Блог
898 0

Бог ненавидит недоверие ему. Да не беспокойся же ты

Довериться Богу всецело и полностью, значит отказаться от права (которого Бог никогда нам не давал, но мы, люди присвоили его себе) распоряжаться своей жизнью и сознательно подчинить каждый элемент своего бытия нашему Господу и Создателю. Это, значит поверить Богу, что Он действительно имеет достаточно мудрости и силы, чтобы устроить не только земную, но и небесную жизнь своих детей. Это значит - перестать быть "богом" своей жизни. Многие люди в подобных ситуациях хотели бы услышать какие-то рецепты - делай то или не делай этого и всё будет в порядке. На самом деле решение этого вопроса начинается с нашей общей жизненной установки, с нашего правильного понимания себя и Бога.

Неспособность людей практически доверится Богу, является результатом нескольких серьёзных изъянов в духовном развитии. Другими словами существует несколько проблем, которые чаще всего не позволяют нам доверяться Богу полностью.

1) Во первых мы очень плохо знаем Бога. Бог дал нам откровение о Себе - Его Слово, Библию. Но у нас, как правило, мало времени, чтобы читать и изучать её. Поэтому наше знание Бога очень поверхностно. К тому же, даже когда мы читаем Библию, мы часто пропускаем те её места, где она собственно и говорит о Боге, Его характере и Его природе. Нам гораздо интереснее читать повествования или, в крайнем случае, практические заповеди. Так послание к Римлянам нам становиться понятным с 12 главы, а послание к Ефесянам с четвёртой.

2) Вторая проблема, являющаяся прямым следствием первой - у нас нет навыка доверия Богу на практике, потому что мы плохо Его знаем. Кто будет доверять незнакомому человеку конфиденциальную информацию или ключи от дома, даже если вам и сказали что он хороший человек. Доверие строиться в результате хорошего личного знакомства.

3) Третья проблема в том, что большинству христиан трудно даже начать познавать Бога, потому что они практически не доверяют истине о Боге, т. е. Божьему слову, а значит практически верят в ложь, доверяясь в своих делах чему угодно кроме Библии. Конечно, почти все кто называет себя христианами, скажут, что они признают Библию самой святой книгой, но только не живут по ней. Вместо этого они чаще заняты тем, чтобы найти объяснения, почему они не могут исполнить то или другое её повеление. На самом деле, люди верят только той части Библии, по которой стремятся жить. Поэтому они и не знают Бога. А значит и не могут доверять Ему. Всё это приводит к тому, что многие люди, называя себя верующими, практически живут, полагаясь на человеческие авторитеты. Не отвергая Бога на словах они отвергают Его на деле. Не возможно довериться Богу всецело и полностью, не решив выше описанных проблем. Для их преодоления можно предложить несколько практических шагов.

1) Проводите в личном общении с Богом как можно больше времени, и вы убедитесь, что лучше Него никто (и вы в том числе) не сможет управлять вашей жизнью. Для того, чтобы доверять Богу, нужно увидеть всё Его богатство, Его силу, величие, красоту, Его верность, Его действенность и Его любовь к своим детям. Наилучший способ познания Бога больше и больше читать о Нём в Его Слове. Бог рассказал о Себе людям в Библии, предоставив в ней необходимое и достаточное откровение о Себе. Читайте Библию, книгу за книгой, стих за стихом, снова и снова отмечая всё, что она говорит вам о вашем Создателе и Господе! Не пропускайте ни одного стиха раскрывающего характер Бога, Его атрибуты, цели, намерения, отношения к творению и к вам лично как к Его чаду.

2) Второй важный шаг - проводя время в общении с Богом, обращайте внимание на себя. Попробуйте увидеть себя в зеркале Библии. Говоря об этом я имею ввиду не только увидеть, что вы сделали сегодня неверно, но попробуйте увидеть свою истинную сущность, такой какой она описана в Библии. Подскажу вам только несколько наиважнейших моментов:

Во первых, мы являемся Божьим творением и Бог имеет полное право на нашу жизнь. Бог сотворил нас и только Он обладает правом управлять нашей жизнью Пс. 134:6; Кол. 1:16; Дан. 4:31-32; Ис 64:8. Он наш Творец и Господин и даже самое маленькое недоверие оскорбляет Бога. В каждом таком недоверии проявляется наша претензия на божественность, на роль управителя жизни, что является ничем иным как вызовом бросаемым Богу.

Во вторых, мы принадлежим Ему ещё и потому, что Он выкупил нас, своих детей из рабства греха и поэтому мы не свои. Вся наша жизнь, до её мельчайших деталей принадлежит Ему и поэтому каждый раз, когда мы сами распоряжаемся ею, мы узурпируем Божью власть, ставя себя на место, которое принадлежит только Ему 1 Петра 1:16-19; 1 Кор. 6:19-20

В третьих, мы созданы Богом так, чтобы Он был нашим руководителем. Он открывает нам Свою волю в Слове и нам необходимо понять, что Его воля в отношении нас, какой бы она ни была - есть абсолютное благо. Нам не нужно её бояться, я только принять и послушно подчиниться. Рим 12:2; Иак 1:17.

И последнее нам необходимо знать, что мы зависимы от Бога полностью и ничего не можем без Него. Даян. 17:28; Иоан 15:5; Рим 11:36. Мы абсолютно беспомощны без Бога. Бог - наш любящий Отец и Его решения и действия в нашей жизни продиктованы Его абсолютной любовью. Любое наше недоверие приносит боль Его любящему сердцу.

3) Третий шаг ведущий к практическому доверию Богу научитесь читать Писание честно сравнивая ваши представления о Боге и о себе с тем, что говорит о этом Библия. Нередко наши представления не соответствуют истине. Когда вы обнаруживаете что это так, немедленно выбросите их из головы и сердца, как выбрасываете мусор из дома. Позвольте Божьей истине освободить вас, и вашу жизнь для Его славы.

Эти несколько принципов представляют собой первые шаги в познании Богу и доверии к Нему. Если вы освоите их, вы познаете истинный "вкус" христианства, открыв для себя взаимоотношения с Тем, Кто превыше всего. Тогда доверие Богу будет радостным и естественным в каждом аспекте вашей жизни. Вы сможете насладиться настоящим покоем, который возможен только в любящих, нежных и верных руках нашего Создателя и Отца.

“Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои” (Пр.3:5-6)

Сколько бы ты не прочитал книг, сколько бы ни цитировал их, сколькими бы авторами не увлекался, только одна Книга будет тебя постоянно учить, только она постоянно открывает что-то новое, только Автор этой Книги знает тебя в лицо. Библия - это ценная Книга, ведь только она указывает нам прямой путь.

Бог обращается к человекушёпотом любви, а если он не услышан – тоголосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог обращается черезрупор страданий. Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем. В вашей жизни будут времена, когда вы не будете чувствовать, что Бог где-то рядом, но Он здесь.

Будут времена, когда вы не будете ощущать, что Бог любит вас, но Он любит вас. Будут времена, когда вы будете осознавать, что одиноки и покинуты, но Он всегда с вами, до самого конца.

Бог не даёт вам людей, которых вы хотите. Он даёт вам людей, в которых вы нуждаетесь. Они причиняют вам боль, любят, учат вас, ломают вас, чтобы превратить вас в того, кем вы должны быть в очах Божьих.

Довериться Христу трудно многим. Мешают: неверие, грехи, самоуверенность, гордость, жизненный опыт, в конце-концов стеснение и многое-многое другое. Но и среди обращённых ко Христу людей есть достаточное количество тех, которые бояться полностью доверить Богу свою жизнь, свои дела, проекты; бояться принимать ответственные решения, потому что не уверены в том, что Господь может помочь им.

Не нужно бояться Божьих планов в вашей жизни.Просто доверьтесь Ему, как дитя, Он любит вас. Доверяйтесь Богу и тогда вы сможете “идти по воде”, Он позаботится о вашей безопасности.

Один человек однажды спросил христианина: - "С какой стати я должен доверять Богу, когда видимой прибыли мне от того нет?" - "Когда ты болен, ты зовёшь врача, - ответил христианин, - и врач даёт тебе лекарство. Разве ты всегда понимаешь, почему он даёт тебе именно это лекарство, а не другое? Но ты доверяешь врачу, который лечит твоё тело, принимаешь лекарство. Почему же ты меньше доверяешь Богу, врачующему твою душу?"

"Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе" (Втор.6:17)

Не всегда то, что Бог говорит лично нам, понятно другим людям. Важно быть готовым к этому и не разочаровываться, не встретив должного понимания и одобрения. У каждого из нас есть время, дистанция, которую нам нужно просто пройти.Только те, кто доверятся Богу, кого Бог укрепляет, обязательно дойдут до конца!

Придёт время результатов и в нашей жизни! Написано, что когда женщина рождает, она терпит скорбь, но когда родит, уже не помнит о той боли, потому что родился человек в мир. Придёт время ответов, и мы забудем о месяцах и годах скитаний, страданий, угроз и переживаний. Мы также будем другими.

Придёт время результатов, но сегодня важно не забывать, не отвергать утешение, которое Бог посылает нам, как Его детям (Евр.12:5).

Бог знает, как разобраться со всеми нашими проблемами, но так важно хранить в своих сердцах правильные мотивы, пребывая в Божьей любви.

Вячеслав Бойнецкий, США г. Salem

Вам понравилось сообщение? поделитесь с друзьями в соц.сети. Спасибо.

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня мы совершаем память одного из наших отцов и учителей во Христе - преподобного Феодосия Великого, общий житий начальника. Это был один из мудрейших людей своего времени. Он является составителем первого общежительного монастырского устава. Преподобный Феодосий явил достойный пример упования на Бога. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить о том, почему мы с вами должны доверять Богу на протяжении всей нашей жизни.

Вера, прежде всего, является христианской добродетелью, это внутренняя убеждённость человека в существовании Бога. Однако истинная вера – это не только знание о Боге, но знание, влияющее на жизнь человека. Это не только признание существования Бога своим умом и не только доверие Ему своим сердцем, но и согласование своей воли с волей Божией.

Именно такая вера способна стать верой, действующей любовью, потому что истинная любовь немыслима без верности. Вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека, и только такая вера спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями и обретение евангельских добродетелей.

Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:6–7). Этими словами апостол Петр говорит, что христианину, всецело смиряющему себя под руку Божию, свойственно всю излишнюю заботливость о мирских благах отложить и всю надежду возложить на промыслительное попечение Божие, по обетованию Христа Спасителя о том, что у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:30).

Святитель Иоанн Златоуст писал, что если Бог знает все и «что даже волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться». Господь сказал это для того, чтобы показать всеобъемлющее знание и промышление о людях.

В деле спасения необходим синтез веры и добрых дел

Истинным примером упования на Бога в своей жизни служит житие преподобного Феодосия Великого, память которого мы совершаем. Однажды пред праздником Христова Воскресения ученики святого скорбели, что у них ничего не было на праздник для трапезы – ни хлеба, ни масла и ничего съестного, а больше всего были опечалены тем, что в такой пресветлый праздник не могли они совершить Божественной литургии, так как не было для службы ни просфор, ни вина. Они начали возводить ропот на преподобного. Святой старец же, имея несомненное упование на Бога, повелел братии украсить божественный алтарь и не скорбеть. Он поучал, что «Тот, Который препитал в древности Израиля в пустыне и после того насытил малыми хлебами многие тысячи людей промыслит и о нас: ибо Он ни силою не сделался слабее, чем был прежде, ни ревность Его в промышлении над миром не сократилась, но Он – Один и Тот же Бог во веки».

Здесь мы видим пример истинного упования на Бога. Господь тотчас посетил всецело вверившегося Ему праведника. К концу дня к пещере, в которой подвизался святой со своими учениками, пришел некий человек, везя различную пищу для пустынных постников, кроме того среди припасов были просфоры и вино для совершения Божественных Таинств. При виде такого чуда ученики блаженного возрадовались и познали, какой благодати сподобился старец их у Бога. Они в веселии отпраздновали Пасху, а принесенной пищи им хватило на всю Пятидесятницу.

Таким образом преподобный Феодосий исполнил слова, написанные царем Соломоном: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Прит. 3:5–6).

Однако нужно помнить, что в деле спасения необходим синтез веры и добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную», помня слова апостола Иакова о том, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2:17). Ибо если мы с верой не соединим достойной и добродетельной жизни, то будет напрасна наша вера.

Возлюбленные братья и сестры! Как мы с вами можем научиться доверять Богу в повседневной жизни? Мы нередко говорим: «все в руках Божиих», однако готовы ли мы всецело предать свою жизнь в руки Божии?

Мы каждый день несколько раз произносим молитву, которую заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Это молитва «Отче наш». В одном из ее прошений мы говорим: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10). Это прошение ставит нас перед настоящим испытанием: довериться Богу или отвергнуть Его и уповать лишь на свои силы. И если решимся всецело уповать на Бога, то мы должны воспользоваться бесценным святоотеческим опытом, который поможет нам достичь делания такой добродетели.

Преподобный Паисий Святогорец наставлял своих духовных чад такими словами: «Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу». Таким образом получается: если хочешь жить по воле Божьей, то нужно довериться своему Творцу.

Если мы хотя бы пять минут в день посвящали подробному обзору своей жизни, то мы заметили бы, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства

Вверяя себя в руки Божии, нам нужно понимать, что, если что-то происходит не так как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью. Вот только это не так легко, как думается. Паисий Святогорец говорит о многих искушениях, которые будут встречаться на пути каждого, кто решится жить, доверяя Богу. «Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти», - утешает нас святой Паисий.

Наша жизнь должна стоять на твердом камне упования на волю Божию. «Когда надеждой мы утверждены в Боге, - пишет архимандрит Ефрем (Мораитис), - то основание положено на камне, и, если подуют ветры и нахлынут реки, не ниспровергнут нас».

Все кажется таким легким и простым, когда мы об этом говорим, но как только приступает к практике, все становится невероятно тяжело. Именно в этот момент мы должны осознать: упование на волю Божию - дар от Бога, который подается каждому как плод молитвы. Поэтому нужно начать молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру.

Также в возрастании надежды на Промысл Божий нам могут помочь наблюдения за события нашей жизни. В быстротечности нашего мира, в зависании в социальных сетях и интернете мы многое теряем из виду, многого в нашей жизни не замечаем. Но если бы мы хотя бы пять минут в день посвящать подробному обзору своей жизни, то мы заметили бы, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства.

Так, дорогие братья и сестры, мы и сможем научиться уповать на волю Божию в каждый момент нашей земной жизни, особенно в периоды «богооставленности». Будем помнить твердо, что Господь всегда рядом, нам нужно лишь довериться Ему всем сердцем и душой.

Будем стараться, чтобы слова Христа: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (Мф. 17:14–23) никогда не были обращены в нашу сторону. Аминь.

Николай Александров Студент 3 курса Там же С. 100.

Ефрем Святогорец, архимандрит. Отеческие советы. Издательство Саратовской епархии, 2006. С. 157.

- Испытываешь ли ты чувство тревоги? - Я задавал этот вопрос очень многим людям, и большинство из них смотрели на меня, улыбались и отвечали:

Батюшка, это риторический вопрос? Естественно, все мы испытываем тревогу. Может быть, ты не тревожишься?

И тогда я оказался в трудном положении: когда я задал этот вопрос себе, то понял, что и во мне живет чувство тревоги. Все мы очень тревожимся. И сейчас, перед началом радиопередачи, я беспокоился и думал, смогу ли сказать то, что надо. Да, и я тревожусь.

Идешь в школу и видишь маленьких детей - оказывается, и у них присутствует в жизни напряженность, гонка, паника и неуверенность… Да, все мы беспокоимся. Невероятно, но это стало уже глобальной эпидемией. Всех нас охватывает это состояние.

Самое неприятное, что тревога - это то, что невозможно описать, не знаешь, что она собой представляет. Пытаешься подобрать слова - и не можешь. Что же это, в конце концов? Это - переполняющие душу страх, неуверенность, ощущение надвигающейся беды или мучительное воспоминание о том, что уже произошло. Так мы и живем: либо опасаемся того, что может случиться, либо то, что уже случилось, не отпускает, смущает и угнетает нас внутренне, ни на минуту не оставляя душу в покое.

Мы постоянно куда-то спешим, мы не умеем наслаждаться жизнью, которую нам даровал Господь. Мы постоянно находимся в погоне, постоянно ждем чего-то нового, отличающегося от того, что есть у нас сегодня. И возникает вопрос: а когда мы будем радоваться сегодняшнему дню? Когда им насладимся? Ведь то, что тут и сейчас, в твоих руках, так быстро исчезает. Время летит. Я говорю, и время пролетает, проходит. Настоящее постоянно ускользает от нас, мы постоянно живем в другом времени - между прошлым и будущим - и не замечаем настоящее. Сейчас часы показывают начало второго, но мы живем не этим часом, а завтрашним или послезавтрашним днем, думаем о том, что произойдет через месяц, какими мы будем. И туда, в будущее, мы заглядываем не созидательно и творчески, а с чувством тревоги. Постоянное ожидание чего-то и размышления об этом делают нас больными, и мы теряем способность радоваться.

Например, сейчас ты занимаешься какой-то работой, которая доставляет тебе удовольствие, но чуть позже она перестанет радовать тебя, потому что ты начнешь думать о следующих задачах, а потом - о следующих, и так бесконечно. Мы никогда не живем сегодняшним днем, не живем здесь и сейчас - а ведь это является единственно надежным и безопасным. Это то, что тебе принадлежит, благодаря чему ты можешь наслаждаться тем величайшим даром Божиим, который называется жизнью. И тем не менее, тревога не покидает нас, мы мечемся между тем, что было в прошлом, между воспоминаниями, переживаниями, событиями и тем, что теоретически может случиться в будущем. Таким образом проходит жизнь, летят годы и мы заболеваем. Не радуемся, не наслаждаемся, у нас неспокойные лица, неспокойные сердца, мы не умеем улыбаться, не можем вникнуть в происходящее и сказать: «Слава Богу!» Мы не можем остановиться. Становится страшно, если подумать, куда мы так спешим: мы спешим к концу своей жизни. Как будто торопимся побыстрее умереть.

Если умеешь жить настоящим, то понимаешь, что сейчас у тебя все хорошо, потому что в действительности у тебя не так много проблем, как предсказывало тебе твое тревожное воображение. Представим себе такой разговор:

Я плохо себя чувствую.

Что-то случилось?

Нет, но я встревожен.

Почему? Мы сидим и разговариваем. Тебе холодно?

Жарко тебе?

Нет, все в порядке.

Может быть, ты голоден? Давай, я дам тебе что-нибудь поесть?

Нет, спасибо!

Может быть, ты хочешь воды?

Значит, ты не голоден, не испытываешь жажды, тебе не жарко, не холодно. Но, может быть, тебе кто-то угрожает, может быть, есть человек, который тебя преследует?

Нет, у меня все хорошо.

Итак, с точки зрения условий жизни у тебя все хорошо, у тебя все есть. Представь, если бы кто-то из космоса мог увидеть тебя, живущего на планете Земля, хорошо одетого, сытого, то он непременно бы удивился, увидев беспокойство на твоем лице, тогда как сейчас у тебя все есть. В этот момент у тебя нет проблем.

Понимаю. Но дело в том, что я не знаю, как послезавтра пройдут экзамены, которых я жду, поэтому волнуюсь.

Но ведь это же будет послезавтра! А ты мне сейчас на вопрос: «Что с тобой?» - отвечаешь: «Я плохо себя чувствую, я встревожен, я беспокоюсь о том, что случится».

Твоя проблема заключается в том, что у тебя все хорошо, но ты не понимаешь, что у тебя все в порядке, не радуешься этому, сам ищешь себе повод и причину для беспокойства. Думаешь о том, что произойдет после экзаменов, что будет с тобой через несколько лет, кто будет заботиться о тебе в старости, что случится после твоей смерти, как будут жить твои дети, как распределишь свое наследство. Но скажи мне: разве это сейчас произойдет? Если бы ты ощущал каждую секунду своей жизни, как дар, который сейчас дает тебе Господь, тогда бы ты беспокоился о каждой проблеме только один раз. Когда, спросишь ты? Тогда, когда возникнет проблема, конечно. А сейчас что ты делаешь? Постоянно переживаешь, а ведь волнующая тебя ситуация, в конечном счете, может и не возникнуть. Пойми, ты тревожишься и терзаешься намного больше, чем Господь хотел бы для тебя.

Бог допускает,чтобы мы встретились с болью, но тревога явлается нашей собственной глупостью, нашим безумием, тревога - это ложь, которую мы сами создаем, с которой живем, и которой терзаемся. Боль является спасительной, в жизни надо пройти через страдания, притеснения, болезни, и это отведет тебя в рай. Господь допускает боль, чтобы дать тебе радость. Ту настоящую радость, которую мы потеряли из-за больного наслаждения, удовлетворения нашего эгоизма, и теперь только через страдания, через боль мы можем приблизиться к Богу. Но тревогу Господь не создавал. Тревога не является той избавляющей, творческой болью, которую Господь посылает нам и допускает ее пережить. Тревога - это мучительное состояние, которое мы сами себе придумали, благодаря ей мы стареем раньше времени, терзаемся сами и терзаем других. Попробуй, заставь свой ум работать, удержи свое воображение, это оно виновато во всех сценариях, которые ты придумываешь, рисуя в своей голове события, которые еще не произошли.

Произойдет землетрясение, говорят некоторые. И ученые не могут сказать, когда это будет, потому что и они не знают с точностью. Когда это случится, через пять недель или через пять месяцев? По всей Греции говорят о том, что нельзя спать в домах, под крышей, вдруг это случится ночью. Все ждут. Ждут и боятся. Паника, которая возникает вокруг землетрясения, в результате может привести к более гибельным последствиям, чем само землетрясение.

Все это происходит, потому что мы не имеем настоящей веры. Если ты по-настоящему веришь в Бога, то тебя не мучает тревога о том, что случится завтра или послезавтра. То, что тебе необходимо знать, Господь тебе уже сказал. Сказал не только о том, что будет завтра, но и что будет, когда наступит конец света, сказал тебе о Втором пришествии, все сделал, чтобы ты не беспокоился и знал, что существует Царство Божие, которое, я надеюсь, тебя ожидает; знаешь ты и о том, что существует место пребывания далеко от Бога - это место называется ад. Господь сказал тебе то, что нужно и полезно, а о другом тебе знать не надо. Почему?

Потому что Бог милостив и человеколюбив. Он знает и понимает нас, потому что Сам был Человеком. Значит и ты должен быть человечным, понимать другого и не обременять его, потому что Господь нас не обременяет, не загружает нас Своими заботами и Своим знанием, потому что мы не можем их перенести. Он дает нам лишь то, что мы можем вынести и не хочет создавать в нас тревогу. Господь не сказал нам, когда произойдет второе пришествие, потому что знает, что это нас растревожит. Бог хочет, чтобы мы знали с чем мы можем столкнуться в жизни, чтобы всегда были готовы подвизаться спокойно, мирно, смиренно, с доверием, и когда Он придет, могли бы встретить Его с радостью. Если каждый прожитый день приближает тебя к Богу, то, что бы ни произошло, пусть происходит.

Какой странной стала наша жизнь! Вместо того чтобы ее сделать раем, мы превратили ее в ад. У нас есть все, но мы все время переживаем; если в доме одна машина - тревожатся за одну, если больше - тревога возрастает пропорционально количеству машин, припаркованных у дома. Имеешь дачу - еще одна тревога: чтобы ее не ограбили. Сигнализацию поставил, и снова беспокоишься: что будет, не откажет ли? У нас в домах идеальные замки, электронные системы слежения, сигнализация, собаки, которые следят и охраняют наш балкон, сад, автостоянку… А сколько сейчас страховых компаний! Вы можете застраховать все, что угодно. И все же наша душа тревожится, мы не можем спать спокойно. Мы чувствуем постоянный дискомфорт, с нами что-то происходит. У многих возникают физические проблемы от постоянного стресса. Они чувствуют тяжесть на сердце, их артериальное давление поднимается, им нечем дышать. Все это - болезни души, которые отражаются на теле. Когда душа смущена, она смущает и тело. Когда тело неспокойно, то и душа мучается. Все это взаимосвязано.

Когда сумеешь понять, что то, что тебя беспокоит, не так важно, как кажется, то перестанешь тревожиться. Ведь тревогу испытываешь, когда думаешь, что то, что тебя волнует, является проблемой мирового значения. Каждый день ждешь и говоришь: «Это обязательно должно случится!» И если ожидаемое событие не произойдет, ты заболеешь. Например, ты очень хочешь пойти на прогулку. Прекрасно, но ведь эта прогулка не является смыслом всей твоей жизни. Обстоятельства могут сложиться так, что ты не сможешь выбрать время для прогулки. Но если ты вложишь в нее душу, и будешь добиваться прогулки любой ценой, то будешь мучительно переживать, если этого не произойдет. А ведь так просто сказать себе: «Не получилось, ну, ничего страшного, в следующий раз!» Если наша душа станет настолько гибкой, что мы спокойно, не упорствуя, сможем менять свои планы, изменять свои решения, тогда, чтобы ни случилось, мы научимся принимать это спокойно, говоря: «Прекрасно, мне это Господь послал! Я хотел одного, но Бог мне дал другое. Значит, так было угодно Богу!»

Мы же, в основном, предпочитаем всего добиваться силой, проявляем упорство, настаиваем на своем, и очень переживаем свою неудачу. Я обратил на это внимание однажды, когда хотел купить себе интересующую меня книгу. Я пошел в книжный магазин, но не нашел там ее. Тогда я пошел в другой магазин, но и там поиски оказались безрезультатны. Время летело, и книжные магазины начали закрываться. Я стал беспоиться, спешить, чтобы добиться своего и все-таки купить эту книгу. Пошел в третий магазин, но там ее тоже не было. Я нервничал, я говорил себе: «Надо срочно идти еще в один магазин, надо торопиться, вдруг я не успею, и он закроется!» И в какой-то момент, когда я почти бежал по дороге, я вдруг подумал: «Предположим, что мне повезет, и я, наконец-то, куплю эту книгу. Стану ли я прямо сейчас читать ее? Нет. Почему бы тогда не купить ее позже? Скажем, завтра». И я успокоился.

Нам всем надо учиться не быть упрямыми, не упорствовать, добиваясь своей цели, и тогда мы не будем беспокоиться, не будем страдать, а сможем сказать спокойно: «Пусть будет на все Божья воля! Господь все устроит». Давайте учиться на примере святых, которые не только не переживали, когда не получали желаемого, но и не сокрушались, даже когда что-нибудь теряли. Это их не волновало, не беспокоило, хорошее они воспринимали с миром в сердце и с благодарностью Богу, а о потере спокойно говорили: «Хорошо, что Бог допустил мне это потерять!»

Впрочем, если я с чувством тревоги поеду сейчас на, то буду ее носить в себе и там. Сегодняшние святогорские монахи - это люди нашего времени, они не прилетели с другой планеты, они еще не ангелы, а люди. Однако старые святогорцы, которые уезжали из спокойного городского мира, чтобы жить еще более тихой жизнью на Святой Горе и чтобы отдать себя полностью Богу, когда опаздывали на паром из Афона, не гневались, а говорили:

Ничего страшного! Сяду на следующий паром!

А знаете, когда прибывал следующий паром? Только на следующий день. Один паром в сутки.

Мы же, когда опаздываем на автобус, на трамвай, не успеваем на поезд в метро, мучаемся и переживаем. Садимся на следующий автобус, пришедший через десять минут, и не можем успокоиться и утихнуть всю дорогу. А они говорили: «Ничего страшного! Сяду на следующий паром!» - и их лица были спокойны. Монах возвращался обратно в свой монастырь, снимал с плеч рюкзак с продуктами и начинал молиться, затем снова шел в огород и начинал работать. Иной ритм, другая жизнь...

Да, батюшка, - скажете вы, - но это когда было! А сегодня мы не такие. Сегодня мы постоянно торопимся! Если не будем торопиться, то не выплывем в этом житейском море.

А я отвечу: когда надо, торопись, но затем будь спокойным. Вопрос ведь не в том, торопиться или нет внешне, главное, не допустить, чтобы эта спешка стала частью твоей души. Да, торопись, когда надо, когда есть много работы. И в монастырях на Святой Горе, когда приезжают официальные гости, или какой-то праздник и ожидается большая трапеза, монахи много работают. Они в постоянном движении, бегают, что-то делают постоянно, но душа их, однако, спокойна, она никуда не торопится, она предстоит пред Господом. И все время они молятся: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!».

То есть, моя душа отдана Христу и я спокоен. И все идет хорошо. Вот так должно быть, и об этом говорит и. Он рассказывает, что когда он жил в монастыре Эсфигмен, на него и еще одного монаха из братии возложили послушание после Святой Литургии готовить кофе для гостей. Тот, другой монах, волновался, тревожился и уходил из храма до молитвы «Молитвами святых отец наших...», чтобы успеть сварить кофе, потому что говорил себе: «Иначе я не успею!»

Я же, - рассказывает старец Паисий, - говорил себе: успокойся, останься помолиться, чтобы успокоилась твоя душа, а затем пойдешь готовить кофе. Бог все знает, он знает, что тебе поручено делать.

Старец жил с сознанием постоянного присутствия Бога в своей жизни, с пониманием того, что Бог все знает и помогает всегда. Поэтому старец Паисий выжидал. Заканчивалась Литургия, он брал просфору и спокойно шел готовить кофе.

И знаете, что я заметил? - говорит он, - у того монаха, который раньше меня уходил из храма, все получалось из рук вон плохо: он торопился, нервничал, проливал кофе, обжигался. А я после «Молитвами святых отец наших...» успевал во всем, и все у меня получалось. Как же Бог хорошо все устраивает!

Какой поучительный пример! И мы должны, пока есть возможность, не торопиться, не нервничать, жить в спокойном ритме, и тогда будем успевать все, что должны.

Нужно так устроить свою жизнь, чтобы душа не тревожилась и была спокойна. Душа того монаха, о котором говорил старец Паисий, была смущена, и поэтому у него ничего не получалось. Но даже если бы он и справился со своей задачей, но не имел бы Божиего благословения, то душа бы его все равно прибывала бы не в мире, а излучала бы смятение. В этом суть дела. Не в приготовлении кофе, а в нашем внутреннем спокойствии. Тревога не исчезает, а только возрастает, когда избегаешь Бога и не доверяешь Ему. Некоторые люди, например, выходят из храма до окончания Литургии, чтобы успеть сделать запланированное на день. Это неправильно. Живя с Церковью одной жизнью, ты научишься преуспевать во всем. Господь будет задавать ритм твоей жизни, и тогда все будет происходить в свое время, и ты будешь все успевать, будешь чувствовать себя спокойно, и благословение Божье будет на всех твоих делах.

Однажды я спросил у одного человека:

Как ты преодолеваешь чувство тревоги?

Он ответил:

Мне кажется, оно непреодолимо. Все испытывают тревогу, это неизбежно.

Я сказал ему:

Это справедливо только для тех, у кого есть склонность к этому.

Действительно, есть люди, которые особенно остро переживают все, происходящее вокруг, и считают себя ответственными за это. У них сильно развито чувство вины, и им очень сложно сохранять мир в душе. Что бы ни случилось, их охватывает паника, хотят они этого, или нет. Эту особенность своей личности человек должен знать, тогда он научится управлять тревожностью, контролировать ее, для того, чтобы не мучить ни себя, ни других.

К сожалению, сейчас мы дошли до того, что воспринимаем это болезненное состояние как что-то естественное. Хотя, если вдуматься, то сразу видна разница. Одно дело - волноваться, если мы ожидаем гостей, и поэтому убираем дом, готовим, накрываем стол. В этот момент мы активны, торопимся, в нас присутствует положительный заряд, жизненная сила - ведь мы искренне хотим, чтобы все были довольны. И совсем другое - гангрена тревожности, которая медленно разъедает душу. То мучительное состояние неуверенности, которое делает человека больным. Тому, кто бесконечно испытывает стресс по собственной вине, противостоит уравновешенный человек, человек, который делает все спокойно, естественно, живет без паники, без болезненных забот, то есть так, как заповедал нам Христос.

Вспомните, в Деяниях Апостольских рассказывается о том, что святые апостолы Павел и Сила ночью в темнице спокойно спали, хотя утром их должны были отвести на суд. А теперь представьте себе: через несколько часов тебя будут судить, твоя жизнь под вопросом, а ты спишь спокойно! Невероятно, - скажете вы. Но эти великие мужи сумели сохранить мир в душе и полностью вверить себя благой воле Божией. Разве может Творец оставить Свое творение?

Но и тогда практически не было людей, обладающих таким душевным спокойствием. По словам, даже сам Христос не смог в те времена найти человека, который бы не тревожился о будущем, чтобы нам сказать - будьте как этот человек! И тогда все чувствовали неуверенность, переживали, что принесет им грядущий день. Не было такого человека. Не мог Христос указать на него апостолам со словами: « Посмотрите, как он спокоен! И вы будьте как он». А говоря о простоте и чистоте сердца, Христос привел в пример детей. То есть Ему легче было найти чистых сердцем, чем не тревожащихся. И тогда Он обращает наш ум, наши глаза к природе, к цветам, к птицам небесным: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их (Матф. 6,26)».

Господь заботится о нас, потому что мы - Его творение, творение Его любви, Его сердца. А мы живем так, как будто не имеем Бога, как будто не имеем Отца Небесного, как будто Христа не существует, как будто Он не рядом с каждым из нас. Мы ежеминутно забываем о клятве, которую Он дал нам. Господь говорит: может наступить время, когда мать забудет своих детей, но Я никогда тебя не забуду, никогда тебя не предам, не оставлю тебя во время твоей болезни, на больничной койке, на инвалидной коляске, буду с тобой в том, что тебя беспокоит, во всех твоих скорбях, в нищете и горе Я буду рядом с тобой, обещаю тебе. Он сказал это на Кресте и подписался Своей кровью. «Нет большей любви, чем та, которая есть у Меня - пожертвовать своей жизнью ради своих друзей, и Я так сильно люблю вас, что делаю это», - говорит нам Господь.

Значит, твоя жизнь не случайна, ты не оставлен на произвол судьбы, Бог наблюдает за тобой, защищает тебя и говорит тебе: «Я дал тебе жизнь, неужели Я тебе не дам все необходимое для жизни и оставлю тебя? Я дал тебе тело, неужели Я не позабочусь о нем - о еде, воде, одежде, о твоем доме, о том, что тебе необходимо, неужели Я не позабочусь о тебе? Тогда зачем Я тебе дал тело? Зачем Я тебе дал душу? Зачем тогда Я поставил тебя на этой планете, неужели, чтобы тебя мучить? Конечно, нет! Взгляни на Голгофу, посмотри на Мое лицо, посмотри в Мои глаза, чтобы понять, что Я люблю тебя! А ты все время чего-то боишься, постоянно в смятении. Я тебе дал столько доказательств Моей любви, а ты слеп, и глаза твои не видят ничего!».

Что же это? Как можем мы быть такой чудовищной раной для Бога, оскорблять Его своими поступками, причинять Ему боль, да, боль, потому что жизнью своей мы как будто постоянно говорим Ему: «Я Тебе не верю! Не верю, что Ты существуешь! Не верю, что Ты меня любишь! Я не верю, что Ты мне поможешь!»

Думаете, это не про вас? Вы скажете: «Но, батюшка, как же так, мы ходим в храм, молимся, слушаем церковное радио, может ли такое быть, чтобы мы не верили?» А я отвечу: «Может». Потому что теоретически мы верим, что Бог существует, что-то знаем и говорим об этом, но не переживаем веру как доверие. Доверять - это отдавать всего себя без страха, полностью.

Тот, кого ребенком учили плавать, помнит, что родители говорили ему: «Не волнуйся, расслабь свое тело, мы держим тебя, помогаем тебе, дыши спокойно, если ты испугаешься, забеспокоишься, то ты утонешь». Так и Господь говорит человеку: «Расслабься, успокойся, перестань переживать о себе, доверься Богу, и тогда почувствуешь, что означает настоящая вера, не теоретическая, а вера сердца и опыта». Попробуйте вверить себя Богу, и увидите, что Господь благ, попробуйте, и ощутите Его доброту, милосердие и любовь. И тогда вы поймете, о чем говорил Христос, заповедуя не думать о завтрашнем дне, а жить сегодняшним: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6,34)». То есть, достаточно и сегодняшних забот и проблем, не нагружайте себя дополнительно, живите сейчас, проживайте каждую минуту так, чтобы почувствовать, что Бог любит нас, каждого из нас, без исключения.

Но... Ты не веришь, что каждый миг, каждую секунду Он рядом с тобой? Тогда сделай одно движение - положи руку на сердце и почувствуй, как оно бьется. Что это означает? Это значит, что в этот момент, когда ты сомневаешься в Нем, Господь заботится о тебе, и поэтому твое сердце бьется. Господь любит тебя, и свидетельствует об этом биением твоего сердца, твоим дыханием, твоими глазами, которые видят мир, твоими ушами, которые слышат, твоими органами чувств, которые могут воспринимать все дары Божии, которые даны нам в этом мире.

Человек должен научиться жить с ощущением присутствия Бога в своей жизни - и постепенно это чувство изгонит болезненную тревожность из его души. Если мы сумеем почувствовать Божию любовь, то увидим, что все остальные проблемы исчезнут. Мы успокоимся, наша душа избавится от бесконечного стресса, напряжения, трудностей, которых, на самом деле, практически не существует. Мы задавлены своей логикой, своим рационализмом, полагаемся на свои силы, на свой интеллект, на свои способности, деньги и знакомства, и очень мало доверяем Богу. Пока не поздно, надо изменить это в себе, и, склонив голову, сказать: «Господи, возьми мою жизнь и делай с ней что хочешь, только бы я чувствовал, что Ты меня направляешь, что Ты держишь меня, что Ты меня защищаешь, что Ты меня любишь, что Ты находишься рядом со мной! Этого мне достаточно!»

Доверить все свои заботы Христу надо еще суметь.

Знаете ли вы самое игнорируемое повеление Христа? Не заботиться, или, другими словами, не беспокоиться.

А знаете, какое повеление Бога звучит в Писании чаще остальных? «Не бойся!»

Библия говорит нам не беспокоиться и не бояться, но одного взгляда на наше общество достаточно, чтобы понять, насколько серьезно мы к этим повелениям относимся.

Хотя, в принципе, все понятно. Ведь легче сказать, что не надо волноваться, чем, собственно, не волноваться. Все мы о чем-нибудь переживаем: о взаимоотношениях, деньгах, здоровье, будущем. Мы заморачиваемся о работе, ответственности, нелегких решениях.

Наши беспокойства мы можем называть разными именами, но все они - синонимы слова страх.

Страхов у нас пруд пруди. Боимся ошибиться в принятии решений, боимся неизвестности, невозможности изменить свой характер. А когда у нас заканчивается список законных оснований на страх, мы придумываем себе дополнительный список. Похоже, что наш мозг - это фабрика производства страхов, на которой денно и нощно, не покладая рук, трудятся эльфы. Мы заняты массовым производством беспокойства. Двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, 12 месяцев в году, лет так 70-80.

Страх без причины

Раз за разом Бог призывает нас не бояться. Он заповедует нам не беспокоиться. Не просто «если нет на то весомой причины не беспокойся или если тебе от этого легче, то тогда…», а вообще не беспокоиться.

И чтобы помочь нам выполнить заповеданное, Бог рассказывает, как перестать бояться. В 12 главе евангелия от Луки Иисус призвает довериться Ему: «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» А в первом послании Петра апостол призывает нас возложить все заботы на Бога, отдать все Ему.

Многие из нас не могут избавиться от чувства, что отдавать свои заботы Христу - задача практически невыполнимая. Мы просто не в состоянии выполнить это повеление Христа. Что ж, может пора уже попросить своих друзей или даже психологов помочь вам? Нет ничего такого в том, чтобы признать свое бессилие перед лицом ежедневных страхов и беспокойств. Эту битву совсем необязательно вести в одиночку. Чем быстрее вы это поймете, тем быстрее освобоитесь от тягостного ига беспокойств.

Научившийся жить без страха по-настоящему познал Бога. Ибо только такой человек может честно сказать, что в Его жизни всем управляет Бог, который заботится о Своем чаде и способен быть выше любых обстоятельств.

Реакция на беспокойство

В церкви не проходит и дня, чтобы мы не говорили о вере.

Вера и сомнения - неразлучные спутники в наших проповедях. Но сомнения - это не противоположность веры. Не совсем. Противоположность веры - это страх. Именно поэтому так часто в Библии мы слышим: «Не бойся!»

Нам не надо бояться, потому что Бог любит нас. Он пообещал о нас заботиться. Он не давал обещаний об отсутствии боли в нашей жизни. Но у нас есть обещание, что Он вернется и заберет у нас нашу боль.

Как перестать беспокоиться? Нам пора вооружиться пониманием Божьей сущности.

1. Вооружись пониманием сущности Бога

Благ ли Бог? Всемогущ ли? Любит ли он тебя? Позаботится ли Он о тебе? Если ваши ответы на эти вопросы «да», то причин для беспокойства у вас практически не остается. Остается только довериться Богу.

2. Подчинись.

Мы боимся, потому что хотим все знать наперед, хотим все держать в своих руках. Но Бог все знает наперед. Бог все держит в своих руках. А мы доверяем Ему. Мы преодолеваем свои страхи, зная, что Бог благ и позаботится о нас. Сложи все свои беспокойства у Его ног и там их и оставь. Как это сделать? Молись. Когда маленький ребенок чего-то испугался, что он делает? Бежит к родителям. Это самый эффективный способ борьбы со страхами. Если вас что-то беспокоит - молись.

3. Подумай о своем защитнике.

Наши взаимоотношения с Богом сильно влияют на наше восприятие мира. Все эти беспокойства о еде, одежде, общественном мнении и деньгах становятся ненужными. Мы им противопоставляем уверенность, что наш Вседержитель царит над всем этим.

4. Думай об Иисусе.

Вспомни, что Иисусу пришлось вынести ради тебя. Будучи безгрешными Он понес наказание за всех грешников. Он страдал. Он умер на кресте. Все наши преступления Он взял на Себя. Если все это Он испытал ради тебя, неужели ты веришь, что в какой-то момент Он вдруг Тебя бросит?

5. Знай, кто ты.

Ты принадлежишь Богу. Ты - Его. Ты - Его дитя. Если помнить об этом, жизненным страхам не за что будет зацепиться в твоем сердце. Страхи процветают посреди неуверенности. Будь уверен во Христе.

Хватит постоянно думать «а вдруг?». Можно всю жизнь растратить на просчеты всяких возможностей и невозможностей. И пока вы будете заниматься этим, вам просто некогда будет думать о том, на что вы действительно можете в своей жизни повлиять.

Разговаривайте с друзьями, если нужно - даже с психологами, о своих переживаниях. С их помощью у вас все получится.

Беспокойства не избавят вас от неизбежностей завтрашнего дня. Но они способны лишить вас радости дня сегодняшнего. Вспомните историю Марии и Марфы из евангелия от Луки 10. Мария сидит у ног Христа. Марфа беспокоится о множестве дел. А Иисус призывает нас не беспокоиться. Он хочет, чтобы мы жили полноценной жизнью. Страхи и беспокойства крадут наше право на такую жизнь. Наше внимание рассеивается на страхи. Чтобы их преодолеть, следует сфокусировать все свое внимание на Христа. И тогда страхи станут незаметным фоном наполненой Богом жизни.

Добавить комментарий