Блог
813 0

Эпитеты на букву в. Что такое эпитет и как его найти

  • Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

    Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадение это только частичное.

    Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.

    Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля.

    Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».

    Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.

    Логика различает суждения синтетические - такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические - такие, в которых сказуемое лишь выявляет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).

    Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» - эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность - признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне.

    Эпитет - начало разложения слитного комплекса представлений - выделяет признак, уже данный в определяемом слове, поскольку это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может казаться несущественным, случайным, но не таков он для творческой мысли автора.

    Былина постоянно называет седло черкасским не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы - условные обороты, типичные формулы - эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становился постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не одолевают этого постоянства («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калин - «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).

    Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Веселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия.

    Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного - и сословного - миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии».

    Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля). Эпитеты - очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.

Словарь содержит обычные и обратные статьи. В обычной статье приводится список эпитетов к опорному слову - существительному:

беспокойство

безотчётное,беспредельное,беспредметное,беспрерывное,беспричинное,болезненное,гложущее,глухое,гнетущее,грозное,жгучее<Некрасов>,жуткое(разг.),затаённое,лёгкое,лихорадочное,мучительное,невольное,необъяснимое,необыкновенное,необычайное,неопределённое,неотвязное,неясное,острое,сильное,скрытое,смутное<Серафимович>,сосущее,странное,страшное(разг.),тайное,томительное,тревожное,тягостное,ужасное(разг.),щемящее

Авязкое,отрадное,святое<Некрасов>

Обратная статья показывает с какими опорными словами употребляется конкретный эпитет - прилагательное (в 3-х вариантах рода):

Подбор эпитетов.

болезненный14 (болезненная21, болезненное11, болезненные )

беспокойство,бессонница,бледность,воображение,вопль,голод,грёзы,гримаса,жалость,забота,истома,крик,лицо,любовь,любопытство,мечта,музыка,мысль,обида,оскорбление,привычка,раздражение,рана,румянец,рыдание,самолюбие,свет,сон,старость,стон,страсть,страх,тело,тревога,удар,усталость,фантазия,чувство,эгоизм,явление,ярость

Авечер,восторг,грёзы<Надсон>,день<Тютчев>,язык

Типы эпитетов

В Словаре представлены 4-е типа эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические, редкие (индивидуально-авторские) и фразеологизмы, также обычно имеющие конкретный авторский источник.

Общеязыковые эпитеты - это наиболее многочисленная группа слов. У некоторых существительных (например,лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) зафиксированы сотни характеризующих определений. Среди них прилагательные и со свободным значением, и со связанным. Ср. с одной стороны: багровыйзакат, проницательныйвзгляд, ироническаяулыбка, высокийлоб, и с другой - понурыйвзгляд, бисерныйпочерк, трескучиймороз, сардоническаяулыбка. В числе общеязыковых эпитетов есть слова, употребленные и в прямом, и в переносном значении, стилистически нейтральные и с яркой стилистической окрашенностью. Ср.: полнаятишинаи (перен.) могильнаятишина, быстрыйвзгляди (перен.) молниеносныйвзгляд, темныйдуби (перен.) черноголовыйдуб; нестерпимаябольи (разг.) жуткаяболь, сильныйморози (простореч.) ядреныймороз. Характерными признаками общеязыковых эпитетов служат относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке.

Народно-поэтические эпитеты пришли в литературный язык из устного народного творчества. Их основная черта - постоянство и ограниченность сочетаний определяющего с определяемым. Типичными примерами служат: чистоеполе, синееморе, горькоегоре, буйныйветер, красноесолнце, серыйволки т. п. Многим народно-поэтическим эпитетам свойственно: а) употребление прилагательного в усеченной форме (сыраземля, чистополе); б) перенос ударения (зеленовино, шелковыелуга); в) инверсия определяющего и определяемого (ветрыбуйные,ногирезвые,горегорькое ).

В отдельную зону А выделены редкие (индивидуально-авторские) эпитеты. В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно невоспроизводимы, их употребление носит окказиональный характер. Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость, свежесть образа и т. д.) эти эпитеты могут перейти в разряд общеязыковых. Таким образом, граница между общеязыковыми и индивидуально-авторскими эпитетами условна и подвижна. Вот несколько примеров индивидуально-авторских эпитетов: голубоенастроение<Куприн>, мармеладноенастроение<Чехов>, картоннаялюбовь<Гоголь>, овечьялюбовь<Тургенев>, чурбанноеравнодушие<Писарев>, голубаярадость<Куприн>, цветастаярадость<Шукшин>, мотыльковаякрасота<Чехов>, мокрогубыйветер<Шолохов>, слезливоеутро<Чехов>, дряблыйсмех<Мамин-Сибиряк>, конфетнаяболь<Вс. Иванов>. Значительное место среди редких эпитетов занимают сочетания противоположных понятий (оксюмороны). Алогичность соединения слов создает психологический эффект, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы. Например: седаяюность<Герцен>, радостнаяпечаль<Короленко>, сладкаягрусть<Куприн>, ненавидящаялюбовь<Шолохов>, грустнаярадость<Есенин>, тоскливаярадость<М. Горький>. Включение индивидуально-авторских эпитетов в Словарь обогащает наше представление о возможностях образного употребления слова, показывает яркие писательские находки.

Помимо собственно эпитетов в зоне Л представлены и наиболее употребительные определения бытового и терминологического характера (их нередко называют логическими определениями ). Например:

боль

Лголовная,грудная,желудочная,зубная,иррадиирующая,местная,мигреневая,отражённая,периферическая,подложечная,подагрическая,предродовая,ревматическая,родовая,фантомнаяи т. п.

Списки таких определений расширяют представление о круге типичных сочетаний у приведенного в Словаре существительного. Следует учесть также и то, что многие относительные прилагательные в контексте могут приобретать качественное значение и использоваться, таким образом, как характеризующие определения (т. е. эпитеты). Например: армейскаядисциплина(такая, как в армии), осеннийдождь(такой, какой бывает осенью), похоронныйзвон(такой, как на похоронах) и т. п.

  • А. Зеленецкий, Эпитеты литературной русской речи - Москва, 1913.
  • Г. И. Кустова,
  • Русский язык

    Комментариев нет

    Эпитет – поэтический прием, дающий слову определение или выражение. Используется в художественных текстах, иногда в поэтических и лирических произведениях.

    Целью эпитета будет подчеркивание чего-то особенного, его особая выразительность, на что хочет обратить внимание автор.

    Применение подобного художественного приема позволяет автору придать тонкости, глубины и выразительности тексту. С помощью эпитета обозначается творческий замысел автора (см. ).

    Простые и слитные эпитеты

    • простые - присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
    • слитные - у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.

    Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.

    Наличие эпитетов в изложении дает ощущение особой смысловой глубины, которая наполнена иронией, горечью, сарказмом и недоумением.

    Эпитеты помогают придать яркость образам

    Виды эпитетов

    В русском языке эпитет разделяют на три вида:

    Общеязыковой

    Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая. Общеязыковые эпитеты бывают:

    • компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
    • антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
    • усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность;

    Народно-поэтический

    Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.

    Индивидуально-авторский

    Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером, например: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром.

    Подобные сочетания не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

    Постоянный

    Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

    • оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
    • описательными (уставшее сердце);
    • эмоциональными (унылая осень, грустная пора).

    Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

    Как найти эпитеты в тексте?

    Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.

    Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность. Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.

    Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки). Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

    Эпитеты в литературе

    Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ. Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо.

    Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее. У них есть и другие цели, а именно:

    • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
    • пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
    • использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
    • разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
    • помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
    • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
    • сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;

    Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.

    Можно с уверенностью утверждать, что без эпитетов литература полноценно не существовала бы.

    Эпитеты в метафоре

    Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:

    • метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
    • метонимические. Их цель - создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.
    Утро может быть разным и эпитеты помогут

    Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.

    Эпитеты играют важную роль в любом тексте, будь то роман, научный доклад или школьное сочинение. Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным, подчеркивает индивидуальный признак предмета или явления. Выбор точного эпитета часто вызывает затруднения. Решить эту проблему поможет данный словарь. Он содержит почти 600 словарных статей, объединяющих около 50 тысяч эпитетов.Издание рассчитано на широкий круг читателей.

    А.АВАНГАРД. Боевой, верный, дружный, духовный, закаленный, идейный, инициативный, испытанный, надежный, организованный, проверенный, прочный, славный, смелый, сознательный, сплоченный, стойкий, творческий, целеустремленный.

    АВАНТЮРА. Бездумная, безнадежная, безрассудная, безумная, бесславная, гибельная, глупая, грязная, дерзкая, детская, жульническая, злодейская, коварная, криминальная, кровавая, мошенническая, нелепая, необдуманная, неприглядная, непродуманная, несерьезная, неудачная, обреченная, опасная, подсудная, позорная, преступная, провалившаяся, рискованная, роковая, самоубийственная, сомнительная, трагическая, фантастическая, чудовищная.Военная, дипломатическая, политическая, финансовая, экономическая и т. п.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Словарь эпитетов русского литературного языка, Горбачевич К.С., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Топонимический словарь Центральной России, Смолицкая Г.П., 2002
    • Словарь трудных случаев употребления созвучных слов в русском языке, Сурова Н.В., Тюменцев-Хвыля М.В., Хвыля-Тюменцева Т.М., 1999
    • Словарь эпитетов русского литературного языка, Горбачевич К.С., Хабло Е.П., 1979

    Следующие учебники и книги:

    • Словарь русских личных имен, Около 2600 имен, Никандр А.П., 1966
    • Словарь русских фамилий, Никонов В.А., Крушельницкий Е.Л., 1993
    • Русский семантический словарь, Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений, Шведова Н.Ю., 2002
    Добавить комментарий