Блог
773 0

Бутылочная технология изготовления крыла авиамоделей. Авиамодель из бутылки

Бутылочная технология - как сделать авиамодель из ПЭТ бутылки

В основе бутылочной технологии изготовления авиамоделей лежит способность ПЭТ бутылок из под пива и газировки сжиматься при нагреве.

Я не претендую на авторство бутылочной технологии, сам изготавливал только капоты для авиамоделей по гипсовым болванкам. На полноценный фюзеляж авиамодели из ПЭТ бутылок у меня не хватает терпения. Уж слишком долго изготавливать болванку для бутылочника. А клепать в последствии десятки и сотни моделей с одной болванки я не вижу смысла.

В первый раз с бутылочными моделями самолетов я познакомился на. Туда их привозил Алексей Миронов (rcred).

Сама технология проста - на болван надевается бутылка с обрезанным дном и усаживается с помощью термофена или газовой плиты. С одного болвана можно изготовить неограниченное количество пластиковых заготовок фюзеляжа для авиамоделей за весьма малое время.

Авиамодель изготовленная по бутылочной технологии - бутылочник, весьма стойкая к повреждениям. Попробуйте сломать обычную пластиковую бутылку - она деформируется, а потом принимает прежний вид. Если бы не сложность изготовления, то именно бутылочники можно рекомендовать новичкам! Сломать морковкой бутылочную авиамодель - весьма проблематично!

Основной проблемой в бутылочной технологии является изготовление болвана. Болван изготавливают из дерева. Склеивают 4 бруска на ПВА, дают клею хорошенько полимеризоваться, а потом, используя нож, долото, наждачную бумагу и другие инструменты для работы по дереву изготавливают болванку для фюзеляжа авиамодели.

В статье используются фотографии Алексея Миронова (rcred).

Я пробовал делать болван из пеноплекса, грунтовал его Титаном, но пеноплекс не выдержал температуры внутри бутылки, начал деформироваться и сжиматься. Так что дерево для изготовления болванок наиболее подходящий материал по доступности, простоте обработки и стойкости болвана при изготовлении.

Технология осаживания бутылки на болванку проста. Подбираем бутылку подходящего размера, отрезаем у нее дно, вставляем в бутылку болван и начинаем осаживать термофеном. Необходимо равномерно прогревать бутылку, добиваясь одинаковой усадки бутылки с обеих сторон фюзеляжа.

Горлышко с крышкой бутылки выводится на уровень установки мотора (спереди). Там его можно будет срезать и не потерять, при этом, внешнего вида авиамодели. В хвостовой части это не так важно, так как она отрезается

На фюзеляж тратится 2 бутылки. Или больше, тут все зависит от рамера модели самолета.

Для снятия готовой заготовки с болвана может понадобится сделать разрез по низу. Но лучше предусмотреть сужение болвана к носу и хвосту, а так же не делать декоративных выступающих частей. Их лучше изготовить отдельно и устанавливать на авамодель после сборки.

Две части заготовки склеиваются между собой на клей Момент. Необходимо только тщательно зашкурить и обезжирить места склейки.

Сервомашинки и приемник обматываются бумажным скотчем и приклеиваются прямо к стенке изнутри фюзеляжа.

Для крепления крыла вклеиваются закладные части с гайками или пластиковыми дюбелями.

Радиоуправляемая модель самолета изготовленная по бутылочной технологии не нуждается в жестком каркасе. Максимум что стоит сделать, вклеить полушпангоут из 2-3 слоев потолочки в месте, где вы берете авиамодель рукой. Для того, что бы она не проминалась и не выскальзывала из пальцев.

Окраску можно производить любыми красками - акриловыми, краской в балончиках из автомагазина и тд. Необходимо только "заматировать" бутылку мулкой шкуркой и обезжирить перед покраской.

Крыло для авиамодели изготавливается из цельного пенопласта с помощью резки струной. Необходимо вклеить лонжерон и обтянуть крыло скотчем. Можно сделать по потолочной технологии на одном лонжероне, как например в или с помощью нервюр и лонжерона, как в.

Хвостовая часть бутылочника изготавливается из коропласта (ячеистый полипропилен) или потолочки с обтяжкой скотчем. Последнее более просто в изготавлении, вполне хватит 2-х слоев потолочки, без дополнительного укрепления. Хвостовая часть собирается отдельно, вставляется в фюзеляж и крепится с помощью клея и штифтов, в качестве которых можно использовать половинки зубочисток.

Остается только оснастить бутылочник электродвигателем, сервами, приемником и отправляться в полет!

Авиамодель из пластиковой бутылки делается весьма просто, особенно если уже есть готовый болван, если нет, то большая часть времени уйдет на его изготовление.

Для изготовления болвана фюзеляжа самодельной радиоуправляемой авиамодели используется дерево. Берется подходящий брусок или склеивается на ПВА несколько брусков и на них наносится контур фюзеляжа самолета и его вид сверху.

Теперь с помощью ножа обстругивается лишнее, болван обрабатывается наждачкой.

Чем более гладким будет болван – тем проще с него будет снять пластиковую корку фюзеляжа.

Обычно одной бутылки не хватает на весь фюзеляж, поэтому используется две штуки.

На фотографии они показаны надетые одновременно, но, на самом деле, надеваются по очереди.

Вот задняя часть фюзеляжа, надета и осажена с помощью строительного термофена или над газовой кухонной плиткой.

Что бы готовую часть фюзеляжа можно было снять – внизу делается разрез. Точно так же делается и передняя часть фюзеляжа.

Внутри фюзеляжа делается набор (распорки или шпангоуты) в районе склейки двух частей фюзеляжа самодельной авиамодели и там, где будет авиамодель браться рукой (обычно за кабиной) при запуске.

Между собой части фюзеляжа склеиваются циакрином (суперклеем), перед склейкой тщательно зачистите места слейки наждачной бумагой и обезжирьте ацетоном.

Крыло авиамодели режется струной или делается плоским, как в статье Простое изготовление авиамодели своими руками

Остается только окрасить авиамодель и можно отправляться в полет.

При правильном подходе у вас будет целая эскадрилья авиамоделей из бутылок!

Как видите – не требуется больших расходов для того, что бы сделать авиамодель своими руками.

Статья написана по материалам сайта

Различные интернет-магазины сейчас, можно сказать, завалены всякой всячиной для технических видов хобби, и любую деталь или материал для будущей модели можно купить. Но многие из них можно купить прямо возле дома или сделать самостоятельно из подручных вещей или даже из хлама.

Начну с основного, так сказать, материала, из которого делаются многие авиамодели - это потолочная плитка, депрон (подложка под ламинат) и пеноплекс (оранжевый утеплитель). Пожалуй, кроме электроники, это единственные материалы, которые, придется специально купить в магазине (если, конечно, после ремонта они нигде не завалялись).

Потолочная плиткапродается в любом магазине для ремонта. Толщина плитки - 4 мм. Стоит отметить, что потолочная плитка бывает разная как по форме, так и по плотности. Это стоит учитывать при выборе, потому что некоторые ее виды очень хорошо гнутся вдоль волокон, а некоторые настолько жесткие, что из них лучше вырезать жесткие элементы конструкции (нервюры, шпангоуты). Кроме того, бывает плитка в форме квадратов 50 на 50 см, а бывает в форме прямоугольников 20 на 100 см. Второй вариант хорошо подходит для изготовления фюзеляжей, чтобы те же боковины были цельными.

Разумеется, плитку лучше выбирать белую, без тиснений и рисунков, однотонную, чтобы ее рисунок не просвечивал сквозь скотч и краску, и гладкую, без неровностей на изнаночной стороне.

Депрон(подложка под ламинат) - продается в магазинах напольных покрытий обычно пластинами 50 на 100 см по 10 штук в упаковке. Толщина - 3 мм (но иногда встречается и тонкий, около 1,5 мм). Одной такой упаковки хватает на изготовление 4-5 моделей с размахом крыла около метра. Цвет, как и в случае с потолочной плиткой, лучше выбирать посветлей, иначе не видно отметок ручкой, и без рифления.

Пеноплекс- продается в строительных магазинах пластинами 50 на 100 см. Толщина - 25-50 мм. Различается этот материал по плотности и твердости. Некоторые виды можно сминать пальцами, некоторые - твердые как доска.

Данный материал реже используется при изготовлении моделей начального уровня, но потом без него уже сложно обойтись. Так как он хорошо обрабатывается ножом и наждачкой, из него можно вырезать практически любую форму. После обработки детали из пеноплекса, ее поверхность можно загрунтовать клеем ПВА, покрасить и покрыть лаком, после чего деталь (или вся модель) выглядит как покупная.

Фанерадля моделизма нужна тонкая (2-3 мм) и легкая, что вызывает некоторые трудности с ее поиском в обычных строительных магазинах. Лучшим же источником такой фанеры являются деревянные ящики от фруктов, за что ее прозвали «апельсиновой».

В любом супермаркете в таких ящиках лежат различные заморские плоды, а сами ящики зачастую выбрасываются после реализации продукции. Можно подойти к работникам торговой точки и попросить пару ящиков. Одного ящика при разумном использовании хватит на полдесятка моделей.

Рейкинебольшой длины можно получить тоже из фруктовых ящиков, но не из фанерных, а из тех, которые сколочены из тонких дощечек. Такую дощечку можно распилить на или даже обычным лобзиком на тонкие (и очень легкие!) реечки, которые всегда пригодятся для усиления конструкции самолетика.

Кроме того, рейки можно напилить и из обычныхдеревянных линеек, которые продаются в канцелярских магазинах. Их чаще всего используют для изготовления лонжерона крыла.

Еще в моделизме часто используется такое дерево какбамбук- в виде бамбуковых шпажек, зубочисток и палочек для суши. Тонкиебамбуковые шпажкихорошо гнутся над пламенем горелки или плиты, что позволяет делать из них каркасы различной формы. В прямом виде их удобно использовать в качестве тяг рулевых поверхностей и как подкосы для крыльев и хвостового оперения.

Палочки для сушихорошо подходят для изготовления стоек шасси или при изготовлении каркаса моторамы.

Если требуются очень длинные бамбуковые палочки, можно поискать на чердаке бамбуковый коврик или жалюзи, в которых палочки до метра длиной.А для изготовления зальных (очень легких) моделей можно использовать тонкие бамбуковые палочки от небольшого настольного коврика.Так же можно в некоторых случаях использоватьпалочки от мороженого, например в качестве синхронизатора половинок руля высоты.

Жестяные банкииз-под консервов и напитков - источник легкой и тонкой жести, которая хорошо режется ножницами и паяется без особых усилий. Из нее делают, например, основания проволочного шасси.

Или используют жестяные уголки (а так же нитки с клеем) для соединения деревянных элементов каркаса.Велосипедные спицы- очень хорошая и прочная стальная проволока. Из них можно паять стойки шасси для небольших моделей.Для более крупных моделей лучше купить в магазинах «все для сварки»электродыилисварочную проволокунужного диаметра.

Электроды еще можно использовать при изготовлении столика для аппаратуры радиоуправления, предварительно сбив с них весь порошок.

Кроме того, для такого столика пригодитсяплечевой ремешокот старой спортивной сумки.

На многих российских дачах стоят неработающие холодильники, внутри которых запросто может оказатьсяподносиз тонкого дюралюминия. Это идеальный материал для изготовления стойки шасси на небольшую пилотажную модель.

Впрочем, такую стойку можно выгнуть и из кускастыковочной лентыдля линолеума.

Сами колеса для модели тоже можно не покупать, а сделать самостоятельно. Например, изпенорезиныипластиковых карт.

Пенорезину легко найти в упаковках от планшетов или взять часть туристического коврика. Более подробно об этом может рассказать.Но вместо пенорезины можно использовать ипробковые коврики(существует даже пробковая подложка под ламинат), хотя это более редкий вариант.

При работе с потолочной плиткой часто нужнызажимы, чтобы зафиксировать, например, заклеенную кромку крыла. В продаже полно разнообразных зажимов, но их при создании модели требуется до десятка, что выливается в довольно внушительную сумму. На замену придут самые обыкновенныебельевые прищепкиизажимы от вешалок.

Прищепки больше подходят для склеивания деревянных частей либо каких-то внутренних деталей из потолочки, ибо на поверхности этой потолочки остаются весьма заметные следы. Зажимы от вешалок имеют не такую сильную пружину и внутри иногда обклеены мягким силиконом, в результате чего оставляют менее заметные следы. Но, при необходимости, под зажимы можно подкладывать линейки или пластиковые карты, тогда следов от них не будет оставаться совсем.

Пластиковые бутылкив моделизме - это в первую очередь фонари и капоты авиамоделей, которые делаются по так называемой «бутылочной» технологии. То есть методом термоусадки бутылки на деревянном болване. Хотя есть модели, сделанные почти целиком из бутылок.

Деревянный болван, между прочим, можно заменить болваном изпеноблока. Обрабатывается этот материал очень легко, пилить его можно обычной ножовкой по дереву, а шкурить наждачкой его даже проще, чем дерево. А результат такой же.В некоторых случаях, в качестве капота на двигатель можно использоватьколпачки от бутылокс различной бытовой химией.Разумеется, при изготовлении капотов и фонарей нельзя обойти стороной икапроновые колготки. При отсутствии возможности сделать капот способом термоусадки бутылки, можно сделать болван из пеноплекса и сформировать капот из колготок на эпоксидном клее.Об этом тоже есть.

Тонкий пластик, типа бутылочного, например от различных упаковок, можно использовать как имитацию стекла в кабине авиамодели или в качестве петель для рулевых поверхностей.

Вообще,петли в авиамоделизме- это такой же творческий процесс, ибо сделать их можно несколькими способами:

Из жести и проволоки

Из ниток и линеекИз пластика и скоб от степлераИз скотча

Вместо покупных запоров для крышек лючков можно тоже использовать самодельный, из реек, бамбучины ипружинкиот шариковой ручки.

Либо использовать для фиксации крышечкимагнитыот бейджика.Впрочем, об изготовлении различных замков тоже есть.

Самодельные кабанчики в рулевые поверхности можно изготовить изстроительного уголка.

Он удобен в первую очередь тем, что после вклеивания кабанчик не требуется дополнительно усиливать в рулевой поверхности, - хватает его загиба с обратной стороны.При отсутствии уголка сделать кабанчик можно изпластиковой картыили более жесткого пластика от какой-нибудь упаковки. Или из старогокомпакт-диска.Но такой кабанчик нужно фиксировать дополнительным кусочком проволоки или канцелярской скрепки с обратной стороны, иначе его очень быстро выдернет.

Покупные фиксаторы тяг и колес тоже можно заменить самодельными, используя для этого обыкновенныеклеммники. Во многом они даже удобней, так как для их фиксации не нужен тонкий и редкий шестигранник, достаточно простой отвертки.

Тяги рулевых поверхностей можно сделать изстальной проволокицеликом, либо из все тех же бамбуковых шпажек, к которым по концам нитками с клеем примотаны кусочки стальной проволоки.

В качестве боуденов можно использоватьстержни от шариковых ручекиливатные палочки, если тяги из проволоки.

Для тяг из бамбуковых палочек боудены можно сделать изсоломинок для коктейляили изпалочек от воздушных шариков.Вклеивать боудены лучше на эпоксидный клей-пятиминутку.

Теперь обратимся к такой неиссякающей (в плане запчастей для моделизма) части современного быта, какперсональный компьютер, он же РС.

СтарыйCD-DVD-приводот компьютера - это целый клондайк для моделиста.

Во-первых, в нем есть одна или двенаправляющихдля головки, диаметр которых 3 мм. Они идеально подходят на замену погнутого вала двигателя, например.Во-вторых, в самой лазерной головке есть сильные неодимовыемагниты, которые можно использовать в крышке лючка авиамодели для быстрого ее закрывания.

В-третьих, непосредственно самдвигательпривода можно перемотать и использовать по прямому назначению на авиамоделях с толкающим винтом. О том, как перемотать двигатель - есть, а как переделать двигатель под нужды авиамоделизма - вот (и даже есть видеоролики на Ютубе).

Кроме того, из привода пригодятсярезиновые шайбы(под основание двигателя, например, чтобы гасить вибрации) и различныеболтики и саморезы, которыми можно фиксировать различные элементы в моделях.При необходимости, даже самкорпуспривода можно использовать для получения тонких, но прочных металлических пластин.

Компьютерные шлейфыот теперь уже неиспользуемых флоппи-дисководов или от IDE винчестеров замечательно подходят для изготовления удлинителей сервоприводов.

Если длины шлейфа не хватает, можно использовать провода изсетевого кабеля(витая пара), там их 8 жил.Четырехпиновые разъемы питания, точнее контакты из них, можно использовать для соединения проводов двигателя и регулятора, главное затянуть их в термоусадочные трубочки. Впрочем, самипроводатоже можно использовать для двигателя и регулятора.

Если же погнулся вал двигателя на более крупной модели, например, вал диаметром 5 мм, то в качестве замены можно использоватьхвостовую часть сверлаилистержень от отвертки. Но отвертку рекомендуется тщательно измерять штангенциркулем, ибо у них достаточно большая погрешность.

Покупные резинки для просейверов можно смело заменитьколечками от горловин воздушных шариков, либо взятьрезинки для денег.

А вообще,резинкииспользуются и для крышек лючков и даже для соединения консолей крыла в некоторых моделях.

Для разведения эпоксидного клея в небольших количествах удобно использоватькрышечкиот баночек детского питания. При наличии детей этих крышек скапливается достаточно много, и выкидывать их после разового использования не жалко.

Для больших объемов эпоксидки (при изготовлении капота из колготок, например) лучше использоватьпластиковые стаканчики.

Чтобы закрепить внутри модели аккумулятор, регулятор и так далее, продаются специальные ремешки с липучкой. Но вместо таких липучек можно использоватьремешки для лыж(продаются в спортивных магазинах) илилипучки от кабелей питанияноутбуков и другой портативной техники.

Теперь коснемся такой вещи как инструменты и прочие материалы, которые используются в моделизме.

Для начала -клеи:

1.Потолочный клей.Продается в достаточно больших бутылках, но для удобства его лучше переливать в 20-тикубовыйшприц(предварительно, для безопасности, отломав иголку). По названиям ориентировать не имеет смысла, все клеи для потолочки по большей части одинаковые.

2.Клей ПВА.Самый лучший клей для склеивания деревянный деталей каркаса. Более жидкий вариант (или разбавленный) используется для грунтовки готовых моделей или их частей.3.Эпоксидный клей.Нужен какобычныйэпоксидный двухкомпонентный клей - для изготовления капотов и фонарей из колготок, так ипятиминутный- для быстрого склеивания различных частей модели. Есть еще клей-минутка, но его можно использовать только вместе со штатной насадкой-смесителем, на крышечке (при размешивании спичкой) он застывает быстрее, чем его получается хорошо размешать.4.Супер-клей.Немного реже используется при работе с потолочкой, ибо нещадно ее растворяет, но в бальзовых моделях используется часто.

Разноцветный скотч.Продается во многих канцелярских магазинах, но большим разнообразием цветов не блещет. Я встречал только белый, черный, красный, синий, голубой, зеленый, желтый и оранжевый. Еще бывает серый армированный (удобно для усиления передней кромки крыла) и прозрачный.

Все остальные вариации - это какие-то специальные скотчи в полосочку и так далее.

Для работы со скотчем (и с модельной пленкой тоже) понадобится специальныймодельный утюжок, чтобы пришкваривать этот скотч к потолочной плитке или депрону.

Но такой утюжок стоит достаточно дорого, а потому его можно легко заменить обыкновенным утюгом, только сначала нужно хорошо потренироваться и эмпирически подобрать нужную температуру, чтобы потом не оттирать от него остатки расплавленного скотча. В дальнейшем, если хобби сильно увлечет, можно купить в супермаркете по распродаже небольшой утюг или даже разориться на модельный утюжок, но это уже личный выбор каждого.Кроме того, для нарезания цветного скотча на узкие полоски (и даже для вырезания каких-нибудь рисунков) очень пригодитсяоснова от самоклеющихся пленок. На нее можно наклеить скотч, а затем ножницами и резаком вырезать практически любой рисунок или нарезать скотч на тонкие полоски. Скотч от такой основы очень хорошо отклеивается и не теряет своих свойств, а полученную аппликацию можно легко перенести на модель.Пример рисунка из черного скотча.

Если по каким-то причинам работа со скотчем невозможна, модель можно раскраситьакриловыми красками. Но тут тоже есть свои тонкости.

Во-первых, краски светлых тонов не всегда закрашивают следы от ручки на потолочке, что сказывается на внешнем виде модели.Во-вторых, акриловые краски в баллончиках могут растворять потолочку и депрон, так как в их составе есть вещество, вступающее в реакцию с пенопластом, а потому использовать надо краску в тюбиках или банках, а наносить ее кистью или тампоном.

В-третьих, эта краска растворяется водой, а потому модель после покраски желательно покрытьлаком(лучше акриловым).Стоит отметить, что скотч, в отличие от краски, все же существенно добавляет прочности моделям из потолочки, что актуально для начинающих пилотов и в морозы, когда потолочка становится более хрупкой.

Зато покрашенная модель выглядит аккуратней и ярче, а красивая модель, как известно, и летает красиво.

Из покупных инструментов еще может понадобитьсятермоклеевой пистолет. С его помощью удобно фиксировать в модели сервоприводы и прихватывать провода, чтобы они меньше мешались.

Единственное, что не стоит им склеивать, так это непосредственно саму потолочку (встречалось и такое!), потому что термоклей весьма тяжелый, да и его остатки в виде, уж простите меня, соплей, делают внешний вид модели очень некрасивым.

Кроме того, в моделизме может не раз понадобитьсядремельилимикродрель. В супермаркетах продаются весьма недорогие модели, которые даже работают от прикуривателя автомобиля, что позволяет использовать его даже в поле. В комплекте обычно идет большое количество всевозможных насадок для шлифовки, полировки, сверления, расширения отверстий и даже микроболгарка. Но в дешевых моделях, стоит отметить сразу, сверла никудышные, их даже об дерево согнуть можно. Но все остальное весьма неплохого качества.

Некоторые моделисты делают подобие дремеля из обычного авиамодельного двигателя, но вопрос поиска насадок остается открытым, а потому толку от такого дремеля немного.

Конечно, кроме всего, что я перечислил выше, существует еще десятка два инструментов, которые нужны моделистам всех уровней (паяльник, отвертки, шуруповерт, пассатижи, тиски и так далее), но все их перечислять я не вижу смысла, ибо они более очевидны.

На этом хотелось бы данную статью закончить, а для небольшого расслабления предлагаю посмотреть небольшое видео полетов двухметровой модели из депрона и скотча. Да-да, даже такого размера модель можно изготовить из таких простых материалов.

Добавить комментарий