Блог
200 0

Что означают буквы и цифры на объективе. Обозначения и маркировки на объективах Canon

При покупке фотоаппарата нужно помнить, что какую бы сверхмодную светочувствительную матрицу не установил производитель, и в какой бы стильный корпус ее не упихал, изображение будет формироваться в первую очередь с помощью объектива. Поэтому при выборе любого фотоаппарата - будь то компакт или зеркальная камера - нужно знать, на что способна его оптическая система. А для этого необходимо понимать, какие параметры на что влияют и что означают.

Фокусное расстояние

Главное, что нужно знать, - эквивалентное фокусное расстояние определяет угол зрения объектива и степень приближения объектов. Пишется оно на корпусе объектива и представляет собой две цифры - минимальное и максимальное значение. На минимальном фокусном расстоянии угол обзора объектива будет максимальным, и в кадр попадет большее количество объектов. На максимальном - угол обзора будет меньше, объектов - тоже меньше, но зато они будут ближе. Для большинства повседневных задач хватает объективов с фокусным расстоянием от 20 до 100 мм. Объективы со значениями ЭФР больше 100 мм («телевики») нужны для съемки удаленных объектов типа птиц и зверей в зоопарках, меньше 20 мм (широкоугольники) - для съемки панорам либо архитектуры.

В большинстве компактных камер используются объективы с диапазоном фокусных расстояний от 35 мм и выше. Этого хватает практически на все цели - но иногда все же широкого угла не хватает. Если планируется снимать архитектуру или пейзажи, стоит обратить внимание на фотоаппараты Panasonic - в их линейке компактов есть модель с широкоугольными объективами - Lumix DMC-FX01. Или на Kodak - у модели V705 минимальное эквивалентное фокусное расстояние составляет всего 23 мм.

У зеркальных камер проблем почти нет - любой производитель обеспечивает покупателей большим ассортиментом сменных объективов на любой вкус: от «рыбьих глаз» с ЭФР от 10 мм до огромных «телескопов» с ЭФР до 1200 мм. Были бы деньги - подобные объективы зачастую стоят как небольшой автомобиль. В комплекте с новой камерой, скорее всего, окажется простенький универсальный объектив с ЭФР 17-80 мм, 18-55 мм или чем-то подобным.

Эквивалентное фокусное расстояние

Есть два разных понятия - эквивалентное фокусное расстояние и истинное фокусное расстояние. Первое - это стандартное значение, которое используют для сравнения различных фотоаппаратов и объективов. Истинное расстояние зависит от размера самого объектива и матрицы - а для зеркальной камеры и компакта эти значения будут разными.

Эквивалентное расстояние приводится к истинному простой математической операцией - умножением фокусного расстояния объектива на коэффициент «кропа». Для цифровых зеркалок значение кропа равно 1,6 или 1,5 - в зависимости от модели. Таким образом, объектив с цифрами 18-55 мм на корпусе превращается в объектив с фокусным расстоянием 29-88 мм.

Цифры, указанные на компактах, умножать ни на что не нужно - истинное фокусное расстояние для них чаще неизвестно и никакой полезной информации не несет.

«Фиксы» и «зумы»

Все современные фотообъективы можно разделить на две большие группы. В первую мы отнесем всю оптику с неизменяемым или фиксированным фокусным расстоянием - это так называемыефикс-объективы. Вторую группу составляютзум-объективы, у которых этот показатель может изменяться. В настоящее время «фиксы» используются либо в самых дешевых компактных фотоаппаратах, либо в крутой профессиональной фототехнике, в основном для студийной съемки. Они относительно просты в изготовлении и обеспечивают отличное качество изображения. В компактах это позволяет удешевить конструкцию, сохранив приемлемое качество изображения. В профессиональной технике, благодаря простой оптической конструкции, можно достичь потрясающего качества картинки, причем не задирая цену устройства до небес.

Подавляющее большинство камер, начиная с компактных фотоаппаратов и заканчивая профессиональной аппаратурой, оснащены оптикой с переменным фокусным расстоянием. Если вы захотите снять пейзаж, то вам, как уже говорили, потребуется небольшое фокусное расстояние, а если маленькую букашку или портрет - то наоборот, большое. Поэтому проще использовать один единственный зум-объектив, который позволит снять и то и другое сразу. Такая оптика хороша тем, что позволяет фотографировать из одной и той же точки абсолютно разные сюжеты. Это хорошо заметно при использовании так называемыхультразумов, то есть объективов с 10-12-кратным увеличением. С помощью такого объектива можно снимать как горные пейзажи, так и альпинистов, карабкающихся к соседней вершине. Дикие животные, птицы, водопады на противоположном берегу реки - это примеры объектов, к которым в реальности очень трудно приблизиться. Так что расхожее мнение, что «лучший зум - это ноги», в корне неверно. Хороший объектив с широким диапазоном фокусных расстояний способен оказать фотографу неоценимую услугу. Расплата за такую универсальность - значительная потеря качества изображения.

Оптический и цифровой зумы

Из диапазона фокусных расстояний конкретного объектива высчитывается параметр, называемый «оптическим увеличением» или «кратностью зума». Рассчитывается он путем деления наибольшего фокусного расстояния на наименьшее. При этом получается та цифра, которую обычно гордо указывают на коробке и на самом фотоаппарате. Например, у объектива с фокусным расстоянием 35-420 мм будет 12-кратный зум. Оптический зум - вещь в жизни, безусловно, очень полезная и нужная, но со своими «подводными рифами».

Первый риф заключается в сложности изготовления такого объектива и его высокой цене. Поэтому стоит помнить - дешевых ультразумов не бывает. Если нашелся в продаже фотоаппарат с зумом от 10x и ценой до 300 условных единиц - ищите подвох. Скорее всего, найдете его в качестве картинки - отсутствии резкости и контрастности.

Вторая проблема заключается в том, что на «длинном конце», то есть на максимальных значениях фокусного расстояния, даже самые мелкие и незаметные перемещения камеры приводят к смазыванию изображения. Поэтому приходится выставлять короткую выдержку (от 1/125 с при максимальном зуме в 12х). Оптический стабилизатор изображения ситуацию тут кардинально не поправит, на него можно не рассчитывать. В ситуациях, когда это невозможно - сумерки, затемненная комната, - от использования максимального приближения стоит отказаться. Вообще, как показывает практика, нормально фотографировать на «длинном конце» можно только при ярком солнечном свете.

Здесь стоит несколько отвлечься от основной темы и сказать пару слов оцифровом зуме. Многие производители, желая привлечь покупателей, оснащают этим режимом любительские фотокамеры. К сожалению, такое увеличение изображения не имеет ничего общего с изменением фокусного расстояния. Процессор камеры просто-напросто берет центральный фрагмент только что отснятого кадра и увеличивает его методом обыкновенной экстраполяции пикселей, а при этом серьезно ухудшается качество снимка. Так что при выборе фотоаппарата ни в коем случае не обращайте внимания на этот показатель, а если вы все же приобретете камеру с функцией цифрового зума, отключите ее раз и навсегда. Если же у вас появится желание увеличить какой-то фрагмент кадра, вы без особого труда сможете сделать это на компьютере с помощью любого графического редактора. Результат будет гораздо лучше - ведь алгоритмы обработки изображения, заложенные в недорогой цифровой фотоаппарат, никогда не сравнятся с мощной логикойAdobe PhotoShopили любого, даже простейшего редактора изображений.

Читаем маркировку объектива

Давайте попробуем попрактиковаться и применить полученные знания при чтении маркировки объектива. Например, на оптике написано:18-55, 3.5-5.6. Это расшифровывается так: зум-объектив с фокусным расстоянием, которое изменяется от 18 до 55 миллиметров, со светосилой 3,5 при минимальном значении фокусного расстояния и 5,6 - при максимальном. Делаем простые расчеты и делим 55 на 18. Получается, что кратность зума у этого объектива равна трем. Светосила при этом никак не пересчитывается, так как она есть величина относительная и не зависит от размера матрицы.

На более сложных и дорогих объективах можно встретить маркировку16-35 mm 2,8. Это означает, что на всем диапазоне фокусных расстояний светосила постоянна и равна 2,8.

Также встречается маркировка типа 50 mm, f/1,8. Такое обозначение соответствует объективу с постоянным фокусным расстоянием 50 мм и светосилой 1,8.

Светосила

Максимальное количество света, которое может пропустить объектив на том или ином фокусном расстоянии без потерь качества за счет аберраций, и является егосветосилой. Чем меньше значение, тем больше света пропускает оптическая система и, соответственно, выше качество и класс объектива. Существуют также объективы с постоянной светосилой на всем диапазоне фокусных расстояний. Это дорогое, но качественное решение.

Значение светосилы от 2,8 до 4 позволяет снимать с рук даже в условиях недостаточного освещения. Чем выше этот показатель, тем сложнее будет избежать смазывания изображения - невысокая светосила не даст установить короткую выдержку.

Аберрации

Аберрации - это искажения изображения, возникающие из-за несовершенства объективов фотоаппаратов. Представить себе, что такое аберрации, можно на примере обычной лупы. Наведите ее на мелкий печатный текст. В центре вы увидите четкое, хорошо читаемое изображение, но по краям линзы буквы окажутся размытыми. Если сократить диаметр нашей линзы с помощью куска черной бумаги с отверстием посередине, то удастся добиться значительного уменьшения аберраций. Диафрагма фотообъектива работает почти так же, как черная бумага, но позволяет регулировать диаметр отверстия, через которое проходит свет. В результате повышается резкость изображения - за счет увеличения выдержки.

Линзы изготавливаются из разных сортов стекла, поэтому их свойства могут значительно отличаться друг от друга. Если в определенной последовательности собрать в одну систему несколько разных оптических элементов, то они будут во многом компенсировать искажения друг друга. Такая методика используется даже в объективах простых компактных фотоаппаратов. Их оптика может состоять из шести или девяти элементов, в дорогих профессиональных объективах количество линз может достигать пятнадцати, а то и двадцати штук. Для построения таких сложных систем производители применяют высокотехнологичные линзы с многослойным просветлением, а также дорогие марки стекла.

Создание сложной оптической системы для объектива с переменным фокусным расстоянием - задача трудная. Так как в таких системах линзы перемещаются относительно друг друга, то конструкторам приходится учитывать влияние множества факторов во всех положениях зума. Как правило, невозможно скомпенсировать аберрации во всем рабочем диапазоне объектива - какой-то их вид будет сильнее проявляться на одном конце фокусного расстояния, а какой-то - на другом. Ичем больше коэффициент увеличения объектива, тем сильнее будут аберрации.

Руководство по выбору

  • Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций и меньше светосила.
  • Чем компактнее оптическая система, тем сильнее она подвержена аберрациям, поскольку требования к размерам не позволяют разместить в объективе достаточно большое количество оптических элементов. К тому же, чем меньше линза, тем меньше она похожа на свою идеальную математическую модель.
  • При прочих равных следует выбирать камеру с более светосильным объективом. Впрочем, большая светосила автоматически подразумевает и более высокую стоимость.
  • Закрытие диафрагмы положительно влияет на уровень аберраций. Поэтому, если съемочная сцена достаточно хорошо освещена, лучше не открывать диафрагму на максимум.

В данной статье мы поможем разобраться с обозначениями, которыми маркируются современные объективы компанииNIKON. На сегодняшний день в своих цифровых фотокамерахNIKONиспользует два байонета:Nikon FиNikon 1 mount(или еще называютNikon CX).

БайонетNikon Fбыл представлен в 1959 году и дожил до наших дней, правда оброс немалым количеством усовершенствований и обновлений. Справедливости ради нужно сказать, что даже самые древние не автофокусные объективы 60-х годов можно накрутить на современные цифро-зеркальные камеры и получить работоспособную систему (правда, не всегда и с некоторыми ограничениями и оговорками). Стоит также добавить, что некоторые старые объективы полностью НЕ СОВМЕСТИМЫ с современными камерами. В том смысле, что резьба байонета совместима, но пользоваться ими нельзя, так как используются разные рабочие отрезки и есть риск просто сломать зеркало камеры.

Видно как сильно "оброс" электрическими контактами F-банонет. Слева - образца 70-х годов, справа - современный

Nikon 1 mount (Nikon CX)- байонет, используемый в беззеркальных цифровых камерах компанииNIKON. Стандарт был представлен в сентябре 2011 года. Матрица форматаCXимеет кроп-фактор, равный 2,7.

Итак, давайте разбираться.

Первое и основное: Все объективыNIKONпроизводятся под торговой маркойNIKKOR.

Торговая маркаNIKKORпоявилась в 1932 году, как европеизированное написание более раннего вариантаNikkō (日光), который, в свою очередь, являлся сокращением полного тогдашнего названия компанииNippon Kōgaku («Японская оптика»; 日本光学).Nikkōтакже означает «солнечный свет» и является названием одного из японских городов. Первый объектив под торговой маркойNIKKOR,«Aero-NIKKOR», был выпущен в 1933 году (взято в Wikipedia - прим. авт.).

Существует два основных разветвления объективов для байонетаF, предназначенных для определенных типов цифровых зеркальных камер - этоFXиDX.FX- объективы для полнокадровых зеркальных камер,DX- для неполныхAPS-Cматриц («кропнутых» матриц - кроп-фактор = 1.5). Обратите внимание, что аббревиатуруFXна корпусе объектива вы не встретите. То есть, если нет обозначенийDX,CXили1 NIKKOR, значит перед вами объектив для полнокадровых камер -FX.

Таким образом:

  • ОбъективыFXможно использовать и с полнокадровыми камерами и сAPS-C(кропнутыми) камерами. Но при использовании с кропнутыми камерами, нужно учитывать кроп-фактор -1,5.
  • ОбъективыDXможно накрутить на полнокадровые камеры, но использовать не желательно, так как нельзя будет получить полное изображение из-за уменьшенного рабочего отрезка объектива. В итоге, на фотографии будет сильное виньетирование - закругленные черные углы. Современные полнокадровые камеры обладают функцией «использование DX-кадра», позволяющей использовать только среднюю часть матрицы для получения изображения при помощи объективовDX, но полноценной «защиты от дурака» - нет.
  • ОбъективыFX/DXне имеют резьбовой совместимости с камерамиNikon 1, так как применены разные байонеты, но использовать их возможно через специальный переходникFT1. Правда, возможно ТОЛЬКО использование объективовAF-S(о них - в статье дальше),да и то не всех. Подробнее таблицу совместимостей можно посмотреть.
  • ОбъективыCX / 1 NIKKORтехнически не совместимы сFX / DXкамерами.

Выше рассмотрены характеристики объективов, отталкиваясь от принадлежности их к определенному типу камеры. Но фактически, первые обозначения в названии объектива, которые вы встретите будут касаться его принадлежност к "автофокусности" или специализированному назначению:

  • AF(Autofocus) — автофокусные объективы без встроенного мотора фокусировки. В них используется встроенный в камеру мотор для автофокусировки («отверточная» камера). Если на камере отсутствует "отвертка" (во всех новых бюджетных камерах ее нет), объектив будет работать без автофокусировки.
  • AF-S(AutoFocus Silent wave motor) — новое поколение объективов с мотором автофокусировки, для таких объективов не требуется наличие «отвёртки» в камере, фокусировка осуществляется посредством электронных связей объектива-камеры.
  • AF-P -автофокусные объективы, оснащенные шаговыми микродвигателями. Шаговый двигатель позволяет осуществлять очень тихую, быструю, а главное - точную фокусировку.
  • PC -(Perspective control) - объективы с возможностью регулировки сдвига и наклона перспективы, именуемые обычно Tilt-Shift (тильт-шифт) объективами.Tilt- наклон,Shift- сдвиг (англ.). Все тильт-шифт объективы - не автофокусные (только с ручной фокусировкой).
  • PC-E-тильт-шифт объективы с ручной фокусировкий и (E) электронным приводом диафрагмы.
  • Если подобные обозначенияотсутствуют, значит перед нами - неавтофокусные объективы с ручной фокусировкий дляFX-камер (полный кадр).
  • Все без исключения объективыCX / 1 NIKKORявляются автофокусными.

Кроме того, Вам могут встретиться еще такие обозначения, но все они относятся к объективам, которые уже достаточно давно сняты с производства, и данные обозначения на новой продукции не встречаются:

  • A / Pre-AI -первыеобъективы с ручной фокусировкой и ручным индексированием диафрагмы, появившиеся под F-байонет.
  • AI / AI-S(Automatic Indexing)— объективы без автофокуса, но уже с электронным индексированием диафрагмы
  • AI-P— объективы без автофокуса, аналогично предыдущим, дополнительно снабжены электронным экспозамером.
  • AF-N(AF-new cosmetics)— объективы с прорезиненным кольцом ручной фокусировки. Тоже самое, что и AF, только с "нормальным" кольцом фокусировки, которым можно было пользоваться. Так как первые версии AF предпологали ненужность фокусировки руками, кольцо фокусировки было маленьким, тугим и непригодным для использования. С какого то момента, необходимость такого обозначения отпала, так как все объективы начали делать с удобным фокусировочным кольцом.
  • AF-D(AF-Distance Information)— объективы с возможностью передавать камере расстояние до объекта. В настоящие время, на современных объективах, это обозначение не используется так как все новые объективы оснащаются такой возможностью.
  • AF-I (AF-Internal Motor)— первое поколение объективов со встроенным мотором автофокусировки. Поначалу им снабжались только очень дорогие телефокусные объективы.

После вышеперечисленного, в названии объектива, можно встретить еще такие обозначения:

Micro(Макро-объектив) - обозначение специализированных объективов, предназначенных для для мАкросъемки). Кажется, толькоNIKONрешили всех перехитрить и как-то "ни как у всех" обозначить этот тип линз).

Fisheye(Рыбий глаз)-разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией (в данном случае - бочкообразным геометрическим искажением). От обычных короткофокусных объективов отличается прежде всего углом поля зрения, близким к 180° или превышающим его.

Zoom(ЗУМ-объектив) - раньше обозначались объективы с переменным фокусным расстоянием. Сейчасzoom- уже не пишут.

Далее, следует числовое обозначение. Одним числом (например - 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются ФИКС объективы. Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 70-200mm, 100-400mm), ЗУМ-объективы с переменным фокусным расстоянием, от минимального до максимально возможного.

Потом всегда указываются максимально возможные, для этого фокусного расстояния, значения. Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

  • 1:1.8 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
  • 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Выше рассмотренные обозначения - фокусное расстояние и диафрагма, это основные параметры, которые присутствуют всегда и на всех объективах.

Кроме них, в названии объектива можно встретить еще и такое:

  • VR(Vibration Reduction) — оптический стабилизатор изображения
  • D(D-type) - объективы, которые передают информацию о расстоянии до объекта съемки в корпус автофокусных фотокамер. Основное преимущество D-type объективов - возможность использование автоматического TTL режима вспышки, так как именно там имеет ключевое значение расстояние до объекта.
  • G(G-type) — современные объективы, не имеющие кольца диафрагмы, диафрагма устанавливается из меню фотокамеры. Они, как и D-type - тоже передают информацию о расстоянии до объекта.
  • E(E-type) - то же, что и G-type, только диафрагма закрывается электромагнитным мотором, встроенным в корпус объектива (в G - она закрывается механическим элементом)
  • ED(Extra-low Dispersion) - в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.
  • FL(Fluorite) - применяется флюоритовый элемент, обладающий исключительно низким коэффициентом рассеивания и устраняющий вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло (ED)
  • IF(Internal Focusing) - объектив не меняющий физических размеров при зумировании, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.
  • PF(Phase Fresnel) - применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций.
  • II, III- римские цифры в обозначении обозначают просто обновленную версию объектива, не более того.

Кроме того, на корпусе объектива могут попадаться еще и такие обозначения:

  • SIC(Super Integrated Coating)- объектив с многослойным просветляющим покрытием, которое помогает сократить двоение изображения и блики до минимального уровня.
  • AS (Aspherical)- в объективе используются асферические элементы для устранения сферических аберраций, комы и прочих искажений.
  • HRI (High Refractive Index)- использование линз с высоким коэффициентом преломления, позволяющие компенсировать как искривление поля, так и сферические аберрации.
  • ML(Meniscus Protective)- cкругленный менисковый защитный стеклянный элемент устанавливается спереди объектива для минимизации двоения изображения путем рассеивания света, отраженного от матрицы или пленки и защитного стекла. Использование менисковых защитных линз гарантирует получение четких изображений.
  • N(Nano Crystal coat)- использование нанокристаллического покрытия, позволяющего уменьшить блики и отражения.
  • SWM(Silent Wave Motor)- ультразвуковой фокусировочный мотор, который используется в AF-S объективах.
  • CRC(Close Range Correction)- система коррекции, помогающая фокусировке на короткой дистанции. Система CRC используется в объективах типа «рыбий глаз», широкоугольных объективах, объективах Micro, а также в некоторых телеобъективах NIKKOR среднего диапазона.
  • RF (Rear Focusing)- фокусировка задней группы линз. Фактически - частный случай внутренней фокусировки (IF).
  • RD- закругленная диафрагма. В закругленной диафрагме используются лепестки, разработанные для создания круглого отверстия для получения более красивого смягчающего эффекта размытия.
  • DC(Defocus Control)- в объективе есть функция контроля боке, позволяющая получить более интереское размытие заднего плана. Особенно актуально в портретной съемке.
  • Noct— светосильная оптика для астрофотографии.

Обратите внимание, что не все обозначения могут быть нанесены на корпус объектива. Так как многие технологии уже стали правилом "хорошего тона" и применяются практически во всей линейке продукции (как напимерHRIилиSIC), упоминанио о них вы найдете только в спецификациях современных объективов - в мануале или на сайте.

Кроме того, стоит упомянуть технологии, которые встречаются пока что, только в объективахCX (1 Nikkor)для беззеркальных систем:

  • AW(All Weather)- водонепроницаемые объективы для водонепроницаемых камер ;
  • PD-Zoom(Power Drive Zoom)- объективы со встроенным мотором для зумирования, предназначенные в первую очередь для съемки видео. Смысл в том,что трансфокатор не крутим руками, а нажимая рычаг - плавно приближаем/удаляем.

Ну и напоследок - рассмотрим элементы управления, которые тоже можно встретить на корпусе определенных объективов:

Все вышеуказанные рычаги управления меняют определенные функции, встроенные в объектив.

A - M- включение и выключение автофокуса. Обратите внимание, что при включенном автофокусеА- крутить кольцо фокусировки нельзя, так как можно сломать фокусировочный механизм,

M/A - M- включение и выключение автофокуса. Но при включенномМ/Арежиме автофокус работает до тех пор, пока вы не начнете крутить кольцо фокусировки, после чего автофокус выключается и можно руками производить дофокусировку. Как только отпускаете фокусировочное кольцо - снова включается автофокус.

A/M - M- тоже включение и выключение автофокуса. Разница сM/Aв том, что автофокус работает постоянно, и если вы вдруг случайно задели рукой фокусировочное кольцо, автофокус вернет фокусировку туда, куда нужно, то есть объектив в приоритет ставит автоматическую фокусировку. А вот уM/A, приоритетом является ручная фокусировка, и если вы руками "дофокусировались" - автоматика поправлять Вас не будет.

FULL - (∞ - 3m)- уточняет дистанцию, на которой будет осуществляться фокусировка. В данном случае, если объект явно ближе 3-х метром, включаемFULLрежим. Если дальше 3-х метров, то переключаем ползунок во второй режим (от 3 метров до бесконечности). Эта функция нужна для того, чтобы "продлить жизнь" фокусировочному мотору, так как он, при переключении определенного режима, не будет делать лишнюю работу, понимая с какой дистанции "ловить" объект в фокус.

VR (ON - OFF - NORMAL - SPORT)- включение и выключение оптической стабилизации изображения, а также специфические функции использования стабилизатора. Необходимо, в первую очередь, для съемки со штатива, так как стабилизацию в этом случае желательно выключать.

Кроме вышеперечисленных, Вам могут попадаться еще какие-то специфические рычаги включения или выключения тех или иных функций, в этой статье пока что не описанных. Мы будем стараться осветить их в обзорах конкретных объективов на нашем сайте.

Вообще, уNIKON, в связи с попыткой сохранить старый байонет, а соответственно и совместимость старой оптики с новыми камерами, появилось огромное количество разного рода "нюансов и тонкостей", не вникнув в которые можно купить "не совсем то", что подходит именно для вашей камеры.

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что покупая новую технику одного поколения - таких "нюансов" будет немного,NIKONпроводит большую работу унифицируя свои продукты, а возникнуть они могут только при покупке элементов разных поколений. Например - старого б/у объектива к современной камере.

Надеюсь, эта статья ответит на многие вопросы и поможет Вам в выборе. Со временем она будет обновляться и "обрастать" новой информацией - следите за обновлениями и оставайтесь с нами!

Выбирая объектив, важно знать все его характеристики. Для описания всего того огромного количества технологий, которые используются при создании современных объективов, существуют специальные обозначения. Их можно увидеть в Интернете и на коробке. Эта информация поможет вам в выборе объектива.

Итак, мы представляем вам расшифровку всех сокращений, которые использует компания Nikon в маркировке своих объективов.

Компания Nikon никогда не меняла свой байонет, это позволяет вам установить на свою цифровую камеру любой объектив, выпущенный компанией Никон.

ED (Extra-low Dispersion)– Использование в объективе линз со сверхнизкой дисперсией, что ведёт к получению резких изображений с качественной цветопередачей при минимальных хроматических аберрациях.

AF-S– В этих объективах для автофокуса используется ультразвуковой мотор SWM (Silent Wave Motor), который обеспечивает очень тихую, быструю и точную фокусировку. С этими объективами могут работать все новые камеры, включая младшие модели, в которых отсутствует “отвёртка”.

AF– Первое поколение автофокусных объективов. Для работы автофокуса требуется наличие “отвёртки”, без неё придётся фокусироваться вручную. В объективах работает электронный экспозамер и подтверждение фокуса.

IF (Internal Focusing)– Конструкция объектива, в которой при фокусировке перемещается внутренний блок линз. За счёт того, что объектив не меняет своего размера, он быстрее фокусируется и более удобен для работы со светофильтрами, для которых важно их расположение, например, с поляризационными и градиентными.

RF (Rear Focusing)— Схема объектива, при которой для фокусировки используются только задняя группа линз. Это ускоряет процесс фокусировки.

DX– Объективы с данной отметкой созданы для кропнутых камер. При установке объектива на камеру с полнокадровой матрицей она переключится в DX-режим.

VR (Vibration Reduction)– Система стабилизации даёт возможность снимать резкие кадры при недостаточном освещении без штатива. На практике позволяет снимать на выдержках на три ступени длиннее, чем обычно. Очень актуальная функция для телеобъектива.

Micro– Объектив для макросъёмки в масштабах до 1:1.

PC-E (Perspective Control)– Tilt-Shift объективы позволяют корректировать перспективу изображения с помощью сдвига либо наклона группы линз относительно оптической оси. Объективы применяются в основном в архитектурной и предметной съёмках. Не автофокусные, дорогие и очень классные. В ближайшее время мы посвятим отдельную обзорную статью этим замечательным объективам и их возможностям.

24-70 mm– Диапазон фокусных расстояний.

f:2.8– Максимально доступная диафрагма (светосила) объектива.

f:3.5-5.6— Диапазон максимально доступных диафрагм для зум-объективов. Диапазон связан с фокусными расстояниями, данный диапазон указан для объектива 18-200 мм, для 18 мм максимальная диафрагма составляет f:3.5, для 200 мм соответственно f:5.6.

DC (Defocus Control)– Объективы, позволяющие управлять степенью и рисунком зоны нерезкости. То есть по сути управлять бокэ. Эта возможность реализована в нескольких портретных фикс-объективах, например, Nikkor 105 mm DC.

M/A— AF-S объективы оснащаются переключателем, который может выключать автофокус независимо от установок на камере.

G– Это обозначение указывает на поддержку электронного управления работой диафрагмы и, соответственно, отсутствие кольца управления диафрагмой. В каменном веке диафрагма устанавливалась вручную на самом объективе.

CRC (Close-range Correction)– Система коррекции фокусировки на близких дистанциях. Система CRC позволяет получить максимальное качество изображения за счёт того, что при фокусировке отдельные группы линз движутся независимо друг от друга. При этом также увеличивается фокусировочный диапазон. Система CRC используется в некоторых объективах “рыбий глаз”, широкоугольниках, макрообъективах и некоторых телеобъективах.

SIC (Super Integrated Coating)– Суперинтегрированное многослойное покрытие линз, уменьшает переотражения внутри объектива и блики. Это покрытие особенно важно для зум-объективов с большим количеством линз.

Обозначения старых объективов

AI/AI-s– Старые объективы Nikon без автофокуса и экспозамера. Редкие экземпляры можно встретить на барахолках в сети. При невысокой цене эти объективы дают вполне интересную картинку.

AI-P– Это аналог системы AI/AI-s, поддерживающий экспозамер. Без автофокуса.

AF-n– Выпустив первые AF-объективы, оснащённые автофокусом, в компании Nikon решили уменьшить кольцо фокусировки и убрать с него резиновое покрытие, ведь теперь есть автофокус. Достаточно быстро выяснилось, что ручная фокусировка всё-таки очень нужна. В итоге удобное кольцо фокусировки вернули.

AF-D, D– Оснащение объектива процессором, который передает камере информацию о дистанции до объекта съёмки. Благодаря этому реализуются современные возможности камер: матричный замер экспозиции и автоматическая съёмка со вспышкой в режиме i-TTL. В настоящее время эта функция реализована во всех объективах и данное обозначение уже не используется.

AF-I– Первые объективы с встроенными моторами автофокуса. Большая редкость в наше время.

ASP— Объектив оснащён асферическими линзами, которые почти полностью решают проблему аббераций на открытых диафрагмах. Особенно полезны в широкоугольных объективах.

P.S.

В инструкции к камере есть список совместимых объективов, обязательно воспользуйтесь этим списком при выборе объектива.

Для обладателей техники Canon —

На каждом современном объективе есть надписи. Подобная надпись присутствует на всех моделях объективов:SIGMA 28-80mm f3.5-5.6 Aspherical Macro.Так что же она может значить?

Производители объективов:

Рассмотрим всё по порядку.SIGMA- это название фирмы-производителя. Все производители оптики делятся на родных и независимых. Первые - это компании, которые производят фотоаппараты и, соответственно, оптику к ним. Проще будет объяснить на примере. Родным объективом для камеры Canon будет оптика произведенная компанией Canon, а оптика фирмы Sigma является независимой. Не нужно думать, что независимые устройства хуже родных. Не смотря на то, что в паспорте большинства камер написано, что рекомендуется применять родную оптику, устройства сторонних производителей бывают качественней и демонстрируют лучшие результаты. Немаловажен тот факт, что оптика сторонних производителей чаще всего стоит дешевле аналогичной родной. Самыми популярными независимыми производителями оптики являютсяTamron, Sigma, Tokina, Phoenix, Vivitar, Soligor, а также Зенит. У перечисленных производителей есть хорошие и не очень модели. Лучшую оптику выпускают первые три перечисленные компании. Vivitar, Phoenix и Soligor выпускают дешевую оптику. Что касается Зенита, так это обычный представитель отечественного рынка. Как правило, независимые производители выпускают все модели своих объективов для различныхбайонетовPentax K-AF,Nikon D, Canon EF, Konica-Minolta Dynax (Maxxum)и Sigma SA.

Фокусное расстояние:

Обозначение28-80 mm- это фокусное расстояние оптики. Стоит знать, что для 35-мм пленочных фотокамер нормальным значением будет 50 мм. При таком значении угол обзора человеческого глаза и фокусное расстояние объектива совпадают. Также различаюткороткофокусные объективы, фокусное расстояние которых составляет менее 50 мм, а такжедлиннофокусные объективы- более 50 мм. Короткофокусные фотообъективы называютширокоугольными.

Обозначение 28-80 мм говорит о том, что фокусное расстояние можно изменять. Оптика может работать в режиме широкоугольного и длиннофокусного объектива. Такие фотообъективы называют «зум-объективами». За то, что такие объективы могут заменить устройства с короткими, средними и длинными фокусными расстояниями приходится платить уменьшением светосилы из-за наличия большого количества линз. Именно поэтому профессионалы предпочитают использовать объективы, которые предназначены для съемки в определенных условиях с определенными параметрами. Такая оптика позволяет получить более качественные снимки.

Светосила:

Обозначение на объективеf3.5-5.6показывает уровень светосилы, который соответствует размерам диафрагмы. Меньшее значение светосилы объектива позволяет делать более качественные снимки при плохой освещенности. Если указано два числа, то это значения светосилы для фокусного расстояния 28 мм, и соответственно для 80 мм.

Особые обозначения на объективах:

ОбозначениеAsphericalговорит о наличии асферических элементов (линз). Это обозначение появилось из-за того, что асферические линзы дешевые в производстве. Однако их использование приводит к появлению хроматических аббераций на периферии кадра. Эти дефекты проявляют себя в виде цветных ореолов с радужной расцветкой вокруг контрастных элементов изображения. Линзы с пологой, а не сферической поверхностью избавляют оптику от этого недостатка.

Последнее обозначение - этоMacro, которое говорит о том, что при помощи данного объектива можно снимать в одноименном режиме.

Все рассмотренные обозначения являются основными, однако на объективах можно встретить дополнительные аббревиатуры, напримерEX, DG, APO, VR, ED-IFиIF-ED, DC и другие.Каждая надпись свидетельствует об улучшенных характеристиках или уникальных свойствах оптики и соответственно существенно увеличивает стоимость устройства. Рассмотрим два примера: обозначениеLD(Low Dispersion) говорит о том, что линзы изготовлены из низкодисперсного стекла;,VR- vibration reduction, наличие оптического стабилизатора.

Также очень важен параметрпросветления оптики.Он значительно влияет на качество снимка, его контрастность и наличие бликов.

Если же вы любитель и не хотите много переплачивать и вникать в премудрости оптической фототехники, то просто используйтештатные объективы.

Добавить комментарий