Блог
500 0

"Летчики-асы Второй мировой" - Эрих Альфред Хартманн (Erich Hartmann). Битый туз Люфтваффе: действительно ли Эрих Харманн был самым результативным асом Второй мировой

Немецкий летчик-ас, мировой рекордсмен по количеству побед в воздушных боях. За годы Второй мировой войны совершил 1425 боевых вылетов, одержав 352 победы в 825 воздушных боях.

Эрих Хартманн родился в 19 апреля 1922 года городе Вайсах (Вюртемберг, Германия). Мать Хартмана, Элиза, была одной из первых немецких женщин-пилотов. После прихода к власти в Германии национал-социалистов Элиза Хартманн создала летную школу, в которой четырнадцатилетний Эрих получил пилотское свидетельство, а в пятнадцать лет стал инструктором планерной группы гитлерюгенда.

1 октября 1940 года Эрих Хартманн был призван на военную службу и уже 15 октября приступил к обучению в школе 10-го авиационного учебного полка Люфтваффе в.

На фронт Хартманн попал в октябре 1942 года - был направлен а 52-ю истребительную эскадру, ведущую воздушные бои на Северном Кавказе. В первом же бою с советскими летчиками Хартманн был подбит и воспользовался парашютом. Первую воздушную победу Эрих Харманн одержал 5 ноября 1942 года (Ил-2 из состава 7-го гвардейского штурмового авиационного полка), к началу августа 1943 года на его боевом счету было уже 49 воздушных побед.

19 августа 1943 года, при атаке Ил-2, Хартманн был сбит, совершил вынужденную посадку и попал в плен. Однако и на земле удача благоволила ему - Хартманн бежал, перешел линию фронта и той же ночью оказался в расположении немецких войск.

29 октября 1943 года за 148 сбитых самолетов противника лейтенант Хартманн был награжден Рыцарским Крестом.

21 мая 1944 года Хартманн впервые вступил в бой с ВВС США, сбив в первом же бою 2 американских истребителя P-51 «Мустанг». 1 июня 1944 года в ходе одного воздушного боя Хартманн сбил 4 «Мустанга».

24 августа 1944 года Хартманн одержал трехсотую победу, за что был удостоен Бриллиантов к Рыцарскому кресту, полученных из рук Адольфа Гитлера.

Последнюю свою победу (Як-7) майор Эрих Хартманн одержал 8 мая 1945 года в небе над чешским городом Брно.

За годы Второй мировой войны Эрих Хартманн совершил 1 425 боевых вылетов, одержал 352 победы в 825 воздушных боях, 8 (по другим данным 14) раз был сбит. Хартманн старался избегать групповых боев с истребителями противника, не видя смысла в воздушных каруселях. Его излюбленной тактикой было стремительное сближение с противником из слепой зоны, ведение огня с короткой дистанции и столь же стремительный отрыв от возможного преследования.

Хартманн сдался в плен 90-й американской пехотной дивизии, но был передан СССР. За военные преступления и нанесение большого ущерба советской экономике Хартманн был осужден на 10, а позже на 25 лет заключения.

Осенью 1955 года Хартманн был освобожден и вернулся в ФРГ, где в 1956 году стал командиром эскадры JG 71 Рихтгоффен. В 1970 году вышел в отставку.

В январе 1997 года Эрих Хартман был реабилитирован в

Эрих Хартман родился в 1922 году, 19 апреля, в Вейсзахе в Вюртенберге. Детство вместе с младшим братом провел в Китае, где в то время работали его родители. В 1929 году, напуганные революционными событиями в Китае, Хартманы вернулись на родину.

С 1936 года Э.Хартман начал летать на планерах в авиаклубе под непосредственным руководством его матери - известной спортсменки-летчицы. В 14 лет получил диплом пилота планера. С 16 лет начал пилотировать самолеты.

С 1940 года обучался в учебном полку в Нойкурне невдалеке от Кенигсберга, потом в летной школе в пригороде Берлина Гатов. После успешного окончания авиашколы, Хартман был направлен в Цербст - во 2-ю истребительную авиашколу.

В ноябре 1941 года Хартман впервые поднялся в воздух на 109-м "Мессершмитте", истребителе, с которым он совершил свою летную карьеру.

Боевую работу Э.Хартман начал в августе 1942 года в составе эскадрильи, воевавшей на Кавказе.

Хартману повезло. 52-я была лучшей немецкой эскадрильей на Восточном фронте. В ее составе воевали лучшие немецкие летчики - Храбак и фон Бонин, Граф и Крупински, Барк-хорн.

Эрих Хартман был человеком среднего роста, со светлой шевелюрой и синими глазами. Его характер - веселый и неискательный, с хорошим чувством юмора, очевидное летное мастерство, высочайшее искусство воздушной стрельбы, упорство, личная отвага и благородство импонировали новым товарищам.

В 1942 году, 14 октября, Эрих Хартман отправился в первый в своей жизни самостоятельный вылет во время войны в район Грозного. В ходе этого вылета Хартман совершил почти все ошибки, которые может совершить молодой боевой летчик: оторвался от ведомого и не смог выполнить его приказ, открыл огонь по своим самолетам, сам попал в зону огня, потерял ориентировку и приземлился "на брюхо" в 30 км от своего аэродрома.

Первую победу 20-летний Эрих Хартман одержал в 1942 году, 5 ноября, сбив одноместный Ил-2. При атаке советского штурмовика истребитель Хартмана получил тяжелые повреждения, но летчик вновь сумел приземлить поврежденную машину в степи. Самолет восстановлению не подлежал и был списан. Сам Хартман тут же "заболел лихорадкой" и попал в госпиталь.

Следующую победу Хартману записали только в 1943 году, 27 января. Победа была записана над МиГ-1. Едва ли это был МиГ-1, которые были произведены и поставлены в войска еще перед войной малой серией в 77 машин, но подобных "передержек" в немецких документах предостаточно.

Эрих Хартман летает ведомым с Даммерсом, Гриславски, Цвернеманом. От каждого из этих сильных летчиков он берет новое, пополняя свой тактический и летный потенциал. По просьбе фельдфебеля Россманна Хартман становится ведомым В. Крупински - выдающегося аса Люфтваффе (197 "побед", 15-й по счету лучших).

Именно Крупински прозвал Эриха Хартмана Буби, по-английски "Бэби" - детка, кличка, оставшаяся за ним навсегда.

Хартман совершил во время войны 1525 вылетов, был участником 825 воздушных боев на протяжении своей карьеры. Имеющиеся 352 его победы включают в себя много вылетов, когда в один день им сбивалось несколько самолетов противника. В 1944 году, 24 августа, он сбил свой 300 самолет и первый в истории человечества - достиг такого количества воздушных побед.

Хартман воевал в небе не только против советских самолетов. В небе Румынии он встречался неоднократно и с американскими летчиками.

Наибольшее количество, сбитых непосредственно Хартманом самолетов, приходятся на 1943-1944 года. В 1944 году, 28 августа, он "сбил" 11 "Аэрокобр" за один день. Это его дневной рекорд.

После десятка "побед", одержанных в 1944 году, в начале марта, Э.Хартман, а с ним В.Крупински, Й.Визе и Г.Баркхорн были вызваны в Бергхоф к фюреру для вручения наград. Лейтенант Э.Хартман, записавший тогда на свой счет 202 "сбитых" советских самолета, был награжден Рыцарском крестом с Дубовыми листьями.

Хартман сам был сбит более 10 раз. В основном он "сталкивался с обломками сбитых им советских самолетов" (любимая трактовка собственных потерь в Люфтваффе).

20 августа он, "пролетая над горящим Ил-2", вновь был сбит и совершил очередную вынужденную посадку в районе реки Донец и попал в руки к "азиатам" - советским солдатам. Искусно симулируя травму и усыпив бдительность беспечных солдат, Хартман бежал, выскочив из кузова везшей его полуторки, и в тот же день вернулся к своим.

Немецкие газеты называли его "Черным дьяволом Украины" (прозвище придумали сами немцы) и с удовольствием или с раздражением (на фоне отступления немецкой армии) читали о все новых подвигах этого летчика.

Всего Хартману из засчитанных 352 побед, 345 - приходится на советские самолеты: 280 - истребители, 15 - штурмовики Ил-2, 10 - двухмоторные бомбардировщики, остальные - У-2 и Р-5.

Как следует из множества источников и оценкам некоторых экспертов по истории военной авиации, такое большое количество сбитых немецкими асами самолетов противника, объясняется возможными приписками, в угоду геббельсовской пропаганде.

Кроме того, ими же, предлагается оценивать качества каждого летчика-истребителя, исходя не из количества сбитых самолетов, а по коэффициенту, равняющемуся отношению числа всех сбитых одним летчиком самолетов - к количеству проведенных им боев.

В таком случае, у Хартмана данный коэффициент будет равняться 0,43.

Исходя из этого, если бы советский воздушный ас - Иван Кожедуб провел столько же боев, сколько их было у Хартмана с такой результативностью, то у него числилось бы 429 сбитых неприятельских самолетов.

А если у Эриха Хартмана было боев не 825, а - 120 (как у Кожедуба), то общее число его побед было бы равным - 51 сбитому самолету.

Если сравнить по такому принципу подсчета немецких и советских пилотов, то оказывается - что их класс примерно одинаков.

Только у одного Ивана Кожедуба, в таком случае, наблюдается существенное превосходство над всеми остальными асами воздушного боя - и над советскими, и над немецкими.

Трижды Хартман был легко ранен.

Будучи командиром эскадрильи, базировавшейся на небольшом аэродроме невдалеке от Страковниц в Чехословакии в конце войны, Хартман знал (видел, поднимаясь в небо, наступающие советские части), что Красной Армией вот-вот будет захвачен и этот аэродром.

Он отдал приказ об уничтожении оставшихся самолетов и со всем своим персоналом направился на запад, чтобы сдаться армии США. Однако, в то время действовало союзническое соглашение, в соответствии с которым, все немцы, ушедшие от русских, должны обязательно передаваться назад.

В 1945 году, в мае, майор Хартман был передан в руки советских оккупационных властей.

На суде Хартман настаивал на своих 352 победах, с подчеркнутым уважением, с вызовом вспоминал своих боевых товарищей и фюрера.

О ходе этого судебного процесса было доложено Сталину, который с сатирическим презрением отозвался о немецком летчике.

Самоуверенная позиция Хартмана, конечно же, раздражала советских судей (шел 1945 год), и ему присудили 25 лет лагерей. Позже, приговор был смягчен, и Хартману назначили десять с половиной лет заключения в лагерях для немецких военнопленных. Окончательно его освободили в 1955 году.

Возвратившись в Западную Германию, он сразу вернулся в авиацию. Успешно и быстро прошел обучение на реактивных самолетах, его уже обучали инструкторы-американцы.

Хартман летал на реактивных "Сейбрах" Ф-86 и "Старфайтер" Ф-104. Последняя машина при активной эксплуатации в Германии оказалась крайне неудачной и принесла гибель в мирное время 115 немецким летчикам!

Хартман неодобрительно и резко отзывался об этом реактивном истребителе (что было совершенно справедливо), препятствовал его принятию на вооружение Германией и расстроил свои отношения, как с командованием Бундес-Люфтваффе, так и с американскими военными. В 1970 году он был уволен в запас, дослужившись до звания полковника.

После ухода в запас он работал летчиком-инструктором в Хангеларе, под Бонном, выступал в аэробатической команде Адольфа Галланда "Дольфо". В 1980 году тяжело заболел, и с авиацией пришлось расстаться.

Чем сильнее враг, тем ценнее из него пленник. Вот почему в лагерях Вологодчины так берегли... фашистских офицеров, среди которых был лучший ас в мировой истории Эрих Хартманн по кличке "Черт"

"...Когда речка замерзала, лагерная элита каталась на льду, — писал о Грязовецком лагере для немецких военнопленных сидевший там майор Асси Ган. — Летом заключенные купались, когда хотели. На лугу за колючей проволокой находилось футбольное поле. В лагере имелась и вторая лужайка, где мы могли заниматься гимнастикой и легкой атлетикой. Весной, явно в пропагандистских целях, был открыт боулинг. Когда погода была хорошей, в березовой роще устраивались гулянья. По воскресеньям в кафе играл оркестр".

Курорт курортом, но пленные гитлеровцы почему-то собачатся.

"...Лагерь находится под управлением русской секретной полиции. Ей помогают немецкие предатели, — рассказывает в письме домой заключенный. — Среди них один немецкий военный судья, который до судорог боится русских, но делает свое дело все-таки разумно. Остальные в основном политические свиньи и предатели... Они называют себя "Antifa". При пристальном рассмотрении они оказываются бывшими врачами СС, лидерами гитлерюгенда, командирами СА и тому подобной швалью. Я не знаю, что русские собираются с ними делать. Вчера они предали нас, а завтра предадут и новых хозяев. Таких людей нужно содержать в аду".

"Antifa" - это "антифашисты". Действительно, матерые вояки (а лагерь был для офицеров) и убежденные нацисты вдруг "раскаивались". И даже организовывали кружки по изучению трудов основоположников коммунизма. Еще бы не покаяться: "антифашистов" лучше кормили и обещали скорое освобождение.

И развлечения были для послушных узников. А для строптивцев типаЭриха Хартманна, не желавшего продаваться за "пайку", — карцер. Впрочем, Хартманн — эта "белокурая бестия" - имел слишком необычную биографию, чтобы быть как все...

Из досье:

Хартманн Эрих Альфред. Родился в 1922 году в Германии. 18-летним призван на военную службу. В 1942 году произведен в офицеры военно-воздушных сил (люфтваффе). Сбил 352 самолета — советских и американских. Закончил войну

23-летним майором. Десять с половиной лет был в плену.

Эрих Хартманн. Ас в коротких штанишках

Впервые Эрих побывал в СССР еще ребенком, в конце 20-х. Семья пересекла Россию на поезде, возвращаясь в Германию из Китая, где Хартманн-старший работал врачом.

После возвращения домой экстравагантная фрау Хартманн первым делом купила... легкий двухместный самолет, приучив к небу и сыновей. Эрих дебютировал в качестве пилота в возрасте 8 (!) лет.

Неудивительно, что когда Германия начала войну, парень, успев хлебнуть нацистской пропаганды в гитлерюгенде, попросился в люфтваффе. В октябре 1942 года лейтенант Хартманн попал на Северный Кавказ в эскадру JG-52. 20-летнего новобранца, выглядевшего еще моложе своих лет, старшие товарищи тут же окрестили "Буби" (мальчик, малыш).

Эрих Хартманн был вспыльчивым и даже своих удивлял крайним презрением к русским, считая их тупыми. Но уже в первом бою наши подбили сопляка. Хартманн выжил чудом, сиганув с парашютом. В это трудно поверить, но, судя по мемуарам, тогда сослуживцы так объясняли лейтенанту, почему не надо пренебрегать противником: "Пойми, Буби, этого русского летчика родила красивая русская девушка, и он тоже имеет право жить и любить..."

Эрих Хартманн психовал, и в конце концов нервы у него сдали, пришлось даже уезжать домой. Но там ждал новый удар: отец заявил, что у Германии нет шансов на победу... Буби вернулся на фронт с желанием доказывать обратное.

Настоящим стервятником он стал летом 43-го: в июле сбил 23 самолета, в августе — 49, в сентябре — 24... Сказалось то, что к своему исключительному мастерству летать, метко стрелять и острому зрению он добавил особую тактику. Обнаружив цель (скажем, бомбардировщиков, сопровождаемых "ястребками"), стремительно атаковал замыкающего сверху, со стороны солнца, пока его не заметили. Если обстановка позволяла, повторял атаку, сбивая следующего. Воздушных поединков избегал.

Эрих Хартманн. "Черный дьявол юга"

Вообще, в люфтваффе был чрезвычайно высоким общий уровень летчиков. В одной только "рядовой" JG-52 служили Эрих Хартманн (352 сбитых самолета), Герхард Баркхорн (301), Герман Граф (212), Вильгельм Батц (237), Гюнтер Ралль (275) и еще уйма пилотов, имевших более ста побед.

Лучший советский ас Иван Кожедуб сбил 62 самолета. В чем был секрет немцев? Первое время у них были лучше самолеты. К появлению на фронте Эриха Хартманна истребители союзников не уступали германским, а к концу войны советские и американские машины превосходили основной истребитель фашистов — "Мессершмитт". Но немцы к тому же совершали больше вылетов и действовали как "свободные охотники", в то время как основной задачей наших истребителей, даже асов, были сопровождение "бомберов" и прикрытие с воздуха.

Добившись первых значительных успехов, летчик Буби чисто по-мальчишески нанес на свой "мессер" устрашающую раскраску — нос истребителя покрасил в черный цвет. Якобы поэтому, по данным британских историков, советские летчики прозвали его "Черным дьяволом юга". Честно говоря, сомнительно, что наши называли супостата столь метафорично. Наши источники сохранили прозаичные прозвища — "Черный" и "Черт".

За "Черным" тут же устроили охоту, назначив за его голову премию в 10 тысяч рублей. Приходилось все время удирать. Наигравшись в "крутого", Эрих Хартманн вернул самолету нормальный вид. Оставил лишь знак 9-й эскадрильи — пронзенное стрелой сердце, куда вписал имя невесты — Урсулы.

19 октября 1943 года Хартманн впервые попал в плен. Его самолет сбили зенитчики, Эрих чудом приземлился — прямо нашим в руки. Но уже на следующий день он был у своих! Притворившись тяжелораненым, обманул конвоиров и убежал. Правда, при переходе линии фронта беглеца едва не шлепнул немецкий часовой.

Впрочем, у нас воевали тоже не одни лишь новички после курсов. В разное время асам JG-52 противостояли легендарные Иван Кожедуб, Александр Покрышкин (59 побед), вологжанин Александр Клубов (50). Возможно, они тоже гоняли Хартманна. Ведь чтобы серьезно потрепать ушлого летуна (а Эрих 14 раз садился на "вынужденную"), нужно было быть мастером.

В августе 44-го Хартманна можно было официально назвать "врагом №1" советских летчиков — Буби сбил 300-й самолет. Так много не сбивал никто. В Германии же молодого капитана чествовали как национального героя. Гитлер вручил ему высшую воинскую награду — Бриллианты к Рыцарскому Кресту. А получив отпуск, Эрих женился на Урсуле Петч. Они признались друг другу в любви еще до войны. Ему тогда едва исполнилось 17 лет, а ей — 15.

Между тем во время взлета популярности Эриха немецкие части начали серьезно трепать, и в итоге вышвырнули из Крыма. Командование требовало объяснений, в т.ч. и от пилотов. И Хартманн в своих докладах начал жаловаться на суровые русские зимы и... наших летчиков. Мол, часто меняют тактику, придумывают всякие фокусы в небе...

"Диссидент" Эрих Хартманн

Он умудрился сбить наш истребитель Як-7 даже в день капитуляции Германии — 8 мая 1945 года. Это произошло неподалеку от чешского города Брно.

Приземлившись, прочел приказ командования: Эриху Хартманну и Герману Графу вылететь в Дортмунд и сдаться там англичанам. Остальным — дождаться советских войск и сдаться им. "Прятали" этих двоих не случайно: с "рекордсменами" наши давно хотели поквитаться.

Но знаменитости ослушались. Летчик Буби облил самолеты бензином и поджег. Асы присоединились к колонне, бредущей в чешский Писек. В пути их взяли в плен американские танкисты, передав потом советскому командованию. В октябре 45-го оба летчика оказались в Вологодской области — в особом лагере под Грязовцем. Хартманн пробудет здесь до октября 47-го.

Грязовецкий лагерь сперва показался ему курортом. Летчику Буби было с чем сравнивать: сначала он сидел в Кировской области — в лагере на торфяном болоте, где фрицы дохли как мухи.

У нас 23-летний майор Хартманн был частым гостем карцера — за демонстративное нежелание сотрудничать с властями. Он даже отказался подписывать протоколы, заполненные не на немецком: мол, не понимает... Хотя знал в совершенстве пять языков, в том числе — русский и китайский.

Правда, Хартманна едва не подкосил поступок его друга, учителя и командира Германа Графа — настоящей "иконы" люфтваффе. Граф вдруг объявил себя чуть ли не "лучшим другом СССР". Написал покаянное письмо, где изъявил желание... служить в Красной Армии. До такого анекдота, конечно, не дошло, но "срок" ему скостили.

Между тем Эрих стал едва ли не "вождем" местных "диссидентов". Глядя на парня, плюнувшего на скорое освобождение, даже пожилые генералы следовали его примеру.

Военный преступник Эрих Хартманн

"Моя дражайшая Ушмутти! — писал Хартманн жене 30 октября 1947 года уже из череповецкого лагеря, где он пробыл до октября 49-го. -...После того, как мы поцапались с русской администрацией, нас привезли в этот лагерь. Он находится километрах в 60 от Вологды. Живем в больших бараках — по 400 человек. Узкие дощатые лежанки, которые поднимаются. Уверен, что в Германии скот содержат лучше... Санитарные условия, как тысячу лет назад. Медицинское обслуживание сносное. Паек — 600 граммов хлеба, 30 граммов масла, 40 граммов сахара и 2 тарелки жидкого супа каждый день. Также дают чашку овсянки.

Все голодают. Умывальников никаких, только деревянные корыта... Дистрофия — явление всеобщее. Мне кажется, что я усваиваю эту пищу неплохо, что и позволяет мне выдерживать и такую жизнь... Сейчас здесь зима. Грязная земля укрыта белым покрывалом, и вши и клопы стали нашими постоянными товарищами, они кишат сотнями и тысячами...

В качестве германского героя я получаю со стороны русских относительно хорошее обращение. Однажды я попал на заседание "особого совещания", своего рода суд, но был освобожден от него, так как сразу попросил расстрелять меня. Им это не подошло.

Я могу только надеяться, что все это скоро закончится, и мы снова увидим друг друга и обнимемся. А до того мне остается лишь солдатская поговорка: "Выстоять и победить". Мы снова встретимся и обнимемся, вместе мы будем счастливы..."

Это письмо — одно из редких, миновавших цензуру. Впрочем, и большинство посланий из дома не доходило: жена написала Эриху Хартманну 400 писем, он прочитал меньше сорока. О гибели сына — Петера Эриха, не дожившего и до трех лет, Хартманн узнал спустя год.

Пленные строили дома и дороги. Но и тут Хартманн отказался работать "на Советы" и трудился только на территории лагеря. Ссылался на международные конвенции, запрещающие эксплуатацию военнопленных, и распоряжение советского правительства, разрешавшее освобождать от работы старших офицеров вермахта и люфтваффе.

Любопытно, что и чекисты, в отличие от администрации лагеря, не хотели, чтобы Хартманн выходил на общие работы. МГБ опасалось, что их чересчур знаменитый подопечный будет дурно влиять на остальных немцев.

Как в воду глядели. В 1950 году, уже в лагере города Шахты Ростовской области, Хартманн возглавил бунт заключенных. Пленные изолировали администрацию и охрану, под шумок вырезали стукачей в своих рядах. Эрих по телефону начальника лагеря позвонил в штаб, в Ростов-на-Дону, и на чистом русском языке потребовал прислать международную комиссию. Прислали роту автоматчиков, которые в два счета подавили мятеж. Но это случилось много позже...

В череповецком же лагере упрямцу сулили то кнут, то пряник. Его не били, Боже упаси. Сам Хартманн впоследствии говорил, что за все годы плена только раз следователь ударил его в лицо.

В обмен на сотрудничество Эриху Хартманну предлагали пост в армии будущей ГДР. Ас отвечал, что если ему позволят выехать в Штутгарт, то дома с удовольствием рассмотрит эту идею. Наши, наверное, долго смеялись...

В качестве "кнута" готовились судить Хартманна как военного преступника. Тогда бы он утратил статус военнопленного, и никакие конвенции на него бы не распространялись. В итоге появилось три основных пункта обвинения: уничтожение 345 самолетов Красной Армии, пекарни под Смоленском и гибель более 700 мирных жителей, обстрелянных с воздуха возле Брянска.

С первым пунктом летчик согласился, другие же отверг как надуманные. Его часть не воевала в районе Смоленска и Брянска. Да и расстрелять разом семь сотен людей из пулеметов истребителя невозможно.

В декабре 1949 года состоялся суд. Эриха приговорили к 25 годам тюремного заключения. После вышеупомянутого мятежа в Шахтах дали еще 25-летний срок. Потом стали возить по всему Союзу: Новочеркасск — Асбест — Свердловск, снова Новочеркасск...

Тем временем мать и жена Эриха забрасывали наше правительство письмами с просьбами освободить его. Например, в 51-м году в послании Сталину Элизабет Хартманн пообещала, что добьется от сына клятвы никогда не участвовать в акциях против СССР и вести "совершенно мирный и нейтральный образ жизни".

Эрих Хартманн: Чужой среди своих?

Фрау Хартманн в 1954 году нашла отклик и в лице нового канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. На следующий год, во время визита в Москву, Аденауэр потребовал от советского правительства скорейшего освобождения оставшихся немецких пленных. Новое советское правительство не стало осложнять отношения с набиравшей мощь ФРГ из-за каких-то чудом сохранившихся гитлеровцев и просьбу выполнило. Тем более, что взамен Западная Германия выделяла огромные товарные кредиты и финансовые займы. Можно заключить, что Хартманна выгодно обменяли.

Осенью 1955 года он вернулся домой. Обвенчался с Урсулой. Поскольку ничего не умел делать кроме как летать, принял предложение армии ФРГ и на время уехал в США, где инструктировал американских и немецких пилотов. В 1970 году, выйдя в отставку, увлекся автогонками, создал несколько летных школ для молодежи. Умер от воспаления легких в сентябре 1993 года.

И последнее. Знаменитый Эрих Хартманн вышел в отставку в скромном звании полковника. Скорее всего, потому, что даже во время службы в бундесвере публично выступал против... гонки воружений. Похоже, десять лет в наших лагерях не прошли для него даром...

"Как-то немцы сделали подкоп..."

Александра Паутова с 1945 года работала в Грязовецком лагере №150 цензором. Ее задача была — читать переводы писем заключенных.

Вот что рассказала нам Александра Михайловна: "В лагере находилось 5000 военнопленных, в основном офицеры, а охраняло их всего лишь 89 солдат. Среди заключенных других национальностей были и немцы. Они отличались особой общительностью, очень приветливые были, только и слышишь "фройляйн", "фройляйн". Но мы относились к этому осторожно, да и запрещено было слишком много с ними разговаривать. Как-то один из немцев спросил меня: "Могла бы русская девушка выйти замуж за немца?" Я ответила: "Только если она изменница Родины".

Заключенные сами обеспечивали себя дровами и продовольствием, сажали много картошки. Кормили их хорошо, как солдат. Представляете, как в военное и послевоенное время солдат кормили? Лучше всех в стране. А потом 12 немцев сделали подкоп у реки Нурма и сбежали. Их всех очень быстро поймали, кроме одного майора. Того нашли аж в Польше".

На вопрос, не помнит ли она заключенного по имени Эрих Хартманн, Александра Михайловна лишь махнула рукой: "Что вы! Их пять тысяч было, разве всех упомнишь...".

В небольшом леске через поле от Корнильева до сих пор сохранилось запущенное кладбище, где хоронили немецких военнопленных. Однако, по словам Александры Михайловны, точное его местонахождение знает только она и еще одна женщина, также работавшая в лагере, — Антонина Тропынина. Теперь Антонина Борисовна уже очень пожилая и живет в Грязовце. К сожалению, из-за болезни Александра Михайловна не смогла меня проводить к немецкому погосту. Кстати, рядом с этим захоронением — финское кладбище, которое часто принимают за немецкое.

Антон Шведов,

Наталья Михайлова,

Небесный рыцарь, повелитель неба, черный дьявол. Как только не называли этого белокурого молодого человека в годы войны. Эриха Хартманна называли самым талантливым и успешным летчиком Люфтваффе. Считалось, что его рекорд по количеству воздушных побед не удалось побить никому по обе линии фронта. Впрочем, этот факт вызывает сомнения. Тем не менее, военный трибунал СССР из уважения к профессионализму лётчика не вынес ему смертный приговор.

Шаг в небо

Еще в юности Эрих влюбился в небо. Наверное, это передалось генетически: его мать Элизабет обожала авиацию, и сама было инструктором авиаклуба, совершив множество полетов на планерах. Она была первой наставницей для сына и привила ему любовь к авиации.

Навыки управления самолетом Эрих получил очень рано и уже в 14 лет получил лицензию на вождение планеров. Кроме того, в семье культивировались занятия спортом, и, тренируясь вместе с братом Альфредом, мальчик добился отличных результатов. В авиаклубе парень стал несомненным лидером, а многие сверстники даже пытались ему подражать. В начале 1940-го Хартманн принимает решение посвятить жизнь военной авиации и поступает на службу в воздушные силы Германии.

Курс летной подготовки он прошел экстерном, и уже в начале следующего года лихо осваивал Мессершмитты. Здесь молодому человеку опять повезло: его наставником был летчик-чемпион страны по пилотажу. Тренер сразу разглядел в добродушном парне будущего аса и весь свой бесценный опыт и мастерство передал Эриху. Он научил молодого летчика всем премудростям маневрирования и приемам пилотирования истребителей.

Осенью 1942 года Хартманн был командирован в особую эскадрилью, где непосредственными командирами Эриха были настоящие асы и ветераны авиации, на счету которых было множество побед. К тому же они довольно лояльно относились к молодому поколению, не позволяя в руководстве суровости и жестокости. Но воинская дисциплина в полку была идеальной, и летчики-новички боготворили своих отцов-командиров. Попади Хартманн в другое подразделение, неизвестно, как бы сложилась его военная карьера.

От «Буби» до аса

За свой веселый нрав и доброе отношение к окружающим Эрих получил прозвище “Буби”, что означает “малыш”, но это не мешало ему в бою быть непревзойденным противником. Он обладал талантом схватывать все на лету: как правильно выполнять уклоняющийся маневр, ведение огня с дальней дистанции, умение оценить ситуацию на расстоянии в считанные секунды. Хартманн не бросался на врага сломя голову, а всегда пытался застать его врасплох или выбрать уязвимый момент на крутом вираже. Он просто любил свое дело и никогда не переоценивал своих способностей. Сослуживцы отзывались о нем с уважением, и те, кто видел Эриха в бою, говорили, что в пилотаже соперников у него нет.

Свой первый боевой вылет летчик запомнил навсегда. Тогда он упустил из виду ведущего, и чувство оцепенения буквально парализовало Хартманна. Советский штурмовик пошел в атаку, и Эрих, преодолев панику, оторвался от врага. Но в этот момент приборы показали, что горючее почти на нуле. Молодому летчику удалось посадить самолет далеко от базового аэродрома. Он спас себя и машину, а главное, сумел обуздать чувство страха.

Вскоре Эрих научился снайперски сбивать штурмовики Ил-2, что можно было сделать лишь на низких высотах и целясь в масляный радиатор. Первый такой опыт чуть было не закончился для Хартманна трагически. Обломки сбитого им самолета накрыли его Мессер, и он чудом смог посадить его “на брюхо”. Время показало, что в таких случаях надо сразу уходить с линии боя. Всем нюансам военных маневров летчик научился в боях. И, как оказалось, практика была далека от теории.

Одним из самых известных асов - наставников Хартманна был прославленный Вальтер Крупинский, умница, красавец и дамский угодник. Но в небе он забывал о своих земных предпочтениях, и равных в бою ему не было. Вальтер научил Эриха тонкостям ведения ближнего боя, и именно он дал своему ученику прозвище Буби, которое тот носил до конца войны.

Лавры побед и приписки

Число побед удачливого летчика росло в геометрической прогрессии. В июле 1943-го в его послужном списке их значилось уже более ста. О нем начали складывать легенды. Одни говорили, что на борту его машины боевой было изображено красное сердце, символ любви к девушке по имени Урсула, и оно приносило летчику удачу. Другие рассказывали, что Хартманн летал на борту, фюзеляж которого был украшен изображением черного тюльпана. Поэтому во время боев на Украине его окрестили “черным дьяволом”. К июлю 1944 года жертвами аса с позывным “Карайа - 1” стали более двухсот пятидесяти русских самолетов.

Вскоре Эрих потерпел крушение над нашей территорией и попал в плен. Ему удалось бежать, после чего фюрер лично вручил Хартманну Рыцарский крест. Всего за свою военную карьеру прославленный немецкий летчик одержал 352 воздушные победы.

Справедливости ради, приписки существовали во всех армиях мира. Еще в 1939 году на Халхин-Голе развернулось крупнейшее воздушное сражение между советскими и японскими летчиками. Тогда самураи сильно потрепали наш воздушный флот. При этом командование Красной Армии объявило об уничтожении 588 машин в воздухе и 58 - на земле. В реальности было сбито всего 88 и 74 - на аэродромах. Японцы же отрапортовали о 1162 победах в воздухе и 98 - на земле. Разгром! На самом деле наших подбито всего 207 и 42 - небоевые потери. Таким образом, мы преувеличили количество побед в 4 раза, а японцы - в 6.

Часто приписки делались не по злому умыслу. Попробуй в горячке боя уследить, куда делась машина врага, которую ты зацепил! Советское командование понимало специфику отчетности и довольно скептически к ней относилось. Периодически сверху доносился грозный окрик: мол, вы, ребята, совсем заврались - и цифры в приказном порядке снижались.

У немцев и система подсчета была запутанной. Параллельно за победы начислялись баллы - за одноместный истребитель давался один бал, за четырехмоторный - четыре. Но их тоже корректировали в зависимости от вклада каждого самолета в уничтожение врага. А победителем считал себя каждый. И поди в этом разберись!

Но будем объективны. Даже учитывая все мистификации, на счету лучших немецких летчиков действительно больше побед. Значит ли это, что мастерство самого результативного нашего летчика-истребителя - Ивана Кожедуба (64 победы) в 5,5 раза ниже, чем у Хартманна? Ничего подобного.

Обратимся к фактам. За время войны «белокурый рыцарь рейха» сделал 1425 боевых вылетов. Тогда как Иван Никитич - всего 330. Выходит, в процентном отношении показатель у них примерно одинаков – 4 - 5 вылетов на одну победу. Кожедуб, к примеру, очень переживал, что ему не дали поучаствовать в боях на Курской дуге. Там бы он, без сомнения, улучшил свой показатель. Но эскадрилья Кожедуба воевала на другом фронте, хоть и находилась неподалеку.

Горечь поражения

Весной 1945-го Хартманн в составе своей летной группы попал в руки американцев и был передан в руки советского правосудия. Десять долгих лет Эрих провел в тюрьме в СССР, а затем был отправлен в Германию.

Он женился на любимой Урсуле, которая вновь вернула его к жизни. И даже вернулся в армию. Но постоянно спорил с командирами, неряшливо разбрасывал самолетики на аэродроме; дразнил начальство, называя генералов «напыщеными петухами», хотя сам приказал размалевать самолетики эскадры своими любимыми «черными тюльпанами» и устроил бар на базе эскадры. Командованию это не понравилось и в Эриха сняли с командования эскадрой и отправили на штабную работу.

Хартманн сначала очень переживал, но потом как-то успокоился. Послужил при штабе, выслужил хорошую пенсию и ушел в отставку. А там подтянулись американские журналисты. Хартманн дал несколько интервью и прекрасно заработал.

На семейном фронте также было все хорошо. Хороший дом, хорошая жена. Что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость? И жили они долго и счастливо...Умер лётчик-асс 20 сентября 1993.

А вот какова подлинная история "настоящего человека. Специально для наших читателей.

Немецкий лётчик-ас, считается наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации. По немецким данным, в ходе Второй мировой войны он сбил 352 самолёта противника (из них 345 советских) в 825 воздушных боях.

Летчик-истребитель

Хартманн окончил летное училище в 1941 году и в октябре 1942 года получил назначение в 52-ю истребительную эскадру на Восточном фронте. Его первым командиром и наставником стал известный эксперт Люфтваффе Вальтер Крупинский.

ода (Ил-2 из состава 7-го ГШАП), однако за три последующих месяца ему удалось сбить всего один самолёт. Хартманн постепенно повышал свое лётное мастерство, делая упор на эффективность первой атаки. Со временем опыт дал свои плоды: во время Курской битвы в июле 1943 года он сбил за один день 7 самолё

тов, а к концу августа 1943 года имел на своём счету уже 50 сбитых самолётов.

В 19 августа 1943, при атаке очередного Ила, самолет Хартманна получил повреждения, пилот совершил вынужденную посадку за линией фронта и был взят в плен. Однако при перевозке в штаб ему удалось бежать и, пробравшись ночь

ю через линию фронта, вернуться в часть.

К 24 августа 1944 года личный счет Хатманна достиг 300 (лишь за один этот день он сбил 11 самолетов). За это достижение он был награжден Бриллиантами к своему Рыцарскому кресту. Лишь 27 человек в Германских вооруженных силах имели подобное отличие. Бриллиа

нты по традиции вручал сам Гитлер. После неудавшегося путча 20 июля 1944 охрана Гитлера требовала от военных сдавать личное оружие перед аудиенцией. Легенда гласит, что Хартманн наотрез отказался сдать пистолет и заявил, что в таком случае он отказывается от получения награды. В результате он был до

пущен на аудиенцию с оружием.

После достижения 300 побед Хартманн стал живой легендой и командование Люфтваффе решило снять его с боевых вылетов во избежание ущерба для пропаганды в случае гибели. Однако, пустив в ход все свои связи, Хартманн добился возвращения на фронт и продолжал летать.

конца войны Хартманн совершил более 1400 боевых вылетов, в которых провел 825 воздушных боев. За время боевых действий из-за повреждений и вынужденных посадок он потерял 14 самолетов. Все повреждения происходили, в основном, от столкновения с обломками самолетов, сбитых с предельно-низкой дистанции

Дважды прыгал с парашютом. Не был ни разу ранен. Среди сбитых самолетов: около 200 одномоторных истребителей советского производства, более 80-ти истребителей P-39 американского производства, 15 штурмовиков Ил-2, и 10 средних двухмоторных бомбардировщиков. Сам Хартманн часто говорил, для него доро

же всех побед тот факт, что за всю войну он не потерял ни одного ведомого.

Тактика боя

Излюбленной тактикой Хартмана был удар из засады. По его собственному мнению, 80 % сбитых им пилотов вообще не поняли в чем дело. Используя мощный двигатель своего Bf-109G Хартманн атаковал по вертикали сни

зу из слепой зоны противника, либо сверху в крутом пике. Его любимым приемом был огонь с короткой дистанции и стремительный отрыв от возможного преследования. Огонь с предельно близкой дистанции (менее 50 м), кроме эффекта внезапности, позволял компенсировать баллистические недостатки пушки MK-108 и

давал экономию боеприпасов. Недостатком такой тактики был риск повреждения обломками сбитого противника.

Хартманн никогда не ввязывался в «собачью свалку», считая бой с истребителями потерей времени. Сам он описывал свою тактику следующими словами: «увидел - решил - атаковал - оторвался».

По

сле войны

В конце войны Хартманн вместе со своей группой сдался американским войскам, однако был передан СССР. В СССР Хартманн был осуждён по обвинению в военных преступлениях, а также в нанесении ущерба советской экономике, выразившемся в уничтожении большого количества самолетов, и провёл 10 ле

т в лагерях. В 1955 году он был освобождён и возвращён в ФРГ, где воссоединился со своей женой. После возвращения в Германию он стал офицером военно-воздушных сил ФРГ, командовал авиагруппой. Он также неоднократно ездил в США, где тренировал американских пилотов. В 1970 году он вышел в отставку. Уме

р Хартманн в 1993 году в возрасте 71 года.

В 1997 году Хартманн был реабилитирован российским правосудием, поскольку было обнаружено, что его осуждение было незаконным.

Советскими и российскими историками много раз поднимался вопрос о том, что заявленное количество сбитых Хартманном самолётов

не соответствует действительности, и на самом деле оно гораздо меньше. Единства в этом вопросе среди историков нет до сих пор.

Необычно высокие успехи Хартмана вызывали удивление и у командования Люфтваффе. Поэтому, начиная с 1944, все сообщения о его победах подвергались самой тщательной проверк

Добавить комментарий