Блог
540 0

Легитимный определение. Что такое легитимность

"легитимность" имеет политико-правовой смысл, означающий положительное отношение граждан, больших общественных групп (в том числе и иностранных) к действующим в каждом конкретном государстве институтам политической власти, признание правомерности их существования.

Легитимность выражается в добровольном признании населением власти в стране. Народ согласен подчиняться такой власти, поскольку считает её авторитетной, принимаемые ею решения справедливыми, а порядок управления, сложившийся в государстве, лучшим в данный момент. Естественно, в любой стране были, есть и будут граждане, которые нарушают законы; которые несогласны с действующей властью и порядком ее управления и выступают против нее. Абсолютной поддержки не добиться никогда, да это и не нужно. Легитимной будет считаться, которая поддерживается большинством членов общества.

Легитимность - это доверие народных масс, принятие ими власти сквозь призму общественного сознания, оправдание её действий с моральной зрения. Граждане выражают одобрение власти, исходя из своих представлений о добре, справедливости, нравственности, справедливости, чести и совести. Легитимность обеспечивает повиновение без принуждения, а если при его достижении допускается применение силы, то в качестве оправдания таких мер.

Выделяют следующие типы легитимности: традиционный, харизматический и рациональный.

Традиционная легитимность формируется на основе веры общества в неизбежность и необходимость подчинения действующей власти, которая приобретает с течением времени статус обычая, традиции к подчинению власти. Данный вид легитимности присущ наследственным типам правления, например, монархии.

Харизматическая легитимность, в результате сформировавшейся веры людей, и признание ими выдающихся качеств отдельно взятого политического лидера. Этот образ, который наделен исключительными человеческими качествами (харизмой). Он переносится обществом на всю систему политической власти. Авторитет лидера безоговорочно принимается людскими массами. Такой тип легитимности в большинстве случаев возникает во время революций, когда происходит ломка ранее существовавших идеалов. Люди, не имея возможности опереться на бывшие нормы, ассоциируют веру в лидера с надеждами на светлое будущее.

Рациональная легитимность возникает в случае признания обществом справедливости, законности тех демократических процедур, на которых формируется система политической власти. Данный тип рождается благодаря осознанному пониманию каждым членом общества наличия сторонних интересов, что в конечном итоге предполагает необходимость создания правил поведения, соблюдение которых дает возможность для достижения собственных целей.

Легитимность – понятие и слово пришло к нам из глубинных веков, со времен Великого Рима и обозначало с латинского языка признание обществом или большей частью общества исключительности или прав определенного физического или юридического лица на совершение действий внутри общества, которое должно было поддерживаться исполнения этих указаний от легитимного лица или органа и исполняться всеми отдельными физическими лицами — гражданами этого общества, частью общества или всем обществом, а также учрежденными ими органами, аппаратами государственной системы власти.

Есть созвучное слово «легитимности» — слово однокоренное —легат. Всегда им являлось лицо уполномоченное центральной властью (императором, Папой римским) представлять в провинциях или в других областях, за пределами государства эту власть, закон, право данного государства.

Это был представитель власти! Это был -представитель закона! И не важно — политической, или религиозной или иной, но представитель власти! Её образ. Он всегда был легитимен для остальных.

Понятие и трактовка легитимности

Вопрос легитимности очень обширен по трактовке и разным понятиям. И трактуется или принимается разными группами людей по-разному.

Возьмем пример из детства. Лидер в мальчишеской группе во дворе – или самый сильный, или самый умный! Но, это признание его в качестве такового со стороны общества – компании мальчишек, которое он должен был доказать всем им в соревновании с другими сверстниками, где он их победил, опередил, то есть доказал свою исключительность на фоне других, тем, что он выше, лучше, сильнее их. Он способен их возглавить. Он — их руководитель.

Возьмем другой пример. Чтобы стать руководителем коллектива и стать легитимным существует несколько способов:

  • Тебя выбрал коллектив, большинством голосов, значит тебе передали свои полномочия другие люди, наделив тебя своим правом, правом голоса тоже. И правом ими руководить в силу разных причин (выше уровень образования, больше кругозор окружающего мира, более развитые умственные способности, большими связями и знакомствами с другими людьми, слоями и общностями людей), которые пойдут на пользу всему — данному кругу людей и каждой личности, индивидууму в частности и т.д.;
  • Ты, сильная личность, и путем физического или психологического, или другого вида воздействия, убедил своих соперников, что ты способен возглавить их и опять – в этом случае ты легитимен;
  • Тебя назначили руководителем согласно принятых обществом или его представителями законов, которые все окружающие признали и признают. Ты – в этом случае легитимен юридическим путем.

Но бывает, что в данных случаях ты не легитимен для другой общности людей, которые находятся в отдаленности от твоей группы. В этом случае, опять необходимо доказывать свою легитимность, свою законность разными путями и действиями – через законодательство, через физическое, политическое и экономическое воздействие.

Какие есть виды легитимности

Можно определить три направления легитимности и естественно три характера формирования легитимности:

  1. Консервативный – формирующийся на характере, принципах, переданных из поколения в поколение, обычаях и т.д.;
  2. Психологический – эмоциональный, основанный на подборе использования понятия пары «симпатия – неприятие», умственно — волевой;
  3. Правовой – на существующем правопорядке и законности.

Первые два направления легитимности относятся к личностному виду власти, а третий — к государственной организации легитимности.

  • ЛЕГИТИМНЫЙая, ое, мен, мна, юр. Законный, находящийся в соответствии с действующим в данном государстве законом. Легитимные действия. Вполне л. акт …
  • ЛЕГИТИМНЫЙ в Энциклопедическом словаре:, -ая, -ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону. II сущ. легитимность, -и, ж. Л. …
  • ЛЕГИТИМНЫЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка: -ая, -ое; -мен, -мны, юр. Законный, находящийся в соответствии с действующим в данном государстве законом. Легитимные действия. Легитимный акт волеизъявления. …
  • ЛЕГИТИМНЫЙзаконный, лигитимный, …
  • ЛЕГИТИМНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ЛЕГИТИМНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина: легит`имный; кр. ф. -мен, …
  • ЛЕГИТИМНЫЙ в Орфографическом словаре: легит`имный; кр. ф. -мен, …
  • ЛЕГИТИМНЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой: прил. Находящийся в соответствии с действующим в государстве законом; …
  • ЛЕГИТИМНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка: прил. Находящийся в соответствии с действующим в государстве законом; законный, …
  • ЛЕГИТИМНЫЙ; КР. Ф. -МЕН в Полном орфографическом словаре русского языка: легитимный; кр. ф. -мен, …
  • ГЕНОН(Guenon) Рене (1886-1951) - французский мыслитель, исследователь т.наз. Сакральной традиции и ее различных версий. Бакалавр философии. В 1912 прнял ислам. …
  • АЙДУКЕВИЧ в Новейшем философском словаре: (Ajdukiewicz) Казимеж (1890-1963) - польский логик и философ. В 1920-1930 принадлежал к львовско-варшавской школе. Основные сочинения: "О значении выражений" (1931), …
  • ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА в Словаре постмодернизма.
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо: Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: римский император, царствовавший между 379 и 395 годами по Р. Хр. Происходил из уроженцев Испании и был сыном Феодосия, храброго …
  • ЛОЯЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словарике: ая, ое, лен, льна Держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отноше-ния к кому-чему-н. Вполне л. политический лидер. Лояльное …
  • ЛЕГАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словарике: ая, ое, лен, льна Признанный, допускаемый законом. Легальная группировка. Легальное положение. Легальность - свойство легального.||Ср. ЛЕГИТИМНЫЙ, ЛОЯЛЬНЫЙ …
  • ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? римский император, царствовавший между 379 и 395 годами по Р. Х. Происходил из уроженцев Испании и был сыном Феодосия, …
  • СПИСОК ПАП в Словаре Кольера: Древнейший из сохранившихся списков римских епископов, который приводится в трактате Против ересей (Adversus haereses) Иринея Лионского и доведен до папы …
  • ЛИГИТИМНЫЙ в словаре Синонимов русского языка: законный, легитимный, …
  • ЗАКОННЫЙ в словаре Синонимов русского языка: допустимый, законнорожденный, закономерный, легальный, легитимный, лигитимный, обоснованный, оформленный, праведный, правильный, правый, …

Любая власть нуждается в легитимности.

Легитимность -политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Понятие«легитимность»означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Усвоение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности — традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) — но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соотносятся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность).

Технократическая легитимность

Наряду с традиционными типами легитимности власти (традиционной, харизматической и рационально-правовой) существует и такой тип, как технократическая легитимность.

По той простой причине, что политика имеет дело с интересами и судьбами миллионов людей и цена ошибок в этой сфере нередко принимает форму трагедий целых народов, вопрос об эффективности политики и политиков стоит особо остро. Именно с этим вопросом связана технократическая легитимность, ядро которой составляет требование к власти быть компетентной, быть профессиональной. Следует иметь в виду, что для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что с необходимостью предполагает наличие особых знаний и опыта. Если же это не так, то политика превращается в политиканство, теряет эффективность. Очень образно суть технократической легитимности выражают русские народные пословицы: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Не знаешь броду, не суйся в воду».

В качестве формулы, отражающей соотношение (взаимозависимость) между легитимностью и эффективностью власти, выступает правило: степень легитимности власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т.е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. Если этой эффективности, что называется «кот наплакал», то изначально легитимная власть, которая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

Если через эту призму оценить власть в постсоциалистической России, то ей явно не достает профессионализма. Известно, что побежденным и основательно разрушенным во второй мировой войне Германии и Японии, для того, чтобы совершить «экономическое чудо» и возродиться как «птица феникс из пепла», понадобилось каких-нибудь 15-20 лет. Мы же за такой же отрезок времени (если датировать старт рыночных реформ августом 1991 г.) пока что даже не восстановили в полном объеме то, что (по недомыслию или по злому умыслу) основательно разрушили.

Не случайно 26 октября 2006 г. — на следующий день после общения Президента РФ В. Путина в прямом эфире с народом, в ходе которого ему пришлось «отдуваться» за все «грехи» власть исполнительную имущих — тогдашний председатель федерального правительства М. Фрадков поставил членам своего кабинета неутешительный диагноз: «коллективная безответственность», связанная с «организационной немощью и недостаточным знанием предмета». То есть того, чем руководишь и чем управляешь.

Типы легитимности

Различаюттри «идеальных типа»легитимности:

  • традиционную, опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую, которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную, проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к этому последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • технократическую, которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • онтологическую(онтология — учение о бытии), в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Структурная легитимность

Наиболее важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на основе законности. Этоструктурная легитимность(первый вид). Она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Такая легитимность может выступать в двух формах. Во-первых, этотрадиционная легитимность, которая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в соответствии с традициями и обычаями данного сообщества: старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера), монарха и др. Во-вторых, это чаше встречающаяся в демократичных сообществахлегальная легитимность, т. е. общественное признание передачи власти в соответствии с установленными законами о выборах органов власти.

Однако приобретение правителями полномочий на законной основе еше не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т. е. легитимности.Злоупотребление властью, нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т. е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Для этого предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. Например, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествии протеста и т. п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т. д.

Харизматическая легитимность

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, который претендует на доступ к политической власти, вею харизму — Божественный дар, благодать. Доверие граждан в этом случае имеет эмоциональный характер и основывается на личной симпатии к лидеру. При этом с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Названные типы легитимности являются идеальными моделями. В политической практике они взаимопереплетаются и дополняют друг друга. В настоящее время появляются новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемойэтнической легитимности— формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности, т. е. доверия к правителям, установить количественно достаточно трудно. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы для этой цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т. п.); результаты выборов; результаты опросов; и др.

Легитимность политической власти

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Само слово «легитимность» происходит от лат.legitimus-законный. Но не всякая законная власть может быть легитимной. Уже в Средние века возникают теоретические обоснования того, что монарх, становящийся тираном и не выполняющий своего предназначения, лишает свою власть легитимности. В этом случае народ имеет право свергнуть такую власть (об этом, в частности, говорил Ф. Аквинский).

Легитимность — это уверенность народа в том, что власть будет выполнять свои обязательства; признание авторитета власти и добровольное подчинение ей; представление о правильном и целесообразном использовании властных полномочий, в том числе и насилия. Легитимная власть, как правило, способна обеспечивать стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию.

М. Вебер выделял три основных типа политического господства и соответствующие им формы легитимности:

  • традиционное господство -легитимность, основанная на традициях патриархального общества, например, монархия — традиционная легитимность;
  • харизматическое господство -легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка — харизматическая легитимность;
  • господство, основанное на рационально созданных правилах— рационально-правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.

Кроме перечисленных существуют и другие виды легитимности, например: онтологическая, идеологическая, структурная и др.

Онтологическая легитимностьв наибольшей степени свойственна древнему и традиционному обществам, когда существующие нормы бытия воспринимаются людьми как естественным (внечеловеческим) образом установленный порядок, а его нарушение — как катастрофа, анархия, хаос. Это признание человеком (обществом) существующего порядка как нормы бытия, которое распространяется не только на общество, но и на все космическое пространство. Такая легитимность тесно связана с жизнью и смертью канонизированного политического вождя нации. Его жизнь олицетворяет собой власть и порядок, а смерть — анархию и хаос. История знает немало примеров, когда после смерти своего вождя народ испытывал страх перед будущим. В качестве примера можно привести смерть В.И.Ленина, И. В. Сталина, Ким Ир Сена (Северная Корея) и др.

В основеидеологической легитимностилежат определенные идеологические «конструкции» — привлекательные идеи, обещания «светлого будущего» или «нового мирового порядка», религиозные догмы и т. д. Так, коммунистическая идеология и обещания скорого построения коммунизма во многом обеспечивали легитимность советскому режиму власти; идеи национал-социа- лизма способствовали легитимизации фашистского режима в Германии. Некоторые страны Ближнего и Среднего Востока возвели ислам в ранг государственной идеологии.

Структурная легитимностьосновывается на утвердившихся в обществе правилах и нормах установления и смены власти, например, конституции (конституционная легитимность). Если большинство граждан недовольны существующей в обществе политической властью, то они «терпят» ее до новых выборов.

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется селегитимизацией,а потеря ею легитимности -делегитимизацией.

Любая политическая власть, даже самая реакционная, стремится выглядеть в глазах своего народа и в глазах мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Один из самых распространенных приемов — замалчивание негативных результатов своей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Нелегитимная и неэффективная власть боится вступать в диалог с обществом и со своими оппонентами, чтобы окончательно не проявить свою несостоятельность. Поэтому она всеми способами стремится ограничить деятельность независимых средств массовой информации или поставить их мод свой контроль.

Любое человеческое общество, неважно, состоит ли оно из многих миллионов или всего из нескольких человек, не может существовать без определенной структуры власти. Люди самой природой запрограммированы на формирование иерархической структуры, в которой одни играют руководящую, а другие – подчиненную роль. Но если среди животных вопрос выбора вожака решается просто – кто более силен и агрессивен, тот и будет главным – то для людей основополагающим понятием является легитимность, т.е. правомочность существующей властной структуры.

Что такое легитимность? Значение слова.

Социальные науки называют легитимность сущностным свойством власти, т.е. тем, без чего власти попросту не существует или она остается лишь номинальной. Слово«легитимность»образовано от латинского«legitimus», что означает«законный, правомерный»и означает степень признания власти другими людьми.

Легитимная власть без возражений признается всем подвластным ей народом, ее распоряжения не вызывают сопротивления и беспрекословно выполняются. Чем ниже легитимность власти, тем больше она вынуждена опираться на принуждение для реализации функций управления.

История понятия

Понятие легитимности, законности власти является одним из древнейших в человеческом обществе, однако сам термин возник относительно недавно, около двухсот лет назад. Во Франции произошла буржуазная революция, позже названная Великой, и население разделилось: одни признавали власть революционного Конвента, а позже – Наполеона, провозгласившего себя императором, другие же были уверены в незаконности этих властей и боролись против них, стараясь восстановить власть свергнутого короля.

Наполеону на длительное время удалось утвердить свое правление, усмирив несогласных. Несмотря на то, что с точки зрения закона его приход к власти, а значит, и сама власть, была достаточно сомнительной, все же ее признавало практически все население страны, а значит, эта власть была легитимной в глазах французов.

Правила легитимности Д. Битема

Английский политолог Д. Битем разработал структуру легитимности власти.Согласно его концепции, власть обладает легитимностью, когда:

— соответствует правилам, принятым в обществе, или установленным с ее приходом;

— правила, оправдывающие ее установление, ссылаются или философское мировоззрение, разделяемое как властью, так и управляемым народом;

— существуют доказательства консенсуса отношений власти и народа.

Вначале легитимность была синонимом законности. Сегодня же это понятие означает признание населением права на власть, которое не всегда базируется на законных основаниях. Не следует путать легитимность с легальностью – соответствием власти существующим законным нормам.

Теория легитимности Макса Вебера

Согласно фундаментальной теории немецкого философа и экономиста Макса Вебера, для легитимации власти необходимо наличие двух основных факторов: признания ее таковой через существующие государственные институты и обязанности населения подчиняться этой власти. Вебер выделил три базовых вида легитимности:

— традиционная, базирующаяся на давнем обычае – к примеру, монархическая наследуемая власть либо власть старейшин, патриархов и т.д.;

— харизматическая, основанная на выдающихся личностных качествах – власть лидера, вождя, пророка, нередко не подкрепленная законом и формализированная задним числом;

— рациональная, в основе которой лежит законная процедура получения власти через выборы, которые могут быть демократическими (через волеизъявление управляемых) либо технократическими (получаемой благодаря проявленным способностям).В реальности ни один из типов легитимности не может существовать в чистом виде. Государственная власть у любого народа приобретает свои, характерные для страны формы, представляющие собой смесь разных типов легитимности.

Тем не менее, наибольшее распространение сегодня получила рациональная форма демократической власти, которая, в свою очередь, может иметь разные источники своей легитимности.

Источник легитимности

Рациональная власть может базироваться на нескольких источниках (основаниях) легитимности в глазах населения:

— идеологических принципах, убеждающих граждан, что эта форма власти наилучшим образом отвечает их благополучию;

— доверии к механизму получения власти, традициям и нормам, существующим много десятков или даже сотен лет;

— позитивным личным качествам субъектов, олицетворяющих власть (президента, канцлера, премьера);

— рациональном расчете граждан на определенные факторы в отношении ;

— силовом принуждении со стороны государственных органов или политической машины;

— влиянии зарубежных источников силы.

Понятно, что власть не может быть одинаково легитимной для всех. Чем меньше людей ее признает, тем чаще и сильнее власть вынуждена прибегать к силовым методам. Современное общество все чаще склонно рассматривать легитимность действующего субъекта власти через призму собственного благополучия, т.е. насколько эффективно действует власть, чтобы его обеспечить.В этом аспекте власть может рассматриваться либо как субъект, ее олицетворяющий, либо как вся система, обеспечивающая преференции одним слоям общества за счет других. Ухудшения благополучия рядовых членов общества способствует делегитимации власти, давно потерявшей в глазах населения сакральный смысл.

Добавить комментарий