать на станции. За стеной он услышал разговор супругов. Муж рассказывал своей благоверной об одном чиновнике, который до безумия любил устрицы. За этот деликатес он поощрял и продвигал по службе своих подчиненных, награждал их и присваивал звания.

    Утром рассказчик поехал дальше. В попутчики к нему напросился странный человек, который в дороге рассказал свою историю. Раньше он был купцом, но доверился как-то аферистам и попал под суд. Беременная жена купца от волнений родила до срока и вскоре умерла. Не выжил и ребенок. Теперь мужчина бежит от властей и никому больше не верит.

    История этого человека произвела на автора очень сильное впечатление. В тревожном сне он увидел себя правителем, государство которого хорошо развивается и процветает. Но затем появилась женщина, которая называла себя Истиной. Она сняла пелену с глаз правителя, и его взору открылась ужасающая картина беззакония. Проснувшись, автор с облегчением вздохнул. Это был всего лишь сон.

    Подберезье

    Рассказчику сложно было продолжать дальнейший путь из-за жуткой головной боли. Приехав на почтовый стан, он начал искать в домашнем лечебнике надежное средство от такого недуга. Затем вспомнил, что его няня часто снимала головную боль пятью чашками кофе. Автор решил последовать этому совету. Бодрящего напитка было много, и он угостил чашечкой кофе молодого человека, который расположился по соседству.

    Новый знакомый оказался семинаристом, он ехал в столицу к родственникам. Молодой человек сетовал на плохую систему подготовки семинаристов, которых, кроме латыни, практически ничему не учат. Поэтому найти человеку истину очень сложно. Попрощавшись, семинарист выронил какие-то бумаги. Прочитав их, рассказчик понял, что молодой человек является приверженцем одного мистического учения. Сам писатель не приветствовал подобные увлечения.

    Новгород

    Подъезжая к Новгороду, автор предался историческим воспоминаниям и философским рассуждениям. Некогда великий город, в котором все важные решения принимались на народном вече, давно утратил былую силу. Виной тому – безжалостный и коварный царь Иван Грозный, опричники которого захватили город и принизили новгородцев. Получается, в мире господствует только одно право сильного.

    В Новгороде рассказчик пообедал у своего старого знакомого: купца III гильдии, очень уважаемого в городе человека Карпа Дементьевича. Он недавно женил своего сына.

    Бронницы

    Добравшись в Бронницы, автор решил взойти на гору, где стоял раньше знаменитый храм, славящийся своими прорицаниями. Теперь на месте бывшего капища стояла малая церковь. Автор возносит молитвы Богу, в которых пытается утвердить свою мысль, что Господь един для всех людей. А еще рассуждает о том, что все в этом мире тленно, но что-то является вечным во имя жизни.

    Зайцово

    В Зайцово автор встретил своего приятеля Крестьянкина, который рассказал вопиющий случай из своей судебной практики. В одной деревне появился новый помещик. Он был низкого сословия, но получил чин коллежского асессора и смог приобрести в свое владение несколько крестьянских семей. Этот человек прославился невероятной жестокостью, выжимал с людей последние соки, почитал их скотами и постоянно наказывал. Таким же негодяем был сын коллежского асессора, который пытался изнасиловать крестьянскую девушку перед ее венчанием. Жених успел освободить невесту, но проломил череп одному из сыновей асессора. Тот решил жестоко наказать крестьян, что дало толчок к бунту в этой деревне. В итоге, всю семью изуверов убили. На суде в защиту крестьян выступил только друг автора, который учел все причины, приведшие к данной трагедии. Затем честный судья решил уволиться, поскольку уже не мог работать в такой судебной системе.

    Крестьцы

    В этой главе рассказчик стал свидетелем, как отец отправлял сыновей на службу. Автор размышляет о детях дворян, насколько правильно они входят во взрослую жизнь. Между тем, отец из Крестьцов считает, что дети должны со временем покидать отчий дом, но переступать через свои чувства ему очень тяжело. Сыновья почтительно слушают все наставления родителя, внимают каждому слову. Когда же юноши со слезами сели в повозку, отец на коленях стал просить Бога хранить и оберегать его чад.

    Яжелбицы

    Проезжая в Яжелбицах мимо кладбища, автор стал свидетелем ужасного зрелища. Отец хоронил сына в жутких рыданиях и не мог никак с ним распрощаться. В стонах он горестно сокрушался о том, что сам стал причиной ранней смерти своего ребенка, который заразился смрадной болезнью еще в утробе матери.

    Эта картина навела рассказчика на грустные размышления о том, что юношеская развратная жизнь приносит порой горькие плоды. Венерические болезни являются бичом России, в чем автор винит и власть, которая могла бы закрыть публичные дома и больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания молодежи.

    Валдаи

    Эта глава является тематическим продолжением предыдущей. Автор проезжает город Валдаи, который хорошо известен своими бесстыжими разрумяненными девками. Такую славу поселение получило еще во времена царствования Алексея Михайловича. По приказу монарха здесь предоставляли жилье пленным полячкам. Валдайские девицы готовы обольстить каждого путешественника, а затем обобрать его до нитки. Автор рассказывает историю одного монаха, который каждую ночь переплывал из своего монастыря к любовнице из Валдая. Однажды такое путешествие закончилось трагически: монах утонул на середине озера. Вряд ли валдайская любовница долго горевала по этому поводу, считает автор.

    Едрово

    Рассказчик повстречал на своем пути группу красивых крестьянок, с одной из которых решил заговорить. Девушку звали Анна. Она сначала настороженно отнеслась к незнакомому барину, но быстро поняла, что у него нет злых намерений. Анна рассказала о том, что собирается выйти замуж, но для этого не хватает денег. Рассказчик изъявил желание помочь молодым и попросил девушку познакомить его со своим женихом. Чуть позже оказалось, что вопрос с деньгами на свадьбу уже решен и торжество состоится в воскресенье. Автор хочет дать денег будущей семье на начало новой жизни, но те категорически отказываются.

    Рассказчик восхищен душевной красотой и гордостью крестьянской девушки, он считает, что простые русские барышни красивее и гораздо добрее светских дам.

    Хотилов

    В этой главе автор случайно находит сверток с бумагами, который оставил человек с прогрессивными взглядами. Он с интересом читает документ, в котором правдиво изложено положение дел в России. Автор письма обличает крепостное право, он считает, что все люди должны быть братьями, любить друг друга и почитать Бога.

    Вышний Волочок

    Рассказчик уже не первый раз проезжал Вышний Волочок и всегда с большим интересом осматривал местную достопримечательность – шлюзы. Однако восхищение инженерной мыслью и богатством города наводит рассказчика на мысль, что за всем этим стоит тяжелый труд угнетенных людей. Поэтому счастливая жизнь одних за счет здоровья и благополучия других – ужасная несправедливость.

    Выдропуск

    В этой главе автор вновь зачитывается бумагами, что нашел в Хотилове. Он удивляется прозорливости человека, который так точно и правдиво описал проблемы Российского государства, все пагубные последствия недальновидного правления царей. Окружая себя роскошью, правители мало заботились о своем народе. Автор считает, что потомки должны исправить эти ошибки, жить разумно и умеренно.

    Торжок

    В Торжке рассказчик повстречал молодого человека, который возмущен государственной цензурой. Он хочет, чтобы в его городе было свободное книгопечатание, все желающие смело высказывали свои мысли, нисколько не опасаясь преследований. С этой целью молодой человек намеревается отвезти в Петербург прошение. В этой главе рассказчик много философствует о цензуре, рассказывает историю возникновения этого явления.

    Медное

    Автор вновь перечитывает сверток с бумагами. Его очень заинтересовали размышления о том, что крестьяне в России являются живым товаром. По прихоти помещиков их семьи могут легко разлучить, самих людей продать, обменять, проиграть в карты. Крепостное право – великое зло, которое не позволяет государству правильно развиваться.

    Тверь

    В Твери автор знакомится с поэтом, с которым долго рассуждает о русском стихосложении, о том, что устаревшие нормы письма «душат» молодые таланты на корню. Постепенно разговор о поэзии переходит к теме вольнодумства. Поэт едет в Петербург, где планирует издать свою оду с названием «Вольность». Он понимает, что сделать это будет крайне сложно, но полон решимости осуществить свою мечту.

    Городня

    Автор попал в деревню во время рекрутского набора. В одной группе людей он увидел крепостного парня, которого с горькими слезами провожают на военную службу все родственники. Рыдают мать, невеста. Молодым даже не дали возможность обвенчаться. Рекрут пытается утешить самых близких своих людей, но все понимают, что эти слова мало что значат. Однако в другой толпе рассказчик познакомился с человеком, который был очень рад идти в солдаты. Юноша так сильно натерпелся от своей барыни, что готов сбежать от нее куда угодно. А тут подвернулся такой счастливый случай.

    Завидово

    В Завидово ожидали приезда его превосходительства. По этому случаю какой-то начальник в гренадерской шляпе требовал у старосты пятьдесят лошадей. Поскольку такого количества животных в городе не было, староста чуть ли не в слезах старался оправдаться. Однако начальник его не слушал, обзывал последними словами и бил плетью. Рассказчику тоже пришлось стать участником этого инцидента, потому что начальник позарился на трех его лошадей. После этой стычки автор еще долго размышляет о том, что народ в России привык раболепствовать. А люди при власти становятся от этого еще наглее.

    Клин

    В этом городе рассказчик встретил у почтового двора слепого старика, который исполнял заунывную песню. Путешественник дал инвалиду рубль, но тот отказался принять милостыню. Сказал, что не видит даже, куда этот рубль положить. Из истории старика автору стало понятно, что в молодости тот воевал, был очень храбрым в бою, врагов своих не жалел. Даже тех, которые сдавались в плен и просили о пощаде, он убивал. За такие грехи, считает старец, он и лишился зрения в одном бою.

    Вместо рубля инвалид попросил у путешественника платок, который может согреть его горло, поскольку оно очень воспаленное. Автор снял с шеи платок и отдал его новому знакомому. Возвращаясь в Петербург, рассказчик уже не застал старика. Тот недавно умер. Мужчину похоронили в платке, который тот с благодарностью принял от автора.

    Пешки

    В одной крестьянской избе путешественник попросился за стол, чтобы пообедать. Когда хозяйка увидела, что гость кладет в кофе кусочки сахара, попросила немного барского лакомства для ребенка. Ведь, они круглый год едят только хлеб из мякины и пустые щи. Такие откровения поразили автора, и он стал внимательно рассматривать избу. Стены и потолок были покрыты сажей, через окна из пузыря плохо проникал внутрь солнечный свет. Печь была без трубы, поэтому в избе постоянно присутствовал запах дыма.

    Поразила путешественника и убогая утварь жилища: срубленный топором стол, простая посуда, мебели практически не было. Вместе с людьми жили свиньи. Автор возмущен такими условиями жизни крестьян. Он рассуждает о барском произволе. Если крепостного нельзя убить по закону, то его можно рано отправить на тот свет таким бесчеловечным отношением.

    Черная грязь

    Путешественник стал свидетелем одной свадьбы, которая поразила его своим унынием. Жених и невеста выглядели на этом веселом мероприятии обреченными. Дело в том, что помещик устроил этим людям свадьбу помимо их воли. На самом же деле молодожены друг друга терпеть не могли.

    Оставшуюся дорогу до Москвы автор читает трактат о Ломоносове, который передал ему поэт из Твери. В нем много говорится о бесспорном вкладе Михаила Васильевича в русскую науку и культуру. А ведь судьба у этого человека могла быть иной. Мальчик родился в обычной крестьянской семье, очень бедной. Понятно, что родители не могли обеспечить ему хоть какое-то образование. Но Ломоносов отправился на учебу в Москву пешком.

    Сложно назвать науку, в которую Михаил Васильевич не внес бы свой вклад. Он является первым русским ученым-естествоиспытателем мирового значения, оставил свои замечательные труды в астрономии, истории, генеалогии, химии, физике, создал молекулярно-кинетическую теорию тепла. Мы знаем также Ломоносова как поэта, художника, философа, человека энциклопедических знаний.

    «Возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» – именно эта мысль побудила Александра Николаевича Радищева написать повесть под названием «Путешествие из Петербурга в Москву». Тот, «душа которого страданиями человечества уязвлена стала» пожелал излить свои мысли на бумагу, чтобы в одной книге изобразить жизнь простого русского народа во всей её неприглядности.

    Главные герои повести

    Рассказчик, или путешественник – человек, странствующий по свету в поисках правды. Увы, проезжая по селам и городам, он видит крайнюю бедность простого народа, угнетение его дворянами и знатью. От всего сердца желая помощь несчастным, он, однако, не имеет на это полномочий. Герой повести – человек добрый, честный, его сердце открыто для нужд народа. Вспомнить хотя бы эпизод с Аннушкой, которая не могла выйти замуж за любимого человека, если не будет уплачен выкуп. Путник с готовностью хотел помочь девушке. В образе своего героя мысли, тревожащие его, излагает сам автор, борющийся за справедливое отношение к крестьянам.Автор «проекта в будущем» – человек с еще более прогрессивными взглядами, чем сам рассказчик. Оставил бумаги, в которых изложил гениальные идеи, как помочь бедным и страдающим людям.

    Выезд

    Повествование ведется от первого лица. После ужина со своими друзьями рассказчик выехал из города. Грустные мысли одолевали его. Наконец, они с извозчиком заехали на почтовый двор. «Где мы?» – спросил он. – В Софии! – был ответ.

    София

    В Софию прибыли ночью. Сонный комиссар наотрез отказался выдавать новых лошадей, необходимых для продолжения пути, соврав, что их нет. Автору ничего не оставалось делать, как обратиться к ямщикам за помощью, и они за небольшие чаевые запрягли коней. Рассказчик снова отправился в дорогу.

    Тосна

    Поначалу дорога из Петербурга казалась гладкой и ровной, но позже путники убедились в обратном: по улицам, размытым от дождей, ехать было совершенно невозможно. Поэтому пришлось остановиться в почтовой избе. Здесь рассказчик встретил человека, который разбирал какие-то бумаги. Это был стряпчий, который ехал в Петербург. При беседе с чиновником выяснилось, что, служа регистратором при разрядном архиве, он собирал родословную российских родов, чем очень гордился и хвастался, думая, что «великороссийское дворянство долженствовало бы купить этот труд, заплатив за него столько, сколько ни за какой товар не платят…» Однако, герой романа почитает все это глупостью и рекомендует продать эти бумаги разносчикам на обертки.

    Любани

    Рассказчик все ехал и ехал – может, и зимою, и летом. Однажды, устав от кибитки, решил он пройтись пешком. И вдруг увидел крестьянина, пашущего на ниве своей в жаркое время, да еще и в воскресенье.

    Герой повести удивился: неужели нет времени работать в будние дни, а выходной оставить для отдыха? Оказалось, что у крестьянина шестеро детей, которых нужно кормить, а так как он всю неделю трудится на помещика, время обеспечить необходимым свою семью остается только по ночам, в праздники и воскресенье. «Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу» – сокрушается крестьянин, но поделать ничего не может. Огорчен и рассказчик, который стал свидетелем вопиющей несправедливости. Вдруг он вспомнил, что и сам иногда плохо поступает со своим слугой Петрушей – и устыдился.

    Чудово

    Раздался звук почтового колокольчика, и порог избы, куда только что зашел герой повести, переступил его друг Ч, который до того оставался в Петербурге. Он начал рассказывать о неудачной морской прогулке, ведь судно, на котором они плыли, чуть не утонуло. Перед лицом смерти исчезли границы, разделяющие людей на богатых и бедных. Особенно героически проявил себя правитель судна, решивший либо спасти всех, либо погибнуть самому. Он вышел из лодки и, «перебираясь с камня на камень, направил шествие свое к берегу», сопровождаемый чистосердечными молитвами пассажиров. Вскоре к нему присоединился другой, но «своими стопами остановился на камне недвижим». К счастью, первому удалось выбраться на берег, но равнодушные люди отказали в помощи: начальник спал, а подчиненный боялся разбудить его. Более того, Павла – так звали человека, спасавшего людей на судне – поразил ответ начальствующего: «Не моя это должность». Тогда в отчаянии Павел побежал к караульной, где находились солдаты. И не ошибся. Благодаря расположению этих людей, немедленно согласившихся дать лодки для спасения тонущих, все остались живы.Но Ч., глубоко возмущенный поступком начальника, удалился из города навсегда.

    Спасская Полесть

    Не удалось рассказчику, как ни пытался, вернуть своего друга. Ночуя на станции из-за ненастной погоды, он услышал разговор двух супругов. Муж был присяжным заседателем и рассказал о чиновнике, который за исполнение прихоти – доставку устриц – награждал из государственной казны.

    Тем временем ливень прошел. Герой повести решил ехать дальше, но в попутчики к нему попросился несчастный человек, который по дороге рассказал очень грустную историю: был он купцом, однако, доверившись нечестивым людям, попал под суд. Жена от переживаний родила раньше срока и через три дня скончалась. Умер и новорожденный. А бывшего купца чуть не взяли под стражу, хорошо, что добрые люди помогли бежать.

    Эта история настолько потрясла рассказчика, что он раздумывал, как бы довести случившееся до верховной власти. Однако, неожиданный сон помешал благим намерениям. Герой повести сначала видит себя великим правителем, и уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Однако, в толпе замечает женщину, называющую себя Истиной, которая снимает пелену с глаз правителя, и он ужасается, как на самом деле все плохо и ужасно. Увы, это только сон. На самом деле не бывает хороших царей.

    Подберезье

    Когда герой очнулся от сна, не мог продолжать путь дальше. Голова была тяжелой, и так как не нашлось подходящего лекарства, рассказчик решил выпить кофе. Но напитка оказалось много, и он захотел угостить им сидящего рядом молодого человека. Они разговорились. Новый знакомый учился в новгородской семинарии и шел в Петербург, чтобы увидеться со своим дядей. На протяжении беседы из жалоб студента герой повести понял, что уровень обучения оставляет желать лучшего. Попрощавшись, семинарист не заметил, как выронил небольшой пук бумаги. Этим воспользовался путник, потому что размышления молодого человека были интересны ему.

    Вот, например, слова над которыми стоит задуматься: «Христианское общество вначале было смиренно, кротко, скрывалось в пустынях и вертепах, потом усилилось, вознесло главу, устранилось своего пути, вдалося суеверию…»

    Семинарист огорчен тем, что истина в народе попирается, а вместо неё властвует невежество и крайнее заблуждение. Автор вполне согласен с ним.

    Новгород

    Терзаясь грустными помыслами, въезжал герой рассказа в Новгород. Несмотря на величие, на множество монастырей, на успех в торговых делах, автор понимал, в каком плачевном состоянии находится этот город, захваченный Иваном Грозным. А ведь раньше Новгород управлялся народом, имел свое письмо и колокол, и, хотя у них были князья, однако, мало имели влияния. Какое имел право соседский царь разорить процветающий город до основания? Почему тот, кто сильнее, может распоряжаться судьбами других? Эти мысли не дают покоя автору.

    После обеда у купца Карпа Дементьевича герой повести убеждается в бесполезности вексельной системы, которая отнюдь не гарантирует честности, но, напротив, способствует воровству и обогащению легкими путями.

    Бронницы

    Здесь странник молится Богу: «…Не могу поверить, о Всесильный! чтобы человек мольбу сердца своего воссылал ко другому какому-либо существу, а не к Тебе…»

    Он преклоняется перед Его могуществом, понимает, что Господь дал жизнь человеку. «Ты ищешь, Отец всещедрый, искреннего сердца и души непорочной; они отверсты везде на твое пришествие…» – восклицает рассказчик.

    Зайцево

    На почтовом дворе в Зайцево герой произведения встречается с давним приятелем по фамилии Крестьянкин. Беседы с другом, хотя и были редкими, все же отличались откровенностью. Вот и сейчас Крестьянкин открыл душу тому, кого не видел столько лет. Несправедливость по отношению к простым крестьянам была настолько вопиющей, что после одного случая он, которого называли человеколюбивым начальником, вынужден был подать в отставку. А произошло вот что. Один человек низкого состояния, который, однако, получил чин коллежского асессора, купил деревню, где поселился со своей семьей. Он жестоко издевался над крестьянами, почитая их скотами. Но более бесчеловечный поступок совершил сын этого новоявленного дворянина, когда попытался изнасиловать невесту одного из крестьян как раз накануне её венчания. Озлобленный жених вызволил девушку, но одному из сыновей проломил череп, что стало толчком к новой агрессии отца, решившего жестоко наказать виновных. И тогда против такой несправедливости взбунтовались крестьяне, восстав на семью изуверов и убив всех. Естественно, после этого они подверглись суду, казни, или вечным работам на каторге. При вынесении приговора никто, кроме Крестьянкина, не учел обстоятельства, приведшие к такому преступлению.

    Крестьцы

    В Крестьцах герой повести стал свидетелем расставания отца с сыновьями, отправляющимися на военную службу. Рассказчик рассуждает по поводу того, кем становятся дети дворян после армии, ведь начинать службу нужно со зрелыми нравами, а иначе «…чего доброго ожидать от такого полководца или градоначальника?»

    Отцу тяжело отпускать юных отпрысков, но он считает это необходимостью, давая наставления, как правильно поступать в той или иной ситуации. Долго слушают сыновья эту речь, произносимую с чувством сильной тревоги за них. Наконец, пришло время расставаться. Юноши громко рыдали, сев в повозку, а старец стал на колени и стал горячо молиться Господу о том, чтобы Он сохранил их и укрепил в путях добродетели.

    Яжелбицы

    В Яжелбицах рассказчик проезжал мимо кладбища, но, услышав вопль человека, рвущего на себе волосы, остановился. Это был отец умершего сына. В великом отчаянии он говорил, что сам является убийцей юноши, потому что «смерть его уготовал до рождения его, дав жизнь ему отравленную…» Увы, ребенок этого человека появился на свет больным. Автор сокрушается из-за того, что «смрадная болезнь делает великие опустошения», и такое происходит слишком часто.

    Валдаи

    Валдаи – городок, который населен еще при царе Алексее Михайловиче пленными поляками, где разрумяненные девки без стыда предаются разврату, увлекая в сети любовных утех путешественников. Рассказчик, описав здешние нравы, с болью в сердце расстается с этим чрезвычайно распутным городом.

    Едрово

    Доехав до города Едрово, рассказчик увидел толпу из тридцати женщин. От его взора не ускользнула их привлекательность, но растревожили мысли о безрадостном будущем этих красавиц-крестьянок.

    Вдруг герой повести встретился с одной из них по дороге и решил завести беседу. Анна – так звали девушку – сначала настороженно отвечала на его вопросы, думая, что проезжий, подобно другим, желает зла, но увидев, что незнакомец к ней расположен, сильно удивилась, ведь не привыкла к вежливому обращению. Наконец, поверив в искренние намерения путника, она разоткровенничалась и рассказала свою грустную историю. Оказалось, что отец Аннушки недавно умер, и осталась она с мамой и маленькой сестричкой. У девушки есть жених Ваня, но выйти замуж за него не представляется возможным до тех пор, пока не будет внесен выкуп – сто рублей. Тогда рассказчик принимает решение помочь молодой паре. Он просит Аню повести его к своей матери, но, зайдя к ним в дом, видит Ивана. Оказывается, в выкупе уже нет нужды, потому что отец жениха решил отпустить его, и в воскресенье ожидается свадьба. Как ни пытался новый знакомый Анны дать деньги на нужды будущей семьи, от него ничего не приняли.

    Рассказчик восхищается целомудрием крестьянской девушки и размышляет об этом по дороге в Хотилов – следующий город.

    Хотилов (проект в будущем)

    Он написан от лица другого путешественника, который еще более прогрессивен в своих взглядах. Путник, проезжая, перед почтовой избой находит бумаги, оставленные его давним другом. В них крепостничество называется злом, преступлением, рабством, ведь «к недостатку прокормления и одежд присовокупили работу до изнеможения». Автор письма призывает к отмене крепостного права, к тому, чтобы все люди почитали друг друга братьями, чтобы внутренне чувствовали, как щедр к ним Отец всех – Бог.

    Вышний Волчок

    «В России многие земледелатели не для себя работают; и так изобилие земли во многих краях России доказывает отягченный жребий ее жителей» – эта мысль пугает рассказчика, который, проезжая город под названием Вышний Волчок, удивляется его богатству. Невозможно построить счастье на слезах и крови угнетенных крестьян – убежден автор. Процветание одних за счет бедствия других – вопиющая несправедливость.

    Выдропуск

    Рассказчик снова берется перечитывать бумаги его друга, написавшего «проект в будущем» и вполне согласен с тем, что пагубны последствия поступков царей, окружающих себя роскошью. Удивительные речевые обороты употребляет в этом отношении автор: « на месте благородства души и щедроты посеялися раболепие и самонедоверение», «истинные скряги на великое»… Он искренне сожалеет о таком положении вещей и призывает в умеренности желаний быть примером будущему потомству.

    Торжок

    Здесь рассказчика встречает человек, который хочет добиться права на свободное в городе книгопечатание, свободное от цензуры, и в связи с этим посылает прошение. Он возмущен тем, что цензура вредит свободомыслию, и высказывает прямо: необходимо, чтобы писателей контролировало общество. Автор рассказывает также об истории возникновения цензуры.

    Медное

    По пути в Медное рассказчик снова и снова перечитывает бумаги своего друга. И, углубляясь в текст, видит вопиющую проблему: если разоряется какой-то помещик, его крестьян продают с торгов, и подневольные люди даже не могут знать, какая их ждет участь. Это великое зло.

    Тверь

    Автор вместе со своим приятелем рассуждают о том, что стихосложение задавили на корню, не дав ему вступить в силу. Они беседуют о поэзии и постепенно приходят к теме вольности. Друг рассказчика, который едет в Петербург просить об издании авторской книги стихотворений, читает отрывки из оды собственного сочинения с подобным названием.

    Городня

    В этом городе стояло рыдание, причиной которого был рекрутский набор. Льют слезы матери, жены, невесты. Один из крепостных парней уходит в армию, вынужденный оставить маму одну; девушка, его невеста, тоже плачет, не желая расставаться с женихом, ведь им не дали даже обвенчаться. Слыша их вопль, парень пытается утешить любимых сердцу людей. И лишь один человек лет тридцати по имени Иван радуется такой перемене обстоятельств. Он подневольный своей барыни, и надеется, что армия станет освобождением от тяжкого гнета властной и жестокой повелительницы, принуждавшей насильно жениться на беременной горничной.

    Завидово

    Грустную картину увидел путник в Завидово. Бедный староста раболепствовал перед воином в гренадерской шапке, слыша сердитые окрики: «Лошадей скорее!» и видя нависшую над ним плеть. Ожидался приезд его превосходительства. Однако, лошадей не хватало. Наконец, велели выпрячь коней рассказчика, несмотря на его возмущение. Многие, кто возомнил себя высшими чинами, недостойны того уважения и почтения, которое им оказывается – уверен путешественник.

    Клин

    Здесь путник встречается со слепым стариком, сидящим у почтового двора, который поет грустную песню. Все окружающие подают ему милостыню. Сжалился и герой повести, дав рубль несчастному и был удивлен тем, что он сказал: «…На что он мне теперь? Не вижу, куда его и положить; подаст он, может быть, случай к преступлению…» Он отказался от такого щедрого подаяния и рассказал историю своей жизни. Слепец убежден, что лишился зрения за свои грехи, ведь во время войны «безоружному прощения не дарил».

    Пешки

    По окончании путешествия странник зашел в одну избу, желая пообедать. Увидев, что гость кладет в кофе сахар, бедная крестьянка попросила дать немного этого лакомства ребенку. Они разговорились, и несчастная стала сокрушаться о том, что хлеб, который они едят состоит из трех четвертей мякины и одной части не сеянной муки. Путника поразила крайне бедная обстановка жилища женщины: стены, покрытые сажей, деревянная чашка и кружки, называемые тарелками. Увы, в такой нищете жили те, чьим потом и кровью добывался боярам белый хлеб. Герой повести возмущен происходящим и говорит, что их злодеяния видит Справедливый Небесный Судья, который нелицеприятен.

    Черная грязь

    И наконец, путник стал свидетелем свадьбы, но весьма необычной, потому что вступающие в брак были очень унылыми и безрадостными. Почему так происходило? Почему молодожены, хотя и ненавидели друг друга, вынуждены были заключать союз? Потому что делалось это не по их воле, а по прихоти тех же дворян.

    Слово о Ломоносове

    В самой последней главе автор рассказывает о значительном вкладе Михаила Ломоносова в науку и культуру. Этот гениальный человек, родившись в бедности, смог решительно покинуть дом и за его стенами получить так необходимое ему образование. «Упорное прилежание в учении языков сделало Ломоносова согражданином Афин и Рима…» И такое прилежание щедро вознаградилось.

    “Путешествие из Петербурга в Москву” – А. Н. Радищев. Краткое содежание

    5 (100%) 4 votes

    Краткое содержание Путешествие из Петербурга в Москву

    Повествование начинается с обращения к Алексею Михайловичу Кутузову. В этом своеобразном благословлении на труд рассказчик объясняет свои чувства, заставившие его писать эту книгу.

    Вначале автор-рассказчик прощается со своими друзьями в Петербурге и страдает от расставания с ними. В дороге ему снится, что он совсем один, но попадается рытвина, толчок от которой будит его. Оказывается, они подъехали к какой-то почтовой станции.

    У смотрителя станции он пытался получить лошадей, но тот отказал ему, сказав, что уже очень поздно и нет ни одной лошади, хотя в конюшне их более двадцати. Путешественнику пришлось давать взятку ямщикам, тогда они запрягли тройку и путешествие продолжилось. По пути извозчик тянул заунывную песню, а путешественник размышлял о характере русского народа.

    Здесь он размышляет об ужасной дороге, по которой невозможно проехать в летние дожди. В станционной избе знакомится с неудачливым писателем, который пытается ему навязать свой труд о потере дворянами привилегий. Путешественник, сжалившись, дает медяки, а литературный труд хочет отдать разносчикам на обертки, так как более ни на что он не годится.

    Направляясь из Тосны в Любани, он встречает бедного крестьянина, работающего изо всех сил даже в воскресенье. Крестьянин понимал, что в праздник работать грех, но для того, чтобы прокормить большую семью приходилось работать на барской земле и по выходным, и по ночам. Герой про себя упрекает жестоких помещиков, хотя и сам имеет слугу Петрушу.

    Здесь автор встречает своего друга Челищева, поспешно уехавшего из Петербурга. Тот рассказывает, что решил прокатиться на двенадцативесельной лодке из Кронштадта в Систербек, но поднялась ужасная буря и он чуть не погиб. Лодка, зажатая между камней, наполнилась водой. Когда он выбрался на берег, то сразу побежал к местному начальнику за помощью для других гребцов. Однако тот уже спал, а слуга не смел по таким вопросам его беспокоить. Спасти несчастных гребцов все же удалось с помощью других людей. И тогда Челищев упрекнул начальника в бездействии, на что тот ответил, что это не входит в его должность. Друг рассказчика был возмущен до глубины души и почти «плюнул в рожу» наглецу. Когда он рассказал эту историю своим петербургским знакомым, то не нашел сочувствия и понимания своему поступку. После этого решил навсегда покинуть город.

    Спасская Полесть

    По дороге в Спасскую Полесть путешественник попал под дождь и остановился в одной хате обождать. Там он услышал рассказ про одного чиновника, который очень любит устрицы. За доставку этого лакомства он готов щедро поощрить из государственной казны. Продолжив путь, он встретил путника, который попросил его подвезти. Путник рассказал ему свою печальную историю. Однажды, когда он еще был купцом, доверился своему нечестному компаньону, который подвел его под суд. Беременная жена путника от переживаний родила раньше срока и через несколько дней умерла. Недоношенный ребенок также умер. Друзья помогли ему бежать, куда глаза глядят. Герой, тронутый этим рассказом, размышляет, как бы донести это дело до верховной власти, так как только она может быть беспристрастна. Желая помочь путнику, рассказчик даже представляет во сне, что он правитель, которого все восхваляют. Затем он видит, как на самом деле народ относится к царю, как к обманщику, ханже и комедианту. Этим автор показывает обратную сторону власти. Казалось бы, власть обязана блюсти закон и право, а на самом деле это только сон.

    Подберезье

    На станции Подберезье рассказчик знакомится с молодым студентом-семинаристом, которые едет в Петербург к дяде на учебу. Студент жалуется на существующую систему образования и выражает надежду на то, что у будущих поколений она будет лучше. Путешественник начинает размышлять о труде и науке писателя, чья задача просвещение и восхваление добродетели.

    Новгород

    В Новгороде путешественник размышляет о прошлом этого величественного города, и о том, как Иван Грозный «присвоил» его. Он думает, имел ли правитель право на это. Да и на что право, если можно применить силу. Затем рассказчик отправляется обедать к приятелю Карпу Дементьевичу, который прежде был купцом, а теперь стал именитым гражданином. Когда заходит речь о новой вексельной системе в торговле, путешественник понимает, что это не ради честности, а для воровства и легкой наживы.

    На почтовом дворе рассказчику встретился его давний друг Крестьянкин, который когда-то служил в уголовной палате, а теперь ушел в отставку. Он понял, что никакой пользу не сможет принести народу. На своей работе сталкивался лишь с мздоимством, жестокостью и несправедливостью. Однажды сын местного помещика изнасиловал молодую крестьянку. Тогда жених девушки, защищая ее, проломил негодяю голову. В этом участвовали еще несколько крестьян, и всех их по закону уголовной палаты Крестьянкин должен был приговорить к смертной казни или пожизненному заключению в каторге. Он же, наоборот, пытался оправдать их, видя в этом справедливость, но никто его не поддержал. Именно после этого случая Крестьянкин и подал в отставку.

    В Крестцах путешественник становится свидетелем прощания отца с сыновьями, отправляющимися на службу. Этот случай заставляет его задуматься о том, что и он скоро будет расставаться со старшим сыном. Мужчина призывает сыновей не терять здравого рассудка, ни при каких обстоятельствах, выполнять предписанные законы и ни перед кем не раболепствовать. Он также отмечает, что на службе все радеют о кармане, а не об отечестве. Обращаясь к путешественнику, спрашивает, затем ли он воспитал их, растил, нежил, обучал наукам, чтобы теперь расставаться с ними. В напутствие желает сыновьям не сбиваться с пути истинного и не терять души чистой.

    Яжелбицы

    В Яжелбицах, проезжая мимо кладбища, герой становится свидетелем душераздирающей сцены. Отец кидается на гроб сына и не дает его похоронить. Плача, он просит похоронить его вместе с сыном, так как считает себя виноватым в том, что тот родился больным и немощным, сколько жил, столько и страдал. При этом путешественник задумывается над тем, не передал ли сам какой-нибудь «смрадной» болезни своим детям, так как в юности путался с публичными женщинами. Такие размышления его приводят к мысли, что во всем виновно государство, открывающее путь к порокам.

    Этот город был всем известен своими незамужними и бесстыжими девицами. Герой вспоминает легенду об одном Иверском монахе, который был влюблен в валдайскую девушку. Однажды, когда он переплывал озеро по пути к своей возлюбленной, поднялась лютая буря, и монах утонул. Наутро тело его нашли на отдаленном берегу.

    Здесь герой встречает множество нарядных баб и девок. В отличие от петербургских барынь, затягивающих свои тела в корсеты, затем умирающих при родах, эти девушки имели здоровый вид. В Едрово он знакомится с молодой крестьянкой Аннушкой. Сначала она держится сурово, но разговорившись, рассказывает путешественнику о своей семье и женихе Ванюхе. Оказалось, что отец ее умер, а живет она с матерью и сестрой. Аннушка хочет выйти замуж, но для этого нужно сто рублей. Её возлюбленный хочет идти в Петербург на заработки. Но путешественник говорит, чтоб не отпускала его туда, а то научится пьянствовать и отвыкнет от труда. В попытках помочь Аннушке, он хочет дать денег Ивану, но тот отказывается, говорит, что ноги и руки у него есть, сам заработает. Путешественник удивляется благородству местных крестьян и размышляет о существующих обычаях брака.

    Хотилово

    Здесь герой рассуждает о несправедливости крепостного права, говоря, что «порабощение есть преступление». Попутно он находит записки другого путешественника, еще более прогрессивного в своих взглядах, нежели он. В этих записках описан проект будущего – освобождение крестьян от рабства и уничтожение всяческих чинов. Читая их, он еще раз убеждается, что был прав по поводу крепостного права, считая его пагубным и зверским обычаем, препятствующим «размножению народа».

    Вышний Волочок

    Путешественник любуется рукотворными каналами и рассказывает об одном богатом помещике, который морил крестьян голодом, а они целыми днями на него работали. Он призывает крестьян восстать и разорить имение этого нелюдя, который относится к ним хуже, чем к волам.

    Выдропуск

    Здесь рассказчик опять обращается к чужим записям. Он рассказывает, что цари возомнили себя богами, и думают, что несут пользу отечеству. На самом деле, порядок надо менять, так как будущее за просвещением. Только просвещение может уравнять людей и принести справедливость.

    В Торжке путешественнику встречается человек, который желает открыть вольную типографию, свободную от цензуры. Тот держит путь в Петербург, чтобы получить там дозволение на открытие своей конторы. Они рассуждают о вреде цензуры и о том, что цензурой должно быть само общество. Здесь автор по записям своего путника рассказывает о возникновении цензуры.

    Продолжая читать записки своего нового знакомого, путешественник видит хоровод молодых девок, а затем идет описание публичной продажи людей после разорения какого-нибудь помещика, среди которых и старик лет семидесяти пяти, и его жена, и вдова сорока лет, и дядька молодого барина, и молодуха лет восемнадцати, и младенец. И никто из них не знает, какая им уготована судьба, и в чьи руки они попадут.

    Рассказчик за обедом ведет беседу с трактирным собеседником. Они рассуждают о поэзии Ломоносова, Сумарокова и т.д. Приятель читает отрывки из оды «Вольность», которую сам написал. Ода понравилась путешественнику, но сказать об этом он не успел, так как спешно уехал.

    ­Городня

    В этой деревне рассказчик наблюдает рекрутский набор и плач толпящегося народа. Он узнает о многих нарушениях и беззаконьях, творящихся здесь. Дворовой Ванька рассказывает путешественнику свою историю. Как оказалось, он был воспитан и обучен наравне с молодым барином. Его даже отправили с ним за границу не рабом, а товарищем. Однако если старый барин любил Ваньку, то молодой ненавидел и завидовал. Когда старика не стало, барин женился на ужасной женщине. Та сразу возненавидела Ваньку, хотела даже женить на обесчещенной девке. Иван возмутился и был отправлен в солдаты. Но он рад такой участи. Затем путешественник встретил трех крестьян, которых помещик продал за карету.

    Завидово

    Здесь путешественник встречает воина в гренадерской шапке, который требует лошадей у старосты, угрожая плетью. В результате староста распорядился отобрать лошадей у путешественника и отдать воину. Наш рассказчик возмущен таким порядком вещей, но что поделаешь, кругом беззаконье.

    В Клину путешественник дает рубль поющему слепцу. Тот благодарен, но говорит, что более рад куску пирога, нежели рублю, так как деньги являются искушением, ведь их могут и украсть. Тогда путешественник снимает платок с шеи и отдает бедняге.

    В Пешках герою встречается очень бедная крестьянская изба, жительница которой просит кусочек сахара для своего малыша. Путешественник угощает ребенка сахаром и корит помещика за жестокость, призывает одуматься, ведь Божья кара не за горами.

    Черная грязь

    Здесь рассказчик встречает свадебный, но очень грустный поезд. Молодые идут под венец по приказу господина.

    ­Рассказ заканчивается «Словом о Ломоносове». Герой рассказывает, что записки к нему попали от «парнасского судьи» во время обеда в Твери. О Ломоносове говорит, что тот оказал большое влияние на русскую литературу и был «первым» в русской словесности. Вывод путешественника таков, что Ломоносов был велик во всех делах, потому что учился и стремился к знаниям.

    А вот уже и Москва!

    Добавить комментарий